Земной путь космических феноменов

К 20-летию запуска на орбиту российских телекоммуникационных спутников связи «Ямал-200».

Шёл 2003 год. Средства массовой информации сообщили: «24 ноября в 6 часов 22 минуты по московскому времени с космодрома Байконур произведён запуск ракетой-носителем «Протон» двух спутников «Ямал-200». Ракета-носитель успешно вывела блок космических аппаратов с разгонным блоком ДМ на низкую геостационарную орбиту. Все системы спутников «Ямал-200» полностью работоспособны, полёт проходит по штатной программе».
Ажиотажа по этому поводу не было – спутники летают не одно десятилетие. Подробности интересовали только заказчиков проекта и исполнителей программы.
А дело-то было важное и трудоёмкое.
О ещё одном шаге по пути технического прогресса и создания удобств жителям нашей страны разговор с Владимиром Бранцем, доктором физико-математических наук. Он прошёл путь от инженера до заместителя генерального конструктора по системам ориентации, навигации и управления движением РКК «Энергия» им. С. П. Королёва. С 2008 года – заместитель генерального конструктора по науке в ОАО «Газпром космические системы», председатель научно-технического сопровождения работ «Ямала».

– Этапы большого пути достижений в космической отрасли сознанием отмечаются первый спутник, первые полёты животных на орбиту, затем Гагарин. Далее с интересом, но в привычном режиме фиксировались плюсы и минусы на этом пути. Что особенного привнёс «Ямал»?

– Придётся вернуться на тридцать лет назад. С начала 1993 года после образования ОАО «Газком» в НПО «Энергия» стала выстраиваться схема разработки нового спутника связи. Нужно сказать, что задача создания отечественной экономически эффективной спутниковой системы нового поколения для страны, перешедшей к рыночной экономике, казалась в начале 90-х годов прошлого века совершенно невыполнимой. 
Не хочу сейчас анализировать, почему произошло такое отставание по спутникам этого направления. Причин много, как и в любой другой отрасли. Электронная промышленность повторила судьбу страны. 
Основная проблема состояла в том, что требовалось разработать и изготовить аппаратуру с параметрами, которых ранее у нас не было, способную работать в открытом космосе длительное время. Ещё одна сложность – значительные финансовые затраты и длительные сроки исполнения заказа. Предположительно они оценивались в пределах пяти-шести лет.
В НПО «Энергия» задачу создания современной телекоммуникационной системы инициировало малое предприятие – консорциум «Космическая регата», созданный в 1990 году. Генеральным директором этого малого предприятия был выбран молодой специалист, выпускник московского Физтеха Николай Севастьянов. Начальный и определяющий этап разработки пришёлся на последнее десятилетие двадцатого века, когда наша страна находилась в состоянии жёсткого экономического кризиса. Не приходилось рассчитывать на какую-либо финансовую помощь государства. С другой стороны, оставленный Советским Союзом технический уровень создававшихся в стране спутников связи по своим техническим и эксплуатационным параметрам серьёзно уступал современным западным изделиям.

Н.Н. Севастьянов

Дорога к успеху никогда не бывает простой, но есть люди, которым удаётся её пройти.

– Страна нуждалась в коммуникационных системах нового образца?

– Конечно. Первым шагом был проект организации телефонной связи с центром северных газодобывающих предприятий. Связь была очень нужна для работников, живущих в труднодоступных и суровых условиях Крайнего Севера. Решили создать отдельное предприятие для выполнения этой задачи, получившее название ОАО «Газком». Николай Севастьянов был назначен его Генеральным директором. Он предложил мне стать председателем НТС «Газкома». Так мои инженеры включились в научно-техническое сопровождение работ. 
Первые два года проходили очень непросто. То есть в привычной для государственных заказов манере.

– Это намёк на бюрократию?

