Проституция в СССР и как с ней боролись

Советская власть сделала всё возможное, чтобы ликвидировать экономические причины, толкающие в буржуазном обществе женщин к занятию проституцией. Увы, справиться с перекосами сознания, идущими с древнейших времён, было намного сложнее.

В настоящее время в вездесущем Интернете при упоминании словосочетания «проституция в СССР» чаще всего встречаются скабрёзные ухмылки комментаторов – дескать, была она в Союзе, да ещё с каким размахом, но официально её существование тщательно замалчивалось. При этом любят вспоминать фразу, прозвучавшую в одного их первых телемостов между советской и американской аудиторией: «В СССР секса нет!», распространяя этот тезис и на ситуацию с продажной любовью. Ну и, конечно, в итоге делая вывод, что ничем социализм от капитализма не отличался, даже по этому вопросу, разве что люди были беднее, чем на благословенном Западе.
На самом деле, конечно, ситуация с «жрицами любви» в Советском Союзе и у его идеологических противников была диаметрально противоположной. И формулировка из официального документа о присоединении Советского Союза к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами от 11 августа 1954 года: «В Советском Союзе устранены социальные условия, порождающие преступления, предусмотренные Конвенцией», отражала реальное положение дел.

С 30-х годов, когда в стране в целом был построен социализм и базисные потребности были гарантированы всем без исключения, сюжет из романа Достоевского «Преступление и наказание» о судьбе Сони Мармеладовой, вынужденной пойти на панель, спасая родных от нищеты, окончательно стал достоянием истории.
Спору нет, в годы Гражданской войны и последовавшей после неё разрухи, экономические стимулы для занятия женщин проституцией ещё существовали. Но с началом эпохи первых пятилеток, массовой индустриализации, заработать на кусок хлеба, одежду, получить жильё хотя бы в общежитии могла любая советская девушка. 

К сожалению, обеспечение при социализме базисных экономических потребностей не могло автоматически гарантировать удовлетворённость всех без исключения советских граждан уровнем этого обеспечения. Особенно, если речь шла о представительницах слабого пола с весьма распространённой тяге к прекрасному и чаще всего очень недешёвому прекрасному. 
Можно заметить, что реалии Страны Советов отнюдь не предполагали исключительную уравниловку, как на этот счёт любят фантазировать либеральные критики. Принцип социализма – «от каждого – по способностям, каждому – по труду!» в основном соблюдался. Не только академик или нарком, но и рабочий-стахановец могли получать до 2 тысяч рублей (после денежной реформы 1961 года) в месяц. Просто для этого требовался действительно ударный труд (хотя и не изматывающий в духе «потогонной системы Форда-Тейлора») с применением методик, в разы повышающих его производительность. Доля стахановцев в 30-е годы доходила до 25% от общего числа рабочих. 
Но для достижения высоких результатов, а соответственно и зарплат, и трудиться надо по-настоящему. А при возможности альтернативного лёгкого заработка, справиться с искушением получалось далеко не у всех. 
Массовая индустриализация, сопряжённая с усилением миграции из сельской местности в города, косвенно тоже способствовала падению нравов. В деревне или даже маленьком городке заработать славу гулящей, а с ней и косые взгляды и перешёптывания за спиной проще простого. 
В городе же, особенно большом, даже просто встретить знакомого на улице крайне сложно. Жители многоквартирных домов могут не знать даже соседей по лестничной площадке, так что желающие могут запросто вести двойную жизнь, прикрывая истинный статус «ночной бабочки» внешним имиджем честной труженицы, не боясь пересудов и морального осуждения. При этом многие такие «бабочки» действительно были, если можно так сказать, «совместительницами», торгуя своим телом в свободное от основной работы время. 
Конечно, не все представительницы древнейшей профессии в СССР получали за ночь любви эквивалент среднемесячного заработка. Такая оплата касалась лишь «элитных» категорий, искавших клиентов в гостиницах, или, скажем, на курортах, куда любители плотских утех приезжали отдыхать с большими деньгами. 
Уличные, вокзальные и другие «жрицы любви» рангом пониже довольствовались куда более скромными гонорарами, но и их при тогдашних доступных ценах хватало на вожделенные атрибуты красивой жизни. 

Сколько было в СССР проституток? Точной статистики не существует. Есть только отдельные работы социологов, милицейские рапорты и некоторые другие косвенные источники информации. Занятие проституцией в СССР не считалась уголовным преступлением. Из чего, впрочем, не стоит делать вывод о том, что Советская власть с ней не боролась. Просто было понимание того, что причины этого негативного явления при социализме, после ликвидации экономических стимулов, лежат исключительно в моральной плоскости. И полностью избавиться от этой проблемы получится лишь с решением задачи воспитания нового человека – одного из трёх условий построения коммунистического общества.
Воспитание это велось – и в школе, и после неё, через комсомол, профсоюзы, партийные организации. Эффективность, к сожалению, была не стопроцентной.

Советская практика отнюдь не подразумевала абсолютную терпимость к проституции. Не подлежали уголовной ответственности лишь сами женщины, но, например, за «содержание притона», по сути, подпольного публичного дома, грозил вполне реальный срок. Входила в Уголовный Кодекс и статья за «заведомое заражение венерической болезнью». 
С 1961 года, после опубликования Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с нетрудовыми доходами» «жриц любви» нередко стали привлекать к ответственности как раз за их дополнительные заработки. А если они были основными (то есть женщина даже для вида не имела официальной работы) – то за тунеядство, ведь занятие проституцией в перечень советских профессий, понятное дело, не входило. 
Впрочем, ответственность по этому Указу была относительно лёгкой – ссылка на поселение, с обязательным привлечением к общественно-полезному труду.

В любом случае, борьба с проституцией в СССР велась и велась на всех уровнях – экономическом, идеологическом, морально-нравственном, законодательном. И прекратилась она лишь с прекращением существования Советского Союза, к сожалению…  

5
1
Средняя оценка: 3.056
Проголосовало: 125