«Пока течёт ручеёк Бельбека…»
«Пока течёт ручеёк Бельбека…»
Ода милости Господней
В модели мира вихляет всё:
лиловый ливень, мерцая смугло,
вращает Млечное колесо –
глаза раскосы, бедро округло.
Звёзды потрескивают и шуршат
в своём привычном диапазоне;
овны из древних Упанишад
спать улеглись на твоём газоне.
Лиловый ливень давно иссяк,
ночь приплелась на остатки пира;
в такую темень любой босяк
рисует пальцем картину мира.
Во облацех и вода темней,
а мир как воля и представленье
в провинциальной игре теней
имеет чувственное измеренье.
Спит опрокинутый водоём,
звездам числа нет, а мысль убога:
сказал безумец в сердце своём,
мол, Бога – нету! мол, нету Бога.
В такую полночь всего умней
внимать дыханью спящей собаки
в твоём бездонном саду камней,
где рыбы плещутся да зодиаки.
А чистый разум – стерильно чист;
бесплотный воздух ноздри щекочет:
уж так он лёгок, уж так речист,
что и уйти подобру не хочет!
Феномен чуда неповторим;
а мы – с надсадою волевою –
и «Drang», и «Osten» – на Третий Рим,
как в танке с «Мёртвою головою»!
Когда же к умнику смерть придёт,
то все претензии – к Персефоне.
А милость – и до него дойдёт:
как треск в безмолвствующем шлемофоне.
[…] – 14 (1) мая,
иконы Божией Матери «Нечаянная радость»
Крым – ныне и присно
«…Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
мы совсем не скучаем», – и через плечо поглядела.
Осип Мандельштам
«…се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов
и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам»
(Лк. 10.19)
Виноградные лозы плетутся страстно –
поскольку сущности здесь контрастны.
Редька и хрен не водятся – аще
хрен редьки не слаще.
Виноградники тяжелы глюкозой;
на склонах жизни пасутся козы –
вёрткие, словно треск цикады.
Водятся птицы и гады.
Гады, понятно, здесь не летают –
шипят в камнях и, как пена, тают,
в прахе веков пресмыкая тело, –
так судьба захотела, –
ежели нецерковным слогом...
Чайки без устали кличут Бога,
твердь голубую чертя крылами, –
чуют себя орлами.
Так повелось со времён греков:
трижды алектор прокукарекал –
горестно Пётр всплеснёт руками;
всё-таки он – камень.
Вечные скифы, нервы, татары –
взвинчены, словно колки гитары;
осыпаются, как в пулемётной ленте,
ступени на Фиоленте.
Сплошь – муравейник на мониторе:
заступом Чёрное роют море,
вскрыли темя ножом консервным,
а там – родничок серный!
Люди без войсковых отличий,
помню, пришли, никого не кличут,
твёрдо стоят; тишина – как знамя;
значит, Господь – с нами.
Так и было, скажу, от века –
покуда течёт ручеёк Бельбека,
покуда память глаза таращит
и хрен редьки не слаще.
[…] – 22 (9) октября,
Корсунской иконы Божией Матери
***
…Отечества и дым нам сладок и приятен.
Г. Р. Державин, «Арфа»
Крым нужен для того, чтоб тосковать
по тихому беспамятному снегу,
и, следуя татарскому набегу,
снежинки памяти к зенице приковать –
чтоб взору сделалось кругом белым-бело,
сердечной кроне – и раскидисто, и больно,
когда, взбежав стремглав на колокольню,
взлетает к небу изумлённое чело.
А век топорщится, меж пальцев ускользая,
и вскачь несётся чёрно-белое кино,
тысячелетьями из грёз не вылезая,
и жить торопится неплодное зерно,
пути окольные наискосок срезая, –
дабы и впрямь ему вовек не умереть,
и в святцах числиться, и всю окаменелость
зернистой памяти принять как Божью милость:
в сквозных бойницах времени сгореть –
хоть на четвертую, хоть на восьмую долю,
и мир приять во всей его юдоли,
когда потщишься в памяти узреть,
как снег идёт, и нет огня без дыма
Отечества и обретенья Крыма
в бескрайней книге вечности – и впредь…
[…] – 22 (9) августа, апостола Матфия,
Собор Соловецких [и Валаамских] святых
Великая сушь
«Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь
и произращающая злак, [...] получает благословение от Бога;
а производящая терния и волчцы негодна
и близка к проклятию, которого конец – сожжение»
(Евр. 6. 7-8)
В Таиланде, наверно, стадами идут дожди,
а у нас с тобой пересох ручеёк Бельбека.
