Алжир-Москва: 60 лет вместе в борьбе за справедливый мир
Алжир-Москва: 60 лет вместе в борьбе за справедливый мир
Осенью 1963 года был дан мощный старт алжирскому сотрудничеству с нашей страной, в целом сохранившемуся и по сей день.
Формально дипломатические отношения между СССР и Алжиром были установлены в марте 1962 года, практически сразу после обретения этой страной независимости от Франции. Тем не менее, первые визиты высокопоставленных алжирских политиков в Москву состоялись лишь в следующем, 1963 году.
Тому было несколько причин. Во-первых, советское руководство, вопреки распространённым либеральным мифам, отнюдь не было столь патологически доверчивым к любым заявлениям лидеров новых государств о социалистическом выборе и намерении дружить с Советским Союзом. В Москве достаточно пристально присматривались к «кандидатам в друзья» – на основе и открытых публикаций местной и зарубежной прессы, и данных от дипломатических и разведывательных источников. Не исключением стал и Алжир.
К тому же, складывающаяся там ситуация не выглядела столь уж однозначной с точки зрения правящей в СССР Коммунистической партии. С одной стороны, алжирский народ 10 лет вёл с французскими колонизаторами, захватившими их страну в XIX веке, ожесточённую борьбу за независимость, жертвами которой стало более миллиона алжирцев (в 1960 году население страны составляло около 11 млн. человек).
С другой стороны, уже осенью 1962 года алжирская компартия была фактически запрещена правительством Фронта национального освобождения (ФНО) во главе с тогдашним президентом Бен Беллой. И не из-за каких-то непреодолимых противоречий в идеологии, просто в стране был сразу взят курс на однопартийную систему, и две политические силы, пусть и ратующие за социалистическую модель развития общества, были признаны неуместными.
Независимая алжирская власть не собиралась строить точную копию социализма советского образца, это и не скрывалось. Как не раз говорил первый президент Алжира Ахмед Бен Белла: «Кастро мне брат, Насер (лидер египетской революции и президент страны) – учитель, а Тито (лидер Югославии) для меня образец».
Хотя реально ФНО базировался больше на идеях арабского национализма, но и социалистические постулаты его алжирским адептам были далеко не чужды. Тем более, для этого существовали и объективные предпосылки, в частности, наличие в стране огромных запасов нефти и газа (независимый Алжир 97% валютных доходов получал от экспорта углеводородного сырья). Например, в 2000 г. Алжир получил от экспорта углеводородов 21,1 млрд. долл., 24 млрд. долл. в 2003 г. и 31,5 млрд. долл. в 2004 г.
Социалистическая ориентация алжирского руководства проявилась в первую очередь в том, что эти доходы были взяты под контроль государства. Сельскохозяйственные предприятия сбежавших на рубеже 1962-63 гг. французов также были переданы работавшим на них алжирцам без всяких компенсаций колонизаторам.
При этом Париж очень надеялся сохранить серьёзное влияние в бывшей колонии. Тем более что 70% алжирского товарооборота приходилось на торговлю именно с Францией. Усилили экономическую активность также Китай и США.
На этом фоне 30 сентября 1963 г. в СССР с официальным визитом прибыла алжирская представительная делегация во главе с министром обороны полковником Хуари Бумедьеном. Алжирский гость встречался со многими ведущими советскими политиками – тогдашним первым зампредом Совета Министров Косыгиным, главой Госплана, Председателем Президиума Верховного Совета и секретарём ЦК КПСС Брежневым, высшими руководителями Минобороны и Генштаба.
Однако с Генеральным секретарем ЦК и главой правительства Хрущёвым встреч у него не было, помешало «неравенство рангов» по протоколу. Но так получилось, что именно в сентябре 1963 г. в Москве встретились будущие лидеры СССР (Брежнев и Косыгин) и Алжира (Бумедьен после переворота 1965 года сменил президента Бен Беллу). Это, несомненно, в большой степени определило преемственность заложенных осенью 1963 года основ межгосударственного сотрудничества. Очень скоро последовали и визиты на высшем уровне – первые лица стран встречались в декабре 1963 г. и в апреле 1964 г.
Так или иначе, но именно с осени 1963 года началось тесное экономическое и военно-техническое сотрудничество СССР и Алжирской Народной Демократической Республики (АНДР). Его точные параметры, по понятным причинам, сторонами не раскрывались, но французскими источниками оценивались только на начальном этапе в 1,1 млрд. франков. В целом же, до 1989 г. объём полученного Алжиром советского вооружения, в том числе танков, самолётов, кораблей, оценивался в 11 млрд. долларов.
Была и безвозмездная военная помощь, когда, например, советские сапёры разминировали тысячи километров минных заграждений, навороченных французской военщиной чуть ли не по всему периметру алжирских границ, дабы помешать бойцам ФНО проникать на родину с территории сопредельных государств.
Активно развивалось и гражданское экономическое и техническое сотрудничество. Советский Союз построил в Алжире Институт нефти и газа на тысячу студентов и техникум той же специализации на тысячу учащихся. Выпускники этих учебных заведений, по сути, и обеспечили превращение своей страны в крупного экспортёра нефти и газа. Они же сыграли и важнейшую роль в геополитической жизни Алжира. Когда их число стало достаточным для замены французских специалистов, президент Бумедьен объявил о национализации нефтегазовой отрасли (1971 г.).
Французам осталось лишь довольствоваться отношениями с АНДР «на общих основаниях», а не сохранить Алжир, как надеялись в Елисейском дворце, в качестве «условно-независимого государства», которому просто некуда деться от бывшей метрополии.
