Боевой клич Ёлбарса

Мы приближались к пустыне. В машине нас было трое. Мои друзья, арендаторы Ильяс и Сердар, пригласили меня посмотреть их посевные поля, где они выращивали хлопок и пшеницу посезонно.
Вскоре перед нами открылись необъятные просторы великих Каракумов. Очарованный созерцанием прекрасного, я погрузился в свои мысли. Новенький джип начал легко преодолевать песчаные дорожки, предоставив мне возможность совсем близко рассмотреть пустыню. Густые леса из саксаула, кандыма, черкеза, песчаной акации покрывали каждую её пядь. 
Свой интерес к «непрошеным» гостям то и дело проявляли суслики и тушканчики, чьими норками было усеяно всё вокруг.
Ехали долго, блуждая между барханами. Мне казалось, что все изгибы дорог были совершенно похожи друг на друга. Однако мои друзья хорошо ориентировались в этих безбрежных песках.
За полдень мы подъехали к полям, где колыхалась золотая пшеница. Мы долго ходили по этим чудным местам, друзья мне рассказывали про особенности выращивания такого богатого урожая, а я не скрывал своего удивления от увесистой тяжести пшеничных колосьев.
Начинало смеркаться. Ильяс с Сердаром быстро разожгли костёр и приготовили ужин. Наступил один из блаженных моментов отдыха на природе. Горящий костёр, ароматный запах еды, душевные разговоры…
Прошло какое-то время, когда вдруг невдалеке раздался собачий лай. Мы прервали свою беседу и прислушались. Лай раздался вновь уже совсем близко. Мы привстали и начали осматриваться. 
Рядом на бархане внезапно появился крупный алабай. Внимательно посмотрев на нас, он начал приближаться. Мы растерялись, не зная, как поступить дальше.
– Спокойно, спокойно, ребята. Алабай не трогает людей без причины. Так что не волнуйтесь, – попытался успокоить я своих друзей.
– Ну а как узнать, есть ли у него причина трогать нас или нет? – не без иронии ответил мне Ильяс.
– В любом случае успокойтесь и не проявляйте агрессивность по отношению к собаке, – сказал я.
Алабай медленно приближался, не спуская с нас свой взгляд. За несколько метров до нашего «природного» дастархана алабай присел.
– Как же его зовут? Надо попробовать пойти с ним на сближение. Чем мы можем угостить его?
– Может дать колбасу, хлеб, – предложил Сердар.
– Так, хорошо. Вы садитесь потихоньку, а я попробую покормить его.
Я достал из сумки колбасу, порезал на небольшие кусочки. Взял немного хлеба и начал приближаться к алабаю. 
Собака с интересом наблюдала за мной, но враждебности не проявляла. Приблизившись на максимально допустимое расстояние, я положил еду на видное место и отошел.
– Ешь, алабайчик, ешь. Как же тебя, интересно, кличут?
Алабай просто посмотрел на наше угощение и даже не попытался принюхаться, попробовать еду. Он так и остался сидеть на своем месте.
– Понятно, чужое не едим. Это в твоем характере, туркменский алабай! – сказал я.
– Ребята, посмотрите, какой же он красавец! – сказал Сердар.
Действительно, окрас алабая был белоснежным, со светло жёлтыми пятнами на боках и спине. Такое же пятно украшало его правый глаз. Эти пятна словно отражали золотистый цвет наших песков. Крупная и мускулистая фигура говорила о силе и мощи собаки. Широкая грудь, большие и крепкие лапы явно свидетельствовали о том, что алабай был породистым.
– Да, чистопородный алабай. Скорее всего, это собака местных чабанов, – сделал вывод Ильяс. – Они могут выращивать таких красавцев.

