Советское телевидение: ностальгия или классика?
Советское телевидение: ностальгия или классика?
Телевидение СССР либеральные критики не устают упрекать в несовременности, отсталости, подчинённости коммунистической идеологии и прочих грехах. Хотя на деле советское телевидение просто избегало применять многие грязные приёмы западного ТВ в отношении зрителей, при этом сохраняя во многих моментах недостижимый для нынешнего телевидения уровень.
Чтобы понять, от чего спасало десятки миллионов телезрителей советское телевидение, стоит вспомнить, например, известное произведение одного из элитарных (и, кстати, много издаваемого и любимого в СССР) американского фантаста Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Эта мрачная антиутопия повествует о том, как в Америке будущего, этаком идеальном потребительском рае, чтение и даже хранение книг объявлено тягчайшим уголовным преступлением, а пожарная служба, превратившись в подобие инквизиции, сжигает найденные тома и отправляет в тюрьмы их обладателей. А все так называемые духовные потребности удовлетворяются лишь вездесущим телевидением, занимающим практически весь досуг описанных в книге американцев. Элиты тщательно следят, чтобы подданные поменьше думали, вместо этого потребляя лишь готовую и разжёванную теле-жвачку.
Но вот удивительное дело, СССР, который ныне обвиняется и в тоталитаризме, и в зажимании свободы слова, отчего-то так и не задействовал мощнейшие инструменты промывания мозгов с помощью развитой телеиндустрии.
До самого конца 80-х годов советское телевидение представляло собой всего 4 канала – два центральных, один республиканский или областной, и один образовательный. Там было много неплохих передач, вечерами шли интересные фильмы, хотя программы и заканчивались обычно раньше полуночи. Всем утром на работу вставать, какие уж тут ночные бдения.
То ли дело наше время, когда десятки телеканалов вещают круглосуточно, многие из них крутят только кинофильмы. И чуть ли не каждый считает делом чести запустить «мыльную оперу», иностранную или снятую самостоятельно серий этак на 100, а то и больше, в качестве легального наркотика, отвыкнуть от которого многим зрителям бывает очень и очень трудно.
Критики советской эпохи обычно объясняют вышеописанную ситуацию с телевидением тем, что якобы жёсткая идеологическая цензура партии не давала развернуться настоящим теле-профессионалам, не было в достаточном количестве хороших фильмов и т.д.
Да ерунда всё это! Популярный и поныне КВН был создан ещё в 60-е, а его бессменный ведущий Александр Масляков долгое время вёл и другие любимые народом передачи вроде «А ну-ка, девушки!» или «А ну-ка, парни!».
Эти и другие подобные передачи на советском ТВ выгодно отличались от многих постсоветских шоу, заполонивших российские голубые экраны, начиная с 90-х, вроде «Самого слабого звена», «Последнего героя» и прочих. Которые, несмотря на различие в декорациях, явно продвигали в качестве предмета для подражания нехитрую идею – «сожри» не только соперника, но и товарища по команде, если тот оказался слабее, иначе «сожрут» тебя самого. Все подобные «шедевры» по сути были разными вариациями сюжета «Пауки в банке», где выживает сильнейший. Современное, рыночное, телевидение вполне успешно продвигало и продвигает в массы такие же рыночные ценности, в основе которых неприкрытая борьба за существование в форме взаимного пожирания.
В советских телепередачах команды тоже соревновались друг с другом, были победители и проигравшие. Но при этом внутри команды царил именно командный дух, ощущение каждого участника частицей единого коллектива соратников, друзей, на основе взаимопомощи и взаимовыручки.
И кинофильмов в СССР снимали в достаточном количестве, чтобы полностью заполнить сетку вещания. Кое-что повторялось с определённой периодичностью, но не частой, не надоедающей. Все желающие с интересом смотрели ленты о подвигах адмиралов Нахимова и Ушакова, полководцев Суворова и Кутузова, кино о Великой Отечественной войне, о советских лётчиках и моряках, многое другое.
А уж в 60-е на советских киностудиях начали снимать вполне добротные даже по западным меркам детективы, шпионские триллеры, так что и ныне эти ещё чёрно-белые ленты смотрятся с немалым интересом.
И сериалы на советском ТВ снимались тоже. Обычно несколько серий, зато каких! Например 4-серийный «Щит и меч» о героической работе советского разведчика в немецком тылу. При этом немцы выглядят там отнюдь не недоумками, вызывающими лишь желание побыстрее их уничтожить, чем, кстати, грешат голливудские и прочие западные ленты. Окружающие Иоганна Вайса (Александра Белова) немцы показаны обычными людьми. Да, одурманенными нацисткой пропагандой, либо сознательными врагами, но врагами умными, борьба с которыми сложна и опасна, но тем и интересна зрителю.
12-серийный «17 мгновений весны» и 5-серийный «Место встречи изменить нельзя» остаются непревзойдёнными шедеврами. Во время их показа милиция фиксировала лавинное снижение уличной и прочей преступности – тогдашние карманники и прочие домушники предпочитали оставить свой преступный промысел, чтобы посмотреть на голубом экране приключения уважаемых и любимых даже этой публикой героев.
Сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» тоже в итоге получился больше чем на десяток серий, но снимались они на протяжении почти 20 лет. И выход каждой серии был долгожданным событием, о показе очередной серии по ТВ люди заранее предупреждали друг друга, вдруг кто-то из друзей и знакомых пропустил нужную строчку в телепрограмме.
Сходным образом снимался и другой любимый в народе «милицейский» сериал «Рождённая революцией». Правда, его показывали зрителям всё же не по одной, а обычно по несколько серий, описывающих тот или иной период в советской истории.
Весьма популярным у телезрителей был и остаётся снятый для проката в кинотеатрах шпионский сериал о «Резиденте» («Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Возвращение резидента» и «Конец операции “резидент”»). Кроме захватывающей интриги здесь необычна и интересна судьба главного героя, потомка белоэмигранта графа Тульева, прошедшего путь от агента немецкой разведки до сотрудника разведки советской, сделавшего свой выбор под влиянием настоящей любви к настоящей Родине. Этот сериал также начали снимать в конце 60-х, а завершили уже в середине 80-х годов.
Вечер у телевизора – и популярный сериал, и любимая передача, и просто интересный фильм – подчас превращался для советских телезрителей в настоящий праздник. Возможно, этому способствовала и нерегулярность, а потому и слабая предсказуемость многих программ.
Например, такие незаурядные фильмы, как «Ирония судьбы», «Чародеи» и «31 июня» обычно считались «новогодними» и кроме как в период новогодних праздников увидеть их на советском телевидении было сложно. Но и ёлку принято наряжать только под Новый год, а не в середине лета. На то он и праздник, если раз в году, а иначе – так, рутина… Очень популярные и любимые в народе программы «Кабачок 13 стульев» (с польской спецификой и тонким юмором) и «Вокруг смеха» тоже выходили не очень часто – от силы раз в месяц.
Сейчас телеканал «Ностальгия», по которому демонстрируют избранные сокровища советского ТВ, пользуется немалой популярностью, о чём свидетельствует и его присутствие в платном пакете спутникового телевидения. Впрочем, только ли о ностальгии, тоске по навсегда ушедшему идёт речь в данном случае? Пожалуй, к советскому телевидению куда более применим термин «классика» – значительные достижения, вершины – вечно живые и вдохновляющие новые поколения людей, черпающих в них духовные силы…