«Есть надежда, что мы на пороге весны…»

Иван НЕЧИПОРУК, «УСLOVEНОСТИ», Стихи, 104 стр. Горловка, Библиотека журнала «Пять стихий»-2023, УДК_82-1.161.1 ББК 84,5 (2Дон-Рус)6

«Когда говорят пушки, музы молчат…» Правоту фразы, приписываемой Цицерону, прошедшие века и подтверждают, и опровергают. Грохот орудийных (а позднее и ракетных) залпов, казалось бы, должен заглушать звучание литературного слова, подавляя вдохновение и порывы творческой страсти. Но время, в том числе и нынешнее, проявляет неумолкающий поток поэтической речи. В нем слышны самые разные голоса и по звуку, и по регистру, и по настроению. И по таланту. Поэты – люди неравнодушные по своей природе, и потому их реакция на события окружающей действительности (в большинстве своем искренняя и честная) вполне внятно представляет настроения в обществе. Способствуют этому не только многочисленные антологии, социальные сети, литературные сайты, но и авторские издания, в которых современная поэзия являет своего лица «необщее выраженье». 
Один из наиболее известных поэтов Донбасса Иван Нечипорук свою новую книгу стихотворений назвал «УСLOVEНОСТИ», будто намекая, что в своем способе воспроизведения жизни уповает не только на объективные реалии, в которых жестокость войны разрушает все зримые и незримые приметы мира и былого согласия, рождая боль, слёзы и праведный гнев. Он тем самым утверждает, что победу справедливости обеспечивает сила не только оружия, но и любви. Хотя способна ли она преодолеть морок ненависти, жестокости, мстительного злорадства – большой вопрос. Автор верит в это несмотря на то, что вплотную столкнулся с самыми страшными реалиями жизни, которой нынче постоянно сопутствует смертельная опасность.

…Фатальность стала главной из примет, 
Здесь кофе пьют под рокот канонады.
И с раздраженьем никакого сладу,
Когда надежд на безмятежность нет.
(«Дождливый полдень»)

Исход пока ещё неведом, 
У нас одна война, но мы 
О разных думаем победах. 
А смерти что? – Идёт по следу, 
Людей разделывая в жмых.
Побита оспами воронок 
былая жизнь. И мы вразнос 
злословья сводим эскадроны, 
озверевая неуклонно, 
пускаем чувства под откос.
(«Под откос»)

И всё же чувства выживают, невзирая ни на что. У Ивана Нечипорука это чувства любви и сострадания, милосердия и сопереживания. А ещё – желание понять, разобраться в истоках ненависти, неприязни, злорадства, нетерпимости к иному мнению… Почему всё произошло именно так, а не иначе? Он вспоминает прошлое, в котором была трудная и опасная работа в шахте, где каждый день может стать последним. Но, при всей непредсказуемости, там не было злости и предательства, наоборот, дружба и взаимопомощь помогали преодолевать трудности и страх. И какая разница, на каком языке говорит твой напарник по угольному штреку. Главное, чтобы это был язык взаимопонимания, дружбы, поддержки.

…Мы углублялись в книги, и в шпуры
Входили анкерно, и этот мир крепили,
Питаясь воздухом со взвесью чёрной пыли,
Не зная, что мы часть большой игры.
Но мы не верили в зависимость свою,
И обходили споры стороною.
Пока наш мир не снизошёл на дно и
Мы у судьбы осели на краю.
(«Мой дикий край»)

Талантливый поэт с многолетним опытом опасной подземной работы, точно знающий цену добру и справедливости, дружбе и порядочности. Понимающий, как хрупка человеческая жизнь, как тяжко добывается это самое черное золото, которое потом превращается в свет и тепло, комфорт и бытовые удобства… Таких поэтов в истории литературы – даже не десятки, а единицы. Возможно, потому Иван Нечипорук кроме безупречного литературного вкуса безошибочно ощущает житейскую фальшь и несправедливость, бережно относится к друзьям и коллегам, уже много лет возглавляя писательскую организацию шахтерской Горловки, редактируя альманахи и журналы, проводя конкурсы и фестивали. 
Человечность и порядочность (наряду с талантом) проявляются и в лучших стихах Нечипорука. Это важно, и встречаются эти чувства в поэзии, особенно последнее время (не зря его в одной книге назвали «временем черствых душ»), не так часто. А ведь без этих качеств, без пронзительных чувств жертвенности и душевной щедрости, по большому счету, истинная поэзия невозможна. В книге «УСLOVEНОСТИ» она есть, и это достоинство неоспоримо. А еще полноправным героем его стихотворений выступает любимый город Горловка, прошедший через страдания и мучения, бомбежки и обстрелы, обман и несправедливость. Городу посвящен не только отдельный цикл сонетов, но и практически вся книга. И тут начинаешь понимать, почему слово «любовь», пусть и в английском написании, вошло в название поэтического сборника. Всё просто – стихотворения проникнуты большой любовью. К городу и горожанам, к родному краю, к жизни, которая, как сказал классик, хороша, «хоть под дождем и без гроша в кармане, хоть в Судный день – с иголкою в гортани». Этот горловский цикл читать спокойно невозможно. Ибо боль всего города прошла сквозь сердце поэта.

