Советские учёные – элита Советского Союза

Советскую науку нередко сравнивают по эффективности с наукой тогдашних капиталистических стран, с положением науки в современной России. Чаще всего сравнения абсолютно некорректны, в том числе и ввиду уникального статуса советских учёных среди других категорий граждан СССР.

Например, в качестве критерия нередко берутся показатели лауреатов Нобелевских премий в сравнении с учёными из других стран. Обычно авторы таких статей вначале даже вроде бы отдают должное СССР, отмечая его 7-е место в соответствующих рейтингах. Но потом не отказывают себе в плохо скрытом удовольствии привести и абсолютные показатели завоёванных каждой страной нобелевских медалей, согласно которым пальму первенства в 356 лауреатов (по состоянию на 2014 год) занимали, конечно же, представители «цитадели демократии». https://pooha.net/society/countries/49-nobel-countries-top7
А кое-кто потом даже подсчитывает, что доля нобелевских лауреатов от СССР и России, пусть даже и при наличии у них почётного 7-го места, занимает всего-то около 2,5% от общей численности награждённых.
Конечно же, объективность таких рейтингов можно оценивать, лишь памятуя о главных критериях деятельности Нобелевского комитета, всегда и во всём следовавшим генеральной линии Запада по идеологическому противостоянию СССР и мировой системе социализма. 
Тем не менее, даже при наличии явных «антисоветских фильтров», Нобелевские распорядители не смогли полностью игнорировать грандиозные достижения советских учёных. В частности, в период с 1958 по 1978 гг., престижная премия по физике присуждалась нашим учёным 4 раза, что составляет долю в 20% от общего числа таких наград. 
Кстати сказать, большая часть открытий, за которую эта премия была присуждена, состоялась в 30-е годы. То есть, в эпоху, когда, согласно основной мантре антисоветской критики, в стране не было ничего, кроме сталинского террора и ужасов Гулага.

На самом деле именно в годы первых пятилеток закладывались основы действительно передовой советской науки, сдавшей суровый экзамен вместе со всем советским народом в годы Великой Отечественной войны, когда созданные советскими учёными технологии не только не уступили, но во многом и превзошли технологии немецкие. 
Первая диссертация, содержащая принципиальную схемой ядерной бомбы, была защищена в СССР ещё в 1940-м году! Так что, признавая все достижения и советской разведки, и сотрудничавших с ней учёных «Манхэттенского проекта» США, добытые там сведения лишь помогли ускорить создание нашего атомного оружия, обойти уже известные «подводные камни», удешевить проект. Но нет сомнений, что он и так был бы успешно закончен, просто несколько позже.
И лучшие в мире космические ракеты были созданы Королевым, Янгелем и другими советскими гениями. И авиастроение в СССР было собственное – не только военное, но и гражданское. Наши Илы и Ту летали и на внутренних, и на международных линиях. 

В наши дни, когда наличная российская мощь во многом зиждется на научных достижениях, заложенных в советскую эпоху, появляется немало публикаций с вопросом – в чём же дело, почему научная стезя утратила прежнюю популярность для образованной молодёжи, почему численность российских учёных втрое меньше, чем советских – 350 тысяч против больше миллиона в последние годы СССР. https://trendymen.ru/lifestyle/events/131502
Несколько лет назад Андрей Кулагин, доктор экономических наук, работающий в Институте проблем развития науки РАН, опубликовал интересную статью, где содержатся в том числе и подходы к оплате труда учёных в СССР в разные годы. https://www.issras.ru/papers/KulaginInn102016.pdf
Накануне войны средние зарплаты сравнимых по квалификации специалистов из научной сферы превосходили таковые у их коллег из сферы производственной в 1,4 раза. Потом это соотношение начало постепенно нивелироваться, но и тогда, согласно принятому в 50-е годы постановлению, оклад директора НИИ первой категории в 12 раз превышал средний заработок по экономике, а старшего научного сотрудника – кандидата наук со стажем более 15 лет – в 7 раз!
В 70-е годы зарплаты, например, младшего научного сотрудника или преподавателя кафедры ВУЗа были сравнимы, составляя около 120 рублей в месяц, лишь при условии отсутствия у работника учёной степени. Что, кстати, случалось не так часто, обычно выпускник ВУЗа после получения диплома учился 3 года в очной аспирантуре, после чего, как правило, защищал диссертацию и становился кандидатом наук. 

А учёная степень сразу же повышало оклад уже до 250-300 рублей в месяц. Кандидат наук, ставший доцентом, имел уже минимум 400 рублей, профессор (заведующий лабораторией) доктор наук получал от 500 рублей, с добавками – и до 700. А ведь в те времена оклад первого секретаря райкома партии, фактически руководившего городским или сельским районом с несколькими десятками тысяч жителей, не превышал 350 рублей. Да и рабочие, доцентские, а тем более  профессорские зарплаты имели лишь в случае высочайшей квалификации и стахановской производительности.
Учёные имели и отпуск около 2 месяцев, и, главное, возможность заниматься любимой творческой работой, которая считалась в обществе одной из самых почётных. Ведь наука в СССР во многом заменяла то, что раньше принадлежало разве что религии. 
Ведь она давала основания для веры в светлое будущее, в котором благодаря научным достижениям будет построено общество коммунистического изобилия. 
Увы, но как раз эта, почти сакральная роль науки и учёных в постсоветской России почти утрачена. Не говоря уже о зарплате учёных, очень уж проигрывающей на фоне не только высших менеджеров, но даже и многих менеджеров обычных, бойких продавцов торговых сетей, для работы которыми вовсе не требуется ни 5-6 лет обучения в ВУЗе, ни трёхлетней учёбы в аспирантуре, ни защиты диссертации.
Так что, несмотря на то, что современная российская наука, к счастью, смогла, как минимум, сохранить часть проторенных её предшественниками направлений, не только достижения, но и положение в обществе науки советской продолжают оставаться пока что недостижимым идеалом.

 

Художник: В. Присталенко.

5
1
Средняя оценка: 2.85047
Проголосовало: 214