Словакия и Чехия фашизируют украинскую культуру

На недавней встрече министров стран Вышеградской «четвёрки» (В4) было заявлено о поддержке украинской культуры, поскольку она будто бы находится под угрозой из-за российского «вторжения».

В4 – это Польша, Венгрия, Чехия, Словакия. «Четвёрка» появилась в 1991 как площадка для содействия евроинтеграции Украины и Белоруссии. Долгие годы В4 представляла из себя аморфную массу, ничем существенным не занимавшуюся. Но с началом спецоперации ВС России по демилитаризации и денацификации Украины В4 решила себя проявить, вдруг вспомнив про украинскую культуру.

Польша традиционно старается влиять на культурно-политический облик украинского общества. Но в этот раз содействовать ей в этом намерены Словакия и Чехия. Исторически эти страны в украинском вопросе находятся в тени Варшавы, но это не значит, что они не вносили свою лепту в дело украинского национализма.

Чехословакия занималась украинизацией нынешней Закарпатской обл. Украины в 1920-х, когда регион находился под чехословацким контролем и носил название Подкарпатской Руси. В те годы в Карпатской Руси, которую чехословаки назвали Подкарпатской, значительная часть населения считала себя русинами, а не украинцами. Часть русинов позиционировали себя русскими, часть не были русскими в том смысле, в каком считает себя русским современный житель Москвы, Вологды или Красноярска, но среди них были сильны пророссийские настроения.

Чехословакии Карпатская Русь досталась после раздела Венгрии по Трианонскому договору в наказание за участие Будапешта в Первой мировой на стороне Берлина. Венгрия всегда поддерживала русинство против украинства и старалась сделать так, чтобы русинство было провенгерским, но не пророссийским. Прага, соответственно, видела в украинизации инструмент и против русинства, и против пророссийских настроений у русинов.

Карпаторусский публицист Алексей Геровский (1883-1972) в статье «Мы и чехи» писал: «В Пряшевщине производилась словакизация, но там не было украинизации…. в восточной части Карпатской Руси… через посредство школ производилась чехизация и украинизация…. Пользуясь галицкими «украинцами», которых чешское правительство выписывало не только из Галичины, но и из Австрии и из Германии, чехи вызвали языковую борьбу против литературного русского языка. В школах ввели галицко-украинский жаргон, а русский литературный язык запретили». 

Под русскими Геровский подразумевал местных русинов, считавших себя частью русского народа. Министр народного просвещения Чехословакии Вавро Шробар заявил совершенно открыто некоторым своим знакомым, которые впоследствии пустили это заявление в газеты, что причина недопущения литературного русского языка в школы состоит в том, что местные русские, знающие русский литературный язык, никогда не поддадутся ни чехизации, ни словакизации, в то время как с украинским языком «мы можем конкурировать». 

Заново идеологически обрабатывать Закарпатье Прага и Братислава начали в 2013 г. с появлением Ужгородского товарищества словаков во главе с Иваном Латкой. Латка заявлял, что его организация занимается освещением чехословацкого периода в истории Закарпатья, который-де был периодом расцвета и приобщением к европейской цивилизации, в то время как период нахождения в СССР был азиатчиной. О репрессиях чехословацких властей, с которыми сталкивались русины и о которых писал Геровский, Латка, конечно же, умалчивал.

Забота об украинской культуре, высказанная странами В4, означает то же, что описывал Геровский и о чём говорил Латка – подавление общерусских тенденций в культурном поле Украины, причём в масштабах всей страны, а не только Закарпатья. 

Прага и Братислава сегодня конкурируют с Варшавой за звание самых горячих сторонников киевского режима, поставляя Зеленскому танки, броневики, самолёты, вертолёты, гаубицы, гранатомёты. Теперь Прага и Братислава возьмутся за украинскую культуру. На носителей этой культуры обрушится одновременно полонизация, словакизация, чехизация с целью внушить им, что украинцы ближе полякам, словакам и чехам, чем русским и белорусам.

Венгрия при этом останется в стороне. Она продолжает поддерживать русинское движение, но не украинское. Будапешт уже давно чувствует себя лишним в В4, не разделяя взглядов группы на конфликт на Украине. 

Ситуация вернулась к положению 1920-х гг. Чехия и Словакия не составляет уже единого государства, но у них по-прежнему общие интересы и пути их реализации. Всё, о чём писал Геровский в статьях «Мы и чехи», «Карпатская Русь в чешском ярме», «Борьба чешского правительства с русским языком», «Язык Подкарпатской Руси», повторяется сегодня, но с учётом нынешних геополитических и информационных реалий. 

В4 хочет не поддержать украинскую культуру, которой на самом деле ничего не угрожает, а не допустить ухода из украинской культуры пробандеровских и русофобских понятийных установок. Иными словами, Прага и Братислава выступают за фашизацию украинской культуры. Тем самым они наносят ей серьёзный нравственно-ценностный урон.

5
1
Средняя оценка: 3.06667
Проголосовало: 75