Ты поливаешь засохшие стебельки, и влага
потрескивает в шелестящей траве, как оголённый провод.
Земля тяжело выдыхает горячий воздух.
Не твердь, а слепая глина лежит на веках.
Погоди стеклянеть потерянными очами;
иногда и Зиждитель сменяет свой гнев на милость –
аще и не мятутся во прахе своём народы
и племена о тщетном не помышляют…*
Как пусты, однако, над нами эти безводные облака,
носимые шалым ветром!** И помыслы наши тщетны –
ежели не о Господе наша хвала и слава.
Не о волах молотящих печётся Бог,*** – о Небесной жатве!
После неё хлынут дожди со всею своей отвагой –
тогда и сухая былинка, склонивши ребячью выю,
наконец-то упьётся о Господе этой усталой влагой.
Подожди, затаись, как ящерка меж камней,
умри на время, окаменей в молитве…
[…] – 24 (11) сентября,
преподобного Силуана Афонского
______________________________
* Псалом, 2.1
** Соборное послание св. Апостола Иуды, 1.12
*** 1 Кор., 9.9 (Втор., 25.4)
Колыбельная старости
(На инкерманских каменоломнях)
Памяти папы Климента, папы Мартина и многих иных первохристиан,
умученных на каменоломнях Херсонеса
…Сквозь туман кремнистый путь...
Михаил Лермонтов
…в тумане, таком глубоком, что в нём исчезает парус, –
исчезнуть незрячим оком, когда подступает старость,
когда разъедает морось Харибды твои и Сциллы,
когда иссякает скорость слепой лошадиной силы
и память не тянет лямку, а ходит себе по кругу,
вытаптывая полянку и так затянув подпругу,
что сердцу взлететь охота – да кто же его отпустит:
всю жизнь прошагать в пехоте – а вечность обресть в капусте,
как бабочка-однодневка покинувши белый кокон…
Или сие издевка, хохочущая у окон? –
звенящая, как в тумане, когда одинокий парус
белеет на Инкермане... Но это уже не старость…
[…] – 27 (14) июня, икон Божией Матери
«Умягчение злых сердец» и «Нерушимая стена»
«...И Слово было Бог»
Каждое слово – ожог и взрыв, воздух бросает в дрожь.
Так отрок, звезду открыв, Землю не ставит в грош.
Так, смышлёный не по годам, будто с неба сошед,
имя Бога давал Адам каждой живой душе.
Рдяная охра, лист резной, мир красотой томим.
Лёгок последний осенний зной: вьюги стоят за ним.
Синим отсвечивает луна, белым слепит простор,
пляшет небесная глубина, как ледяной костёр.
Плачет заносчивый царь Давид, плоть свою истомив, –
это – как виноград давить, ноги в ручье омыв.
Это – как взлетать в небеса, сердце своё срастив
с Бахом, играющим на басах, радость врагам простив,
глядя, как мировой пожар тщится над нами мчать...
Слово, словно хрустальный шар, будет вовек молчать.
[...]– 15 (2) февраля,
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Наша брань
«...Потому что наша брань не против крови и плоти,
но против [...] мироправителей тьмы века сего,
против духов злобы поднебесных».
(Еф. 6. 12)
Дождик времени льёт и льёт...
И, выпрыгивая из штанишек,
разгоняется самолёт
в голове у Марины Мнишек.
Воздух в ступе устав толочь,
время так и стоит – стеною;
под Москвою стоит – хоть плачь! –
под зубчатой её стеною.
И – в мечтаньях голосовых –
устанавливает спросонок
очерёдность дней грозовых,
скрип заоблачных шестерёнок
и колодезных журавлей,
разверзающих эти хляби,
разливая святой елей
в алюминиевые фляги.
И, кичась белизной одежд,
пригибаясь, как от шрапнели,
в копошенье благих надежд
духи злобы ще не згинели.
[...] – 5 марта (20 февраля),
Благоверного князя Ярослава Мудрого,
всех преподобных отцев, в подвиге просиявших.
«Аз есмь с вами и никтоже на вы»*
(...и про крейсер «Москва»**)
«...Не бойся, малое стадо,
ибо отец ваш благоволил дать вам Царство»
(Лк., 12. 32)
...Всяк претерпевший Царство узрит,
где ни мора, ни глада –
в час, как земную боль озарит
Свет Господнего Сада.
Крейсер в открытом море горит.
«Так, мол, ему и надо!»
Пламя бушует. Господь говорит:
– Не бойся, малое стадо! –
Чайка, не отражаясь, парит
в чёрном зеркале ада.
Плавится сердце. Господь говорит:
– Мужайся, малое стадо! –
Это Москва, как прежде, горит,
вспять повергая гада.