Я не знаю, сколько времени продолжалось наше такое нежданное знакомство. Алабай внимательно рассматривал нас, а мы с восхищением любовались природными данными этой уникальной породы собак.
В это время неожиданно для нас раздался незнакомый возглас:
– Ёлбарс! Спокойно, Ёлбарс!
Мы обернулись и увидели человека на коне. Спрыгнув с коня и подвязав его, он подошёл к нам и поздоровался. 
Мы обменялись принятыми по туркменскому этикету словами приветствия, назвали свои имена. Затем разговор с нашим новым знакомым, чабаном Джепбаром ага уже продолжился у костра.
– Значит, алабая зовут Ёлбарс? – спросили мы.
– Да, Ёлбарс. Он самый старший из моих собак. Ему шесть лет. У меня есть ещё две взрослые собаки: Гаплан и Гудрат. Одному три, другому четыре года. Есть ещё три щенка, которым пока по годику. Щенки щенками, а уже пытаются выяснять отношения со взрослыми. Ну в принципе, так алабаи и воспитываются с детства, развивая в себе решительность, сноровку и другие бойцовские качества.
– Джепбар ага, у вас где-то рядом пастбище? – спросил я.
– Да, здесь неподалёку. Мы всё время меняем пастбища для отар. Этим мы стараемся оберегать наши угодья. Трава должна успеть прорасти снова, поэтому мы перемещаемся к новым землям. Я потомственный чабан и представляю шестое поколение. Теперь стараюсь передать все навыки пастушьего дела своему пятнадцатилетнему сыну. Сейчас он находится рядом с отарой.
– Вы не боитесь его оставлять одного, ведь он ещё совсем молодой.
– Нет, нисколько. Пусть учится самостоятельности. Да, к тому же с ним преданные помощники – Гаплан и Гудрат!
– Джепбар ага, а почему Ёлбарс появился здесь до вашего прихода?
– Мы вас увидели ближе к полудню, когда ваш джип подъезжал к этим местам. Вот Ёлбарс и прибежал на разведку, чтобы узнать, кто же вторгся на его территорию. Вы же знаете, что алабаи с подозрением относятся к незнакомым людям. В принципе мы должны были ещё два-три дня назад перекочевать на новое пастбище. Однако местные чабаны попросили нас задержаться, так как здесь обитает одинокая гиена. Хитрое и коварное животное. Никогда не уходит без добычи. Чабанам удалось пристрелить самца, но самке удалось скрыться. Теперь она представляет реальную угрозу как для человека, так и для овец.
Джепбар ага прервал свой рассказ, встал и подошёл к коню. Достал что-то из хорджуна. Отвязал коня, похлопал по шее и сказал:
– Иди, Гайрат, погуляй немного и подкрепись. Скоро вернёмся на пастбище.
Посматривая на хозяина преданными глазами, статный, золотистый ахалтекинец послушно отошёл и начал выискивать для себя подходящую траву. 
«Надо же, ведь окрас коня тоже сочетается с цветом песков, – подумал я. – Наверное, всё-таки существует какая-то невидимая гармония между животными и пустыней. Ахалтекинский скакун поистине является гордостью туркменского народа. Трудно оторвать от него взгляд, так как его красота пленяет любого».

