Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Выпуск №142. Миссия выполнима – назло России и здравому смыслу
Очередную наполеоновскую идею американских стратегов может спасти от бесславного конца только Солнце, если оно растопит все льды за Полярным кругом и если Штаты до этого времени доживут.
Местная «общечеловеческая», она же «мейстримовская», пресса многим нехороша. Но особенно тем, что у неё почти нет собственных глаз и ушей. Протезами коих выступает для таких СМИ подписка на «Нью-Йорк таймс», «Ройтерс» или еще какой-нибудь «Блумберг». Если там о чем-нибудь напишут, то есть шанс, что и нашему читателю кое-что перепадет в редакции малограмотного робота-переводчика. А если нет, то пиши пропало. Даже событие мирового значения запросто пропустят, если о нем не поведало CNN. Как раз о таком случае мы вам сегодня и расскажем.
Тем более что такого рода события в мире происходят и даже освещаются. Но только в специализированных и малотиражных западных изданиях, до которых у местных копипастеров просто руки не доходят.
«Вы хочете фактов? Их есть у меня!», – как говорят в Одессе.
Не далее как месяц назад произошло, ни много ни мало, историческое событие. Один из двух имеющихся в наличии у США ледокол «Хили» (HEALY WAGB – 20) совершил трансполярный переход вдоль всего российского Северного морского пути (СМП), как утверждают американцы, без санкции российских властей.
В мировой истории была всего две попытки такого же рода. Но обе неудачные. Ледоколы береговой охраны США «Нортвинд», «Эдисто» и «Ист Винд», а также корабль ВМС США «Бертон Айленд» пытались осуществлять самовольный транзит через СМП в 1964-1967 годах. Однако были заблокированы в районе пролива Вилькицкого кораблями Советского ВМФ и принуждены повернуть обратно. С тех пор американцы подобных действий не предпринимали.
И вот, спустя почти 60 лет очередной заход попытать счастья. И отнюдь не случайный.
Власти США, все больше переживающие за будущее своей дышащей на ладан мировой империи, явно исходят из того, что лучшая оборона – это наступление. И пытаются атаковать в любом месте, где есть хоть какие-то шансы на успех. Ну, или им так кажется.
Российское Заполярье – один из таких «перспективных регионов», который в условиях спланированного Америкой, явно без участия господа Бога, «глобального потепления», должен скоро очиститься ото льда и стать стратегически важным транспортным маршрутом и линией военных коммуникаций.
И стало быть, Штаты просто обязаны ногою твердой стать при северных морях и доказать тем самым свою пригодность на роль мирового гегемона.
С каковой целью они уже активно осваивают этот регион. Вот что пишет норвежская пресса:
«Недавно одна из крупнейших атомных подводных лодок США пришвартовалась в Тромсё вместе с первой французской атомной подводной лодкой, пришвартованной в Грётсунд-хавне. В то же время авианосное соединение под руководством Великобритании проводит учения вдоль норвежского побережья. Капитан ВМС и научный сотрудник Норвежской военно-морской академии Тор Ивар Стрёммен сказал норвежской газете Nordlys, что мы должны вернуться во времена холодной войны, чтобы найти активность, подобную той, которую мы наблюдаем на Севере в настоящее время.
В июне с.г. госсекретарь США Энтони Блинкен объявил, что США создадут дипломатическое представительство в Тромсё, в состав которого войдет американский дипломат. Истеблишмент демонстрирует тесное партнерство США с Норвегией и приверженность Арктике, заявил посол США в Норвегии Марк Натансон. Это будет самое северное постоянное присутствие США в мире».
Трансполярный рейд ледокола береговой охраны США USCGC Healy, несомненно, рассматривался в данном контексте как важнейшее мероприятие стратегического уровня, призванное подтвердить серьезность американских намерений закрепиться в полярных водах и наличие практических возможностей осуществить задуманное.
Тем не менее американцы, памятуя о прошлом и хорошо понимая специфику текущего момента, действовали с известной осторожностью. Они явно опасались того, что Россия, фактически воюющая с Западом и США на Украине, особо церемониться с американским «рейдером» не станет. Тем более что тому вздумалось обеспечивать береговую охрану США в …Восточно-Сибирском море!
Посему сквозного прорыва через российское территориальное море без санкции властей РФ, в стиле провальной попытки 60-летней давности, США решили не допускать. На всем маршруте USCGC Healy двигался достаточно аккуратно по самой кромке контролируемых Россией маршрутов Северного морского пути, тем более за ним все это время пристально наблюдал российский корабль НИС «Академик Немчинов».
Принципиальным моментом является то, что американский военный ледокол совершил этот рейд на свой страх и риск, без согласования с властями РФ и администрацией СМП.
Внешне все выглядит так, что американцы могут откупоривать шампанское и праздновать победу. Тем более что в одном случае USCGC Healy даже позволил себе немного углубиться в контролируемую РФ зону СМП.