– Без сомнения. В условиях ограниченного финансирования, без жёсткого управления разработкой надежд на успех становилось всё меньше. 
Не буду утомлять промежуточными этапами на пути к новому спутнику.
Мы понимали, что использование нового приборного оборудования увеличивает риски. Однако выбора не было. Потеря одного из двух аппаратов «Ямал-100» стала платой за такой вынужденно рискованный путь, который был избран руководством. Наше стремление выполнить задание подкреплялось уверенностью, что успешная реализация проекта сильно изменит ситуацию в космической отрасли страны. 
Руководитель РКК «Энергия» Юрий Павлович Семёнов перед началом программы «Ямал-200» выпустил приказ такого содержания (привожу его дословно): «Вводом в эксплуатацию космического сегмента системы “Ямал” коллективом корпорации завершён первый очень трудный и важный этап, связанный с созданием отечественных телекоммуникационных систем нового поколения, не уступающих мировому уровню. Спустя 35 лет наш коллектив, который создал первый отечественный спутник связи “Молния”, смог в трудных экономических условиях вновь вернуться к этим работам на качественно новом технологическом уровне. Решить такую задачу в условиях экономического кризиса и спада производства удалось только благодаря объединению усилий нашей организации и «Газпрома» – заказчика космических аппаратов «Ямал», а также принятию в критический момент работ по этой теме нетрадиционных организационных решений и, прежде всего, назначение Генеральным директором ОАО «Газком» Николая Николаевича Севастьянова, заместителя генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королёва по спутниковым системам связи». 
К концу 2001 года вопрос финансирования был решен оригинальным образом: кредитование всех работ должно состояться без государственных гарантий и гарантий «Газпрома». 
То есть денег нет, ищите сами. 
С такого низкого старта начался первый в нашей стране инвестиционный проект в космической отрасли.

– Странная ситуация. Заказчик есть, а финансирования не будет?

– Да, именно так. Стали ломать голову, где взять инвестиции. В результате РКК «Энергия» вынуждена была заключить контракт с ОАО «Газком» на изготовление двух спутников «Ямал-200». «Газком» предложил «Энергии» следующую схему: «Газком» выступает заказчиком изготовления платформы, осуществляет разработку полезной нагрузки и наземного комплекса управления, а также отвечает за создание космического комплекса в целом. РКК «Энергия» берёт на себя работы по изготовлению платформы «Ямал», интеграцию её с полезной нагрузкой и обеспечение запуска на орбиту.
Такое разделение труда.
Нужно пояснить, что такое «Газком». Это учреждённое северными предприятия «Газпрома», а также НПО «Энергия» им. С. П. Королёва, «Газпромбанком» и Консорциумом «Космическая регата» открытое акционерное общество. В 2008 году ОАО «Газком» переименовано в ОАО «Газпром космические системы».
Проект «Ямал-200» впервые в российской космической практике реализован на принципах проектного финансирования и самоокупаемости.

– Быстро справились с задачей?

– Да, уже 24 ноября 2003 года ракета-носитель «Протон» вывела два спутника на геостационарную орбиту. Ёмкость системы спутниковой связи увеличилась более чем в семь раз. ОАО «Газком» прочно занял второе место среди спутниковых операторов страны, уступая по числу спутников только государственному предприятию «Космическая связь». Мы стали лидером в предоставлении современных видов телекоммуникаций, таких, как цифровое телевидение, высокоскоростная видеоконференцсвязь и другие услуги. Потребителями являются государственный и корпоративный секторы, телерадиокомпании, сервис-провайдеры, малый бизнес, социальные объекты, население. 