Джепбар ага снова подошёл к нам, присел и сказал:
– Угощайтесь, гости дорогие! Вот свежий чурек, каурма, верблюжий чал.
– О, спасибо большое, Джепбар ага! – сказали мы. – Так это настоящий пир для нас.
– Ешьте, ешьте, ребята. Вы же знаете, что всё это – наши национальные блюда. Колбасу успеете и дома поесть, в городе, – подтрунивая над нами, сказал чабан.
За трапезой наш разговор продолжился.
– Так вот, чабаны попросили нас избавить их от гиены. И рассчитывают они на Ёлбарса.
– Почему?
– У Ёлбарса уже есть заслуги, и он пользуется среди чабанов репутацией смелой боевой собаки.
– А что за заслуги? Расскажите, Джепбар ага.
– Ладно, расскажу про один случай. Прошлая зима выдалась чересчур холодной. Корма не хватало как для овец, так и для хищников. Поэтому участились случаи нападения волков на овец прямо в загонах. Тактика у волков проверенная: два-три молодых волка внезапно появляются у загона, истошно воют и начинают пугать овец. 
На защиту с громким лаем прибегают собаки. В это время волки убегают, уводя за собой собак. Среди овец начинается паника, и они, снося все на пути, сами выбегают за ограждение. 
В этот момент взрослый волк хватает овцу и спокойно уходит в свое логово. Ни чабаны с ружьями, ни собаки ничего не могут сделать. Всё происходит в считанные минуты. Там, в логове, стая волков собирается и расправляется с добычей. Так повторяется по многу раз. Естественно, чабаны потом терпят убытки.
– И что же Ёлбарс? 
– Ёлбарс разгадал тактику волков. Однажды стая из четырёх волков наведалась к нам в загон. Всё произошло где-то часа в два ночи. Люди в это время спят крепким сном. Поэтому я ничего сначала не понял. Проснулся от громкого лая собак. Когда я подбежал с ружьём к загону, было уже поздно. Овцы все разбежались в темноте, и я только слышал лай Гаплана и Гудрата, которые отгоняли волков. Однако потом я услышал грозный, боевой клич Ёлбарса. Он начал преследовать матёрого хищника с добычей, догнал его и вступил с ним в неравный бой. Ведь Ёлбарс был ещё молод по сравнению с взрослым и опытным волком. К тому же волк не ожидал, что его тактику разгадает молодой алабай. 
Когда я, наконец, прибежал на место схватки, которую определил в ночи по звукам борьбы, то всё уже закончилось. На земле лежал бездыханный волк, а рядом, крепко зажав его горло зубами, лежал измождённый, раненый Ёлбарс. Неподалёку также лежала убитая овца, – сказал чабан.
Некоторое время он молчал. Видно нахлынули воспоминания той нелёгкой ночи.
– У Ёлбарса это был первый бой с хищником, и он победил в этой тяжёлой схватке, – продолжил Джепбар ага. – Потом он уже не раз побеждал волков, завоевав авторитет настоящего бойца. Вот теперь чабаны просят спасти их стада от гиены. Говорят, она бродит в этих местах, потом внезапно появляется, нападает и забирает зазевавшуюся овцу, – закончил свой рассказ Джепбар ага.
– Расскажите ещё про Ёлбарса, – попросили мы чабана.
– Поздно уже, ребята. Сын, наверное, уже заждался. Пойду я, а про Ёлбарса я вам ещё много расскажу. Вы же будете приезжать сюда, а я вас сам найду, – сказал Джепбар ага.

Мы встали и хотели попрощаться с чабаном, как вдруг вдалеке раздался неприятный, мерзкий крик какого-то зверя, похожий на душераздирающий вопль. 
Ёлбарс сразу вскочил, посмотрел в ту сторону, откуда раздался этот крик, и грозно пролаял. Это был даже не лай, а скорее настоящий боевой клич. Затем мы услышали далёкий лай других собак. Мы всё поняли: это ответили своему вожаку Гаплан и Гудрат. После этого Ёлбарс резко скрылся в темноте.
– Это гиена. Поскакал я, ребята. Завтра увидимся, – крикнул Джепбар ага, лихо вскочил на коня и тоже исчез в ночи.
Несмотря на позднее время, мы ещё долго сидели возле костра. Каждый из нас думал об исходе предстоящей схватки Ёлбарса с коварным хищником.
На следующий день мы с нетерпением ждали чабана, чтобы узнать о судьбе Ёлбарса, но он не появился. Уже ближе к вечеру мы собрали вещи, загрузили их в машину и тронулись в путь.
– Интересно, как там Ёлбарс? Был бой или гиене удалось всё-таки обхитрить собак? – размышлял я вслух.
Мы, наверное, отъехали три-четыре километра, когда вдруг увидели вдали всадника.
– Неужели это Джепбар ага?! – в один голос воскликнули мы.
Когда подъехали ближе, у нас уже не было сомнений. Это был чабан.
– Ну, как я мог не проводить вас, – сказал Джепбар ага, здороваясь с нами.
Увидев наши тревожные взгляды, он сказал:
– Не переживайте. Ёлбарс молодец. Победил он гиену. Правда, сам тоже поранился, но ничего, выходим мы его. У нас для этого есть всё необходимое.
Мы облегчённо вздохнули.
– Думаю, в следующий раз он снова встретит вас. Ведь это его территория, – улыбнулся чабан.
Попрощавшись с Джепбаром ага, мы тронулись в путь. В дороге каждый из нас высказывал своё восхищение смелостью туркменского алабая.
Через три часа мы уже ехали по оживлённой автомагистрали. Пустыня давно осталась позади, но перед глазами не исчезал образ отважного Ёлбарса, а в ушах слышался его грозный, боевой клич. 

5
1
Средняя оценка: 2.92903
Проголосовало: 155