К 265-летию учреждения в Петербурге Академии художеств

Художественность есть та мера выразительности, используя которую, можно истолковывать многие феномены мира: так, чтобы плотнее и прочнее уяснялись человеческим множеством, хотя и не склонным ценить художественность столь же высоко, как материальность жизни, но – облучаемым всё равно ею.

Академия художеств – есть сумма кристаллов познанного: и грани прекрасного, гармонизируя пространство, словно вливают в мир необходимое, противостоящее агрессии, животному началу, вязи взаимопожирания.
Многие знаковые системы можно использовать для постижения тайн мира, но те, которые предлагают живопись, скульптура, архитектура – из наиболее ярких и выразительных.

Академия художеств подразумевает высокое овладение мастерством ради дальнейшего совершенствования пространства путём создания произведений; старейшее и крупнейшее в России художественное учебное заведение – Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина была учреждена в 1757 году.

Логично имя, освятившее её: Репин, один из мощнейших русских живописцев, поэт реализма, создавший бесконечные, в перспективу уходящие галереи людей, ситуаций, событий; видевший пространство исключительно под своим углом и поражавший поколения мастерством, индивидуальностью и размахом.

…Императорская Академия художеств связана с именем Петра – самого неугомонного, знаменитого и мощного российского императора, чётко осознававшего необходимость искусства: равно – необходимость пропитывания оным российской жизни.
Ибо иначе мера подлинности её, жизни, будет под вопросом.

Отправлялись в Европу: постигать опыт, перенимать наиболее важное: в 1716 году художники Александр Захаров, братья Иван и Роман Никитины, а также архитекторы Пётр Еропкин и Фёдор Исаков были направлены в Академию изящных искусств во Флоренции; другие мастера для совершенствования в изящных искусствах ехали в Париж, в Голландию.
Бурно готовился Пётр и его окружение к открытию Академии в России, но…
Смерть вносит свои коррективы: преемники Петра не видели столь значительным явлением искусства, чтобы тратить силы на создание оной; прошло несколько десятилетий, прежде чем Шувалов, куратор Московского университета, проявил должную инициативу.
Он обратился в сенат – с соответствующим проектом, чётко аргументируя необходимость Академии; и – она возникла.
Она возникла – сначала достаточно робко: чтобы, совершенствуясь и видоизменяясь, стать важнейшим сгустком художественных сил. 

Изначально она помещалась в особняке Шувалова на Итальянской улице; начались занятия, первым преподавателем был итальянский живописец Ротари.
Есть пышная, роскошью цвета играющая картина Якоби: «Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года»; императорский сад сияет – Академия живёт уже не первый год. 
В 1764 году Екатерина II утвердила Устав и штаты Академии художеств; бюджет был увеличен; на Васильевском острове начинается строительство здания, чьим содержанием станет подготовка мастеров.

…долгая история: был век академизма, иерархия жанров, принятая во Франции, начинает работать и в России; президентство А. Строганова поднимает жизнь Академии на новый уровень; энергичный и настойчивый А. Оленин значительно изменяет само устройство академии, появляются пышные Рафаэлевский и Тициановский залы.

Меняются те, кто возглавляют, беря на себя управленческие функции, меняется социальный строй в России, но целостной остаётся суть явления: Академия художеств, учреждённая в России 265 лет назад, упразднённая в 1918 году, продолженная в советскую эпоху, освящённая тогда именем Репина, остаётся ярчайшим сгустком необходимого света искусства, облучающего пространные поля быстро меняющейся жизни.

5
1
Средняя оценка: 2.72222
Проголосовало: 72