Город, где шахтною пылью дышалось легко,
Я, как волчонок, впитавший его с молоком,
В мир прорастал, наполняясь его соучастьем,
В этом великом краю пролетарского счастья.
Позже я пил этот город донбасским дымком.
Город, где ртутных карьеров раскаты неслись,
Где вагонетки канатки, взлетевшие ввысь,
Были нам символом крепкой советской эпохи.
Я этот город теперь собираю по крохе,
Горловка — это не песня, а вся моя жизнь.
(«Вся моя жизнь»)

…Город устал, и фантомность предместий
Чувствует каждую ночь на себе.
Всё на кону! Отвергая бесчестье, 
Город живёт ради добрых известий,
Наперекор неподъёмной судьбе.
(«Город устал»)

В краю пролетарского счастья, которое война привычно превратила в несчастье, люди были вынуждены искать лучшую долю, срываясь с насиженных мест. Вместе с покоем и безопасностью исчезала работа. Вот и автор книги временно покинул свой дом в надежде найти применение своим силам и умениям, чтобы избавить семью от нужды и безнадёги. Работу нашел, но покой потерял. А потом – и свободу. Ибо трудно скрыть то самое «лица необщее выраженье», свои взгляды и мысли, искреннее изумление и неприятие столь быстрого и легкого предательства языка, истории, культуры. Да и дружба стала опасной, ведь ее трактуют, как повод для обвинений и осуждений. Общение с «бойцами невидимого фронта» поэтичным не было, но в поэзии отразилось. И это только подтверждает, насколько честна, искренна и исповедальна эта книга стихотворений Ивана Нечипорука. В ней нет проходных, равнодушных строк – все они выстраданы сердцем, душой, судьбой. Безусловно, есть более или менее удачные произведения. Но нет безликих и безразличных. В них – напряжение времени и совести, извечное сражения света и тьмы.

Лукавые бойцы невидимого фронта – 
Тартюфы искусительных бесед
<…>
Вам не понять, насколько вы больны. 
И хочется стереть вас скипидаром,
Как плесень с зацветающей стены.
(«Тартюфы»)

Воюют с монументами приматы, 
Пытаются забвению предать
Героев, что для них теперь нон-грата… 
Откуда эта раса геростратов,
Воинствующих варваров орда? 
Они умы питают чёрным вздором,
На здравый смысл спуская всех собак.
История покроет их позором…
Князь Александр вернётся в этот город, 
Не в силе Бог, а в правде – это факт.
(«На снос памятника А. Невскому»)

…И тону в кромешном вздоре, 
Вслух от боли простонав: 
«Я устал с судьбою спорить, 
Неродная сторона!»
(«Неродная»)

«Неродная сторона», подобно недоброй мачехе, скупа на справедливость, зато щедра на требовательность и суровость. И оправдания всегда одни и те же: «Не мы виновны, время такое…» Но время всегда одно, и утешает оно лишь тем, что «всё проходит». Пройдет и сгустившийся морок злобы и беспамятства. И об этом тоже пишет Нечипорук. Вернее, это следует из всего строя его книги. В ней нет ощущения безысходности. Автор верит и надеется. Не зря же слово «любовь» встроено в название.
Любовь безусловно способна преодолеть любое зло. И уже ради этой мысли стоило писать и нужно читать книгу «УСLOVEНОСТИ». Ведь вера в добро укрепляет надежды и делает мир сильнее.

…Город-мученик, он, опалённый огнём «операций»,
Так устал содрогаться, и чувствовать привкус вины...
Я молю: «Продержись! Мы должны продержаться!
Есть надежда, что мы на пороге весны!»
(«Держись, Горловка!»)

 

В оформлении использована работа А. Болотова.

5
1
Средняя оценка: 2.97917
Проголосовало: 48