USCGC Healy выходит за пределы исключительной экономической зоны России (зеленая заштрихованная область), но действует внутри 24-го района СМП (красный полигон) 3 сентября 2023 года
Не будем, однако, спешить с выводами. И попытаемся оценить реальное значение этого американского «прорыва».
Во-первых. В данном мероприятии был задействован один из двух наличествующих американских больших ледоколов. Иначе говоря, США в данный момент не располагают ледокольным флотом, способным на постоянной основе действовать в высоких широтах. Они, кстати, и не стали сильно шуметь об этой мнимой победе. Именно потому, что в Штатах многие знают реальное положение дел. И, в частности, то, что Америке просто нечем крыть подавляющее превосходство России, у которой в строю свыше сорока ледоколов, из которых половина атомных.
Во-вторых. Движение USCGC Healy по кромке открытого моря, то есть гораздо севернее оптимальных транспортных маршрутов СМП, контролируемых Россией в акваториях с более тяжелой ледовой обстановкой, ничего кроме чисто морального удовлетворения, американцам, по большому счету, не дает. Потому что использование столь высоких широт явно не по зубам торговому флоту, даже в случае его сопровождения ледоколами, когда и если они у США появятся.
В-третьих. Что же касается военно-морских сил США, то крайние сомнения в их мореходности в условиях полярных морей высказываются даже на Западе. Вот, например:
«Некоторые комментаторы утверждают, что принятие закона дает Соединенным Штатам повод для проведения операции по обеспечению свободы судоходства (FONOP) на СМП. Свобода судоходства – это программа Соединенных Штатов, направленная на то, чтобы продемонстрировать свое несогласие с морскими притязаниями других государств, которые они считают чрезмерными. Программа работает по тройному треку, включая дипломатические протесты, оперативные заявления ВМС США (т.е. FONOP) и консультации с другими государствами. Соединенные Штаты уже неоднократно выражали несогласие с российскими претензиями на СМП по дипломатическим каналам, последний раз 29 мая 2015 года. Несмотря на то, что Соединенные Штаты проводили FONOP в непосредственной близости от Арктики, в СМП никогда не было FONOP с момента создания программы FONOP в 1970-х годах. В последнее время несколько официальных лиц США намекнули на необходимость проведения там FONOP. Принятие закона привлечет дополнительное внимание к СМП и теоретически может побудить США начать операцию в проливах СМП, проходя через них без разрешения России.
Тем не менее, из-за отсутствия у ВМС США боевых кораблей надводного ледового строения,5 потенциальный FONOP в проливах СМП, особенно в восточной части, повлечет за собой значительные риски. Даже при быстром отступлении льда суда подвергаются многим опасностям в арктических водах, включая низкие температуры, морской лед, скопление льда на конструкциях судна, удаленность и темноту. Ледовая обстановка в проливах СМП создает дополнительные осложнения для ВМС США. Восточно-Сибирское море, соединенное с морем Лаптевых проливами Дмитрия Лаптевых и Санникова, имеет самые суровые ледовые условия, проливы там блокируются льдами даже летом. Оперативное утверждение в этой области может привести к чрезвычайной ситуации, в которой США будут вынуждены обратиться за помощью к России, что для Вашингтона неприемлемо.
Есть и большие политические риски. Учитывая важность Арктики и СМП для России с точки зрения ее безопасности и экономики, в сочетании с растущей напряженностью в регионе, отдача от потенциального FONOP может быть пугающей, поскольку она может превратить Арктику в новое Южно-Китайское море».
И это не просто теоретические абстракции. Военно-морские операции в северных широтах для американского флота, исторически привычного к теплым морям, – задача чрезвычайной сложности, как с точки зрения конструкции кораблей, так и подготовленности самих моряков.
Так, например, в ходе крупнейших военно-морских учений НАТО «Единый трезубец-2018» у северного побережья Норвегии, два американских больших десантных корабля «Gunston Holl» и «New York» были буквально истерзаны арктическим штормом и вынуждены покинуть район учений. А ударный авианосец США «Гарри Трумэн» обледенел до такой неприличной степени, что перестал представлять ценность как боевая единица.
В результате крупная морская десантная операция, которая должна была с участием этих кораблей стать гвоздем данных учений, практически не состоялась. И это, не говоря уже о том, в ходе тех же учений в условиях плохой видимости столкнулся с танкером и затонул норвежский ракетный фрегат F 313 «Helge Ingstad».
Кроме того, в США не утихает дискуссия по поводу принципиальной целесообразности американской экспансии в Северные моря. Причем аргументы скептиков отнюдь не самые легковесные.