Время лечит. Господь говорит:
– Дерзай, малое стадо! –
Память сердце не укорит...
«Невелика, мол, награда
бедному сердцу!» Господь говорит:
– Смиряйся, малое стадо! –
Третий Рим куполами горит...
Имя стольного града
Царство Небесное озарит.
– Радуйся, малое стадо! –
[...] – 29 (16) апреля,
Иконы Божией Матери «Живоносный источник»
______________________________
* Так называется икона Божией Матери начала XX века. Образ написан по подобию Влахернского лика Пречистой Девы. Данная святыня считается покровительницей императора Константина и равноапостольной царицы Елены.
Икона многократно спасала Царьград от язычников, вселяя в сердца нападающих смертельный ужас.
** «...По сути, речь идёт о феномене смерти на поле брани, и ненавязчиво, исподволь встаёт вопрос апологетики русского воинства, которое – от Пересвета и Осляби до наших дней – шло на битву (вспомним Шестую заповедь!) не убивать, но – умирать: за Отчизну и – подспудно – в веках – за святую веру Православную. Слава – навеки с теми, кто исполнил свой воинский долг защитника Родины, «не щадя живота своего». «Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”» – и даже сокрушительное тактическое поражение оборачивается непреходящей духовной победой: время расставляет всё по своим местам...» [Автоцитата из текста «Когда пробуждается русская речь», 2001.]
De Profundis...*
«Из глубин воззвал я к тебе, Господи;
Господи, услышь голос мой!»
(«Песнь восхождения»,
Псалом 129)
«Что вы твердите мне: Господи, Господи!** – тень свою возлюбив!..»
Артиллерист, попадая в госпиталь, слышит лишь голос глубин,
из которых уже не выбраться; воет ослепший зной,
извергая радиовыбросы солнечной воли злой.
Протуберанцы к живому тянутся, лик земли опалён;
трещины в небе так и останутся – словно опавший клён,
заледенелый в слепом оконце... Долго тянется день,
так и будет тянуться – к солнцу, дабы отбросить тень,
будто ступень на пути к Господу; смерть оставляет след:
там, где, как храм, возвышался госпиталь – вспыхнет Нетварный свет.
Солнечный ветер – как смерч в поле – повелевает: быть! –
дабы, отринув слепую волю, ближнего возлюбить.
Дабы не причитать: «Доколе смерть не внятна уму?»
Дабы не причинять боли Господу твоему.
[...] – 7 октября (24 сентября),
день рождения (70 лет) Владимира Путина.
____________________________
* «Из глубины...» (лат.)
** Лк., 6. 46
Колыбельная для всех
...Так живут одной семьёю,
как хорошие соседи,
люди, кони и медведи.
Новелла Матвеева
Люди, кони и медведи спят себе без задних ног;
баю-баю, Буки-Веди бают про изящный слог
девятнадцатого века: мол, невидим, невесом
сквозь пространство человека воздух катит колесом;
и, никак не ощущая сей стремительный полёт,
над привычными вещами космоплаватель плывёт,
видит, как, свернувшись в кокон, с мест срываются дома
и летит в проёме окон жизнь, сошедшая с ума:
стали души невесомы, ускользая, как свеча,
стали ближние несомы на беспомощных плечах;
буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя*,
беспилотник землю роет, бесы воют, как дитя, –
безобразны, неизбывны – кто не скачет, тот не спит! –
мчатся в скрежете зубовном по распахнутой степи...
Мчатся бесы рой за роем в беспредельной вышине,
визгом жалобным и воем надрывая сердце мне...**
[...] – 10 декабря (27 ноября),
иконы Божией Матери «Знамение»
_________________________________
* Начало стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»; 1825 г.
* Заключительное четверостишье в стихотворении А. С. Пушкина «Бесы»; 1830 г.
Такой окоём
(из высотного окна
1-й Севастопольской больницы)
Старинные голуби что-то клюют на жестяном житейском карнизе.
Сороки, как бабы, стрекочут хвостами на мартовских ветках каштана.
По синему небу плывёт, распушив акварели, игрушечный гул самолёта.
Уже алыча, осмелев, зацвела у подножия северных сопок.
ВысОко над морем зегзицей тоскует охрипшая чайка –
о том, что ночами какой-то босяк самостийный, не целясь,
отважно стреляет из средневековой рогатки по древним
(и, может быть, краеугольным) камням Херсонеса, –
почти беспилотно включая на пульте животную радость, –
Великим постом покаяния и сокрушения сердца...
[...] – 5 марта (20 февраля), Неделя 1-я Великого поста,
Торжество Православия.
Художник: В. Папий.