Помимо нефтегазовых учебных заведений, в городе Бумердесе был создан и оснащён текстильный техникум на 500 учащихся с инженерным отделением на 250 человек, где обучение вели 240 советских преподавателей. СССР построил также Горно-металлургический институт на 700 учащихся с техникумом на 800 человек в г. Аннабе по подготовке специалистов горнорудной, металлургической, машиностроительной промышленности.
В области профессионально-технического образования были созданы профтецхцентры на 3700 учащихся. В период с 1964 по 1970 гг. в созданных при содействии СССР центрах профтехобразования было подготовлено 6000 квалифицированных рабочих промышленности и сельского хозяйства или около 17% от общего объёма подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов Алжирской Народно-Демократической Республики.
С конца 80-х и до начала «нулевых» сотрудничество между СССР и Алжиром по известным причинам во многом приостановилось. Тут и горбачёвская перестройка, сменившаяся развалом «лихих 90-х», и резкое снижение мировых цен на нефть, нанёсшее серьёзный удар и советскому, и алжирскому бюджету. Именно этот фактор и стал главной причиной образования алжирского долга перед Москвой в 5,5 млрд. долларов. Что, тем не менее, намного меньше уже выплаченных за советские поставки в более ранние годы сумм.
В Алжире в это время началась полоса политической нестабильности. В начале 90-х армии пришлось вмешаться в выборы, победу на которых должны были одержать радикальные исламисты, что вылилось в серьёзные столкновения на грани гражданской войны и растянулось на десятилетие. Тем не менее, страна выстояла и не пошла на поклон к «демократизаторам» Запада.
Очевидно, что для Алжира лучшего стратегического союзника, чем Москва, просто не существует. Особенно, учитывая горький урок, преподнесённый соседней с ним Ливией, слишком увлекшейся дружбой с «добрыми» западными странами (президенту Франции Николя Саркози ливийцы даже помогали финансировать избирательную кампанию), что закончилось чудовищной катастрофой в результате «демократизаторской операции» НАТО в 2011 году.
Сегодня торговать с Западом Алжир, естественно, не отказывается, но старается «держать порох сухим», при этом закупая этот «порох» преимущественно в России, благо нефтяные котировки это снова позволяют.
Недаром с 2006 года, когда были заключены соглашения между РФ и Алжиром, ни западные доброхоты, ни доморощенные либералы не перестают стенать по поводу списания алжирцам 5,5 млрд. долларов советского долга. Важно, что «простили» фактически бесперспективную задолженность (к тому же, возникшую в результате объективного форс-мажора с виражом нефтяных цен), но при этом заключили контракт на поставку Алжиру нового российского вооружения – за реальные деньги и на большую сумму.
Алжирская сторона закупает тяжёлые многофункциональные истребители Су-30МКА, лёгкие фронтовые истребители МиГ-29СМТ, учебно-боевые самолёты Як-130, а также ЗРПК «Тунгуска», «Панцирь-С1», ПТРК «Корнет» и «Метис» и ЗРК С-300ПМУ-2 «Фаворит». В период с 2012 по 2017 гг. были также подписаны контракты на поставку Алжиру танков Т-90С, ЗРК «Бук-М2Э», ударных вертолётов Ми-28НЭ, тяжёлых транспортных вертолётов, ПТУР, а также дизельных подлодок «Варшавянка».
В 2021 г. американские политики требовали введения жёстких санкций за покупку Алжиром у России новой партии оружия на 7 млрд. долларов. В настоящее время в прессе появляются сообщения о подготовке «мегасделки» на 12 млрд. долларов.
Поставки из России составляют порядка 80% алжирского импорта вооружений. Алжир, по сообщениям прессы, также должен стать первым покупателем перспективных истребителей 5-го поколения Су-57Э.
Алжирские военные, которые, в общем-то, и являются настоящей правящей элитой страны, стремятся покупать самое современное вооружение, поскольку Алжиру есть что защищать. И это не формальная независимость, но реальный выбор народа, согласившегося с взятым ещё в начале 60-х годов курсом на построение социализма.
Да, формально уровень доходов местного населения не очень высокий – средняя зарплата в 2023 году составила около 300 долларов в месяц, минимальная – 150.
Но население страны растёт все годы независимости бурными темпами – с 11 миллионов в 1960 – до 44 миллионов на сегодняшний день.
При этом для всех алжирцев с начала 70-х организовано бесплатное образование (уровень грамотности повысился с 15% до 85%), а также медицина (приём, стационарное лечение, обеспечение основными лекарствами по рецепту врача).
Молодые семьи могут претендовать на получение либо полностью бесплатной квартиры в течении 3-5 лет, либо срочно, но уже с небольшой сравнительно доплатой в 7 тысяч долларов.
При этом цена буханки хлеба твёрдо удерживается государством на уровне 8 динаров – около 8 евроцентов. Цены на остальные продукты питания (большей частью производятся на месте) тоже стараются «держать в рамках».
Так что словосочетание «завоевания социализма» для алжирцев – отнюдь не пустой звук. И они не хотят променять их на «демократизаторские» сценарии разбомбленной Ливии, дестабилизированной Сирии, множества нищих, но считающихся «демократическими» развивающихся стран с засильем западных монополий и колоссальной разницей в доходах между группами населения.
А Россия для Алжира – не просто поставщик надёжного вооружения, но и надёжный друг и союзник в борьбе с неоколониалистической диктатурой Запада.
Художник: А.-Ш. Лебур.