Издание USNI News – Maritime News and Analysis:
«Через пятьдесят лет геостратеги и военные историки будут называть 2020-е годы «Великой арктической катастрофой». Реальность не будет соответствовать шумихе, поскольку интересы национальной безопасности там практически отсутствуют, а коммерческий потенциал ограничен, даже если Арктика потеплеет. Арктика будет известна как «блестящий план», отвлекающий наши расходы на оборону от Азиатско-Тихоокеанского региона, Восточной Европы и Ближнего Востока, которые являются активными очагами напряженности.
Никто не собирается вторгаться на Аляску, претендовать на американские рыбные промыслы или нефтяные месторождения до 200-метровой границы шельфа (ИЭЗ). Арктика на Аляске закрывается с ноября по апрель, поэтому «Полярная звезда» USCG посещает Антарктиду и редко Арктику. Добыча нефти в Арктике более затратна и требует больших затрат на обслуживание. Базы ВВС США на Аляске (Эйлсен и Элмендорф) существуют главным образом для того, чтобы сократить расстояние транзита в Азию, не сокращая при этом расстояние до Европы. (Забавный факт: по иронии судьбы эти базы находятся так же близко к Европе, как Флорида.) Таким образом, ВВС и армия находятся на Аляске не для того, чтобы ее защищать – их базы служат для транзита.Арктические морские пути не представляют особого интереса для США, поскольку у нас уже есть выход к теплым водам Тихого и Атлантического океанов. Россия с удовольствием обменяет свои ледоколы на наши теплые порты, а Китаю остается мечтать о том, чтобы иметь атлантическое побережье. Китай строит несколько коммерческих судов с ледовым вооружением для транзита по Северному морскому пути, но этот трафик будет минимальным, и такие суда не могут быть намного шире, чем сопровождающие их ледоколы. Меньшее расстояние компенсируется малой скоростью ледоколов (10-12 узлов). Страны, расположенные к югу от Китая или Великобритании, не получают никакого преимущества перед маршрутом Мед-Суэц-ИО. В течение шести месяцев в году арктическое сообщение практически отсутствует.
Арктика – это как налог, который должны платить те страны, у которых нет другого выбора, т.е. Россия, Китай и Канада. Американская «Великая арктическая заморочка» стремится превратить то, что и так бесплатно (два выхода к океану), в налог против нашего внимания к реальным проблемным точкам. Россия хочет, чтобы мы перебрасывали доллары и активы на Аляску и подальше от Восточной Европы, а Китай – на север и восток от Тайваня. В стремлении к «свиным бочкам» Береговая охрана и политическая делегация Аляски поют из песенников Москвы и Пекина».
Однако даже в этой оптимистической для нас «бочке» американского меда может присутствовать добрая лопата тамошнего фирменного дегтя.
Береговая охрана США отнюдь не случайно. сразу же после «триумфального», по их мнению, сентябрьского рейда USCGC Healy разразилась уже в октябре фундаментальной программой «новых горизонтов» освоения Арктики, с миллиардными вложениями в новую военную инфраструктуру и мощный ледокольный флот.
Проекты таких кораблей уже разработаны и опубликованы в этом же документе.
И в завершении сугубо практическая констатация.
Никак нельзя исключать, что у американского военного корабля USCGC Healy, «партизанившего» вблизи наших северных вод, могла быть и весьма опасная специальная миссия, о которой мы ничего не знаем, а западная пресса об этом прямо не пишет.
Однако упоминается, что корабль, в ходе своего движения по полярным морям, занимался установкой и наладкой некоего «гидрологического оборудования», якобы сугубо гражданского назначения.
Заверения в стиле «Мамой клянусь!» мы позволим себе не рассматривать. Тем более что речь идет о военном корабле США – нашего противника, действовавшем в районе вероятного маневрирования атомных ракетных подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов России. И нам кое-что известно о том, что морская гидрология уже давно используется ВМС США для поиска подводных лодок в Мировом океане.
И никто не даст нам гарантии, что в результате этого якобы безобидного «научного» плавания такое оборудование не было установлено в интересующих США точках. А это уже прямая угроза одной из ключевых составляющих нашего ракетно-ядерного щита и попытка вывести его из строя в случае дальнейшего обострения ситуации в мире.
В нынешних геополитических условиях, когда действия США пришпоривает острая нужда доказать свою состоятельность, как мирового лидера, нельзя исключать ничего. В том числе, и заведомо авантюрных и потому опасных попыток прорваться в северные моря и закрепиться там на постоянной основе.
Для России это вопрос экзистенциального характера, особенно с учетом уже идущего крупномасштабного экономического освоения Заполярья и планов дальнейшего развития Северного морского пути как крупнейшего и экономически выгодного мирового торгового маршрута.
Ведь наши западные визави окончательно перестали считаться с международным правом, подменив его волюнтаристским «порядком, основанным на правилах», а общепризнанные морские законы – авантюристическими операциями по «защите свободы судоходства». Так что терять бдительность, а тем более не придавать значения таким событиям, как вышеописанное только лишь потому, что об этом не написала «Нью-Йорк таймс», нам точно не следует.