На смерть М. Горбачёва
На смерть М. Горбачёва
У людей, относящихся к поколению 50-летних-40-летних, его имя будет стойко ассоциироваться с развалом Советского Союза, ныне воспринимаемым большинством смесью преступления и катастрофы…
Большинству же молодых, вьющихся в технологическо-денежном вихре соблазнов, это имя мало о чём говорит…
Теперь, после постсоветских шараханий, нагромождения нелепостей, триумфа потребительства – неистового, буквально с отказом от души – последние советские времена, несправедливо окрещённые «застоем», воспринимаются раем стабильности, культурного производства, человечности отношений… Из минусов – бытовой комфорт.
Сложно сказать, почему именно эту сторону реальности не удавалось поднять на достойный уровень…
С космосом и балетом получалось, с наукой и поэзией тоже, а вот хорошую обувь делать не умели, и дефицит был непреодолим: хотя… голодных не было.
И беспризорников тоже.
И о наркотиках… знали только по западным фильмам…
Горбачёв напоминает человека, подошедшего к сложному, отлаженно работающему механизму и вырвавшему наугад деталь: так, что маховики и шестерёнки стали разносить друг друга…
Опять же, сложно сказать: желал ли он сам развала Союза, верил ли действительно в возможности перестройки с дальнейшим превращением страны в этакую огромную бытовую Швейцарию.
Но – получилось то, что получилось: развал пошёл круто, мощно, дико, коснулся всех сторон жизни, и в выигрыше остались крохотные группки самых неистовых в умении рвать всё для себя людей.
Остальные проиграли.
Проиграло большинство: среди которого оказались учёные и поэты, традиционно воспринимаемые цветом нации; а теперь у нас… поэт в России меньше, чем обед…
Горбачёва, разумеется, из истории не выбросить.
Возможно, будущие времена предложат другое истолкование его роли, но человек всегда живёт настоящим, увы…
И то, что оно таково, как есть, во многом обязаны мы деятельности Горбачёва.