Запуск двух спутников «Ямал-200» ракетой-носителем «Протон» 24 ноября 2003 года. Фото из личного архива Н. Н. Севастьянова

Инженеры НТС сделали невозможное. Высокое качество изысканий и проектирования подтверждено успешной работой спутников. 
Ещё раз вернёмся в девяностые годы. 
Первая наземная станция связи с пятиметровой антенной была установлена в 1994 году в Ямбурге. Одновременно с этим такую же антенну соорудили на крыше десятого этажа лабораторно-конструкторского корпуса НПО «Энергия» в подмосковном Королёве. На телефонной станции НПО «Энергия» выделили номера, и первый московский номер появился в поселке Ямбург на столе у главного инженера. Вся комплектация: антенны, аппаратура связи – была отечественной.
Менее чем за два года на Севере была создана сеть из сорока наземных станций. Они устанавливались в отдалённых и труднодоступных регионах нашей страны.
Сегодня через спутники «Ямал» осуществляется трансляция более 300 телевизионных каналов (свыше половины российских каналов телевидения), обеспечиваются магистральные линии связи для корпоративных потребителей, а также широкополосный доступ в интернет массового потребителя.

– Задам вопрос, который возникает естественным образом. Землю мы уже угробили отходами, теперь взялись за околоземное пространство? Илон Маск запускает спутники десятками, мы пытаемся не отставать, Китай и Европа активно включились. Как скоро космический мусор станет сыпаться на головы человечества?

– Актуальный вопрос. Давно, лет десять назад, я делал доклад о способах решения этой проблемы в Академии навигации и управления движением в Санкт-Петербурге. Доклад понравился. Но, как водится, поаплодировали стоя – и дальше этого реакция не пошла.

– На самом деле, отработавший спутник пока ничего не разбомбил. Это по нашей любимой пословице: пока гром не грянет…

– А идея была вполне реализуемая. Я предлагал создать аппарат на реактивных двигателях. Если какой-то спутник нужно убрать, то к нему подходит такой аппарат на электрореактивной тяге и тихонечко буксирует объект к заданной точке сбора мусора. Цепляется спутник-мусор на эту матку. Создать такой мусоросборник несложно. Я уверен, что в скором времени так и будут делать.

– С земной орбиты потом нужно как-то уводить такие мусороприёмники?

– Нет, там места много. Достаточно выделить такие точки в пространстве – и всё. Самое главное, чтобы отработавшие спутники не мешали действующим. Сегодня мешают. Нужно, чтобы какой-то инициативный человек за это взялся. Деньги – это всегда вопрос второй. Главное заразиться идеей и начать её воплощать.

– «Ямал» запускается с Байконура. Это ещё одна боль всех причастных к космосу. Ушёл Байконур за рубеж.

– В начале лета 1999 года я приехал на полигон Байконур для предстартовых проверок и подготовки к запуску двух спутников – «Ямал-101» и «Ямал-102». Было интересно посмотреть, каким стал этот полигон, который я посещал в конце 1985 года. 
Вижу такую картину. Исчезли воинские части. Закрыты клубы, дома офицеров, безлюдны строения, где они размещались. Однако сохранился наш жилой комплекс, гостиницы, обслуживаемые гражданскими лицами, ухоженные, со всеми удобствами. На аэродроме – таможенная служба. Теперь это иное государство…

Ленинск

Центральный город Ленинск на окраинах встретил заброшенными жилыми домами без окон и дверей, но ближе к центру жизнь сохранилась. В некоторых строениях обосновались местные жители. Центральный вокзал, откуда в своё время каждый день уходили поезда по площадкам, в запустении. 

Новые жители Ленинска

Непонятно, почему нельзя было Казахстану и его президенту, получившему от Союза такой подарок – огромные территории Российской империи, – передать космодром и все его строения России. Тем более что заранее было известно: космодром такой размерности Казахстану не нужен и неподъёмен.

– Но и наши власти не боролись.

– Много чего тогда отдали. Вот и пришлось новой России в срочном порядке решать важнейший вопрос с продолжением космических запусков, где без казахского Байконура было никак не обойтись. Процесс занял три долгих года, пока не был подписан договор об аренде Россией космодрома. За это время произошёл сильнейший упадок и самого космодрома, и города Ленинска, который сейчас называется, как и космодром, Байконуром. 
В такое переменчивое время живём. 

 

Беседу вела Татьяна Улитина.

5
1
Средняя оценка: 3.04444
Проголосовало: 45