О реабилитации басмачей в Средней Азии
О реабилитации басмачей в Средней Азии
Определённые политические круги в среднеазиатских республиках предпринимают усилия по реабилитации басмаческого движения 1920-1940-х гг.
В начале 2023 г. в парламенте Киргизии со второй попытки принят на обсуждение законопроект о реабилитации жертв сталинских репрессий, разработанный еще в 2019 г. местным Фондом Сороса и Агентством США по международному развитию (USAID). В Казахстане действует созданная в 2020 г. Госкомиссия по окончательной реабилитации, которая уже подготовила 31 том документов и оправдательные материалы на 250 тыс. человек.
Тем или иным способом изменить отношение граждан к басмачеству на более позитивное пытались власти всех пяти постсоветских республик Средней Азии. Дальше всех пошёл Узбекистан. В 2021 г. Верховный суд Узбекистана реабилитировал 115 человек, осужденных в 1920-1930-х гг. Среди «невинных жертв» сталинизма оказались кровожадные бандиты, например, одиозный басмаческий главарь Ибрагим-бек, мечтавший затащить Среднюю Азию в дремучее исламистское будущее, где женщинам запрещено получать образование и приказано носить паранджу.
Не будем сейчас доказывать, что Ибрагим-бек и его подельники, расстрелянные и посаженные на долгие сроки в тюрьму по приговору судов Узбекской и Таджикской ССР, были не героями, а обыкновенными грабителями и карателями. Фактов убийства ими мирных дехкан, советских милиционеров, врачей, учителей, чиновников предостаточно. Обратим внимание на идеологические и политические последствия реабилитации подобных негодяев.
Известно, что басмачей курировала Великобритания, поставляя оружие и деньги. Целью был откол от Советского Союза среднеазиатских республик и создание на их территории некоего эмирата или ханства с прозападной и русофобской политикой по примеру бывших Бухарского эмирата, Хивинского ханства.
В 1980-х англосаксы пытались сделать то же самое, почему и пришлось советским войскам входить в Афганистан. Душманы, воевавшие против советской армии – это та самая басмаческая сила 1930-1940-х, только в современном варианте. Среднеазиатские басмачи располагали тыловыми базами в Афганистане, часть афганского населения их активно поддерживала.
Если власти Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана периодически поднимают тему оправдания басмачей, значит, они хотят повести свои народы тем путём, которым их хотели повести англосаксы.
Справедливости ради отметим, что в Туркмении басмачество официально не реабилитировано, но неофициально ему придан жертвенный ореол. Среднеазиатские элиты полагают, что смогут удержать под контролем процесс «возрождения басмачества» и с его помощью сумеют обособиться от России и её общеевразийской идеологии, причём степень обособленности будут определять сами.
Культ басмачества со временем может перерасти в нечто похожее культу ОУН-УПА и дивизии СС «Галичина» на Украине. Раз среднеазиатские власти на это идут, значит, они полагают, что в их странах слишком много пророссийского и слишком мало антироссийского.
От восхваления басмачей недалеко до восхваления Туркестанского легиона СС, куда записывались предатели с пробасмаческими убеждениями. Современные почитатели басмачей уже предпринимают попытки оправдать участие туркестанских легионеров в войне на стороне Гитлера. Ведь легионеры – это тоже один из идеологических вариантов басмачества.
Ташкент, Душанбе, Нурсултан, Бишкек, Ашхабад неоднократно говорили об опасности, исходящей от неспокойного Афганистана. США составили план Большого Афганистана – стратегию по афганизации постсоветской Средней Азии. В рамках стратегии США способствуют сближению Афганистана и Средней Азии, чтобы дестабилизационные процессы из Афганистана перебросились на Среднюю Азию. Таджикистан, Туркмения, Казахстан, Киргизия, Узбекистан ощутили это на себе в 1990-е и начале 2000-х, сражаясь против душманских банд на границе и их сообщниками внутри республик.
С учётом таких фактов реабилитация басмачества – рискованный шаг, могущий со временем иметь серьёзные идеологические последствия.
Басмачи – это аналог ваххабитов, только советских. Поднимать басмачей на пьедестал почёта означает толкать страну на гибельный путь исламизации и радикализма. Ведь басмачи считали допустимым резать горло всем, кто не разделял их пещерных взглядов на религию и её взаимоотношения с государством.
Если на Украине, а также в Молдавии, Литве, Латвии, Эстонии реабилитация своих «басмачей» закончилась реставрацией нацизма в его этнической версии, то в Средней Азии рано или поздно произойдёт то же самое.
Если на Украине, в Молдавии, Литве, Латвии, Эстонии реставрация этнической версии нацизма закончилась прямолинейной враждой с Россией, то же самое может произойти и в Средней Азии. Смешно слышать тех, кто доказывает, будто в Средней Азии всё будет по-другому. По этому пути уже пошли пять европейских республик бывшего СССР, почему всё должно быть иначе у пяти азиатских республик?
Басмачи были тормозом прогресса. Среднеазиатские политики, ратуя за басмачей, хотят повести свой народ гибельным путём. Хочется надеяться, что совесть и здравый смысл возобладает над их политическим эгоизмом и узостью взглядов.
Художник: В. Сибирский.