Медео: «ледовая жемчужина» советского спорта
Медео: «ледовая жемчужина» советского спорта
28 декабря 1972 года близ Алма-Аты состоялось торжественное открытие высокогорной ледовой арены с искусственным покрытием – крупнейшего комплекса такого рода в мире.
Происхождение названия знаменитого катка произошло из двух источников. Во-первых, от имени волостного старосты Медеу Пурсуманова (1850-1908), который как раз и способствовал заселению и застройке ранее почти необжитого урочища на северном склоне хребта Заилийский Алатау, в 15 км от города Верный, позже переименованного в Алма-Ату.
Сам Медеу, хоть и происходил из знатного рода выходцев из наиболее авторитетного среди казахов Старшего Жуза, первоначально был беден, даже работал батраком у более богатых соседей. Но затем сам стал богатым землевладельцем, меценатом, застройщиком немалой части Верного и близлежащих мест.
Вторым человеком, стоявшим у истоков популярного спорткомплекса, был знаменитый комиссар чапаевской дивизии Дмитрий Фурманов. Именно ему принадлежит задумка создать в живописном урочище кумысолечебницу и дом отдыха с возможностью занятия зимними видами спорта. По документам это учреждение проходило, как МДО (местный дом отдыха), а для удобства произношения звучало, как «Медео».
Ныне в Казахстане принято называть каток именем первого основателя – Медеу, в России же общепринятым осталось советское название – Медео. Тем более что фонетически оно созвучно с рядом общеизвестных и популярных терминов иностранного происхождения – «метео», «видео», «аудио» и т.д.
Широкое использование Медео в качестве места для проведения спортивных тренировок и состязаний началось с середины ХХ века, когда в 1951 году там был открыт высокогорный каток. Считается, что лёд для него, получаемый из близлежащих горных речек, отличается особой чистотой и прозрачностью. А потому коньки на нём испытывают наименьшее трение, что способствует достижению спортсменами наивысших скоростей и, соответственно, установлению новых рекордов.
Действительно, счёт последним в истории катка был открыт ещё в 1952 году и с тех пор лишь продолжается. Но, всё же, пару десятилетий после своего открытия Медео работал, так сказать, не в полную силу. Сказывались слишком уж «спартанские» условия, начиная с весьма «третьесортной» дороги от столицы Казахской ССР и заканчивая отсутствием на катке канализации и других привычных в подобных местах бытовых удобств. Несколько раздевалок и скамей для зрителей – это отнюдь не уровень места, где уже было поставлены десятки мировых рекордов.
А потому в 1970 году началось строительство современного ледового комплекса. На республиканском уровне проект разработала группа архитекторов из института «Алматыгипрогор» во главе с Владимиром Кацевым и Станиславом Матвеевым.
Но очень скоро потребовалась помощь со стороны союзного правительства. Тем более что из его официальной сметы в 8,4 млн. рублей (по тогдашнему курсу это было больше 10 млн. долларов) у республики нашлось всего около 3 млн., да и общая сумма, по разным оценкам, далеко не отражает истинное количество затраченных на стройку средств из бюджетов всех уровней.
Например, дорогу к комплексу и часть общестроительных работ вело подразделение Строительных войск за счёт Министерства обороны, водопровод и канализацию прокладывали казахские коммунальщики, для питания мощнейшей холодильной установки пришлось строить ЛЭП от ближайшей гидроэлектростанции.
Стройка имела статус «ударной комсомольской» – на ней трудилось свыше 1300 комсомольцев со всех концов СССР. Трудились они действительно ударно – проект, вместо 3,5 запланированных лет, был завершён всего за 2 года. И 28 декабря 1972 года состоялось торжественное открытие Медео.
Сам каток является непревзойдённым до сих пор мировым рекордом. И по площади ледового покрытия – свыше 10 тысяч квадратных метров, и по числу мест на зрительских трибунах (12,5 тысяч), и по уникальной технологии заморозки льда – только общая длина труб с хладагентом составляла 170 км, лишь после реконструкции в начале «нулевых» уменьшившись до 140 км.
Так что награждение авторов проекта в 1975 году Государственной премией и внесение его в 80-е годы в перечень памятников архитектуры Казахстана выглядят вполне заслуженными.
Уникальными сами по себе являются и физико-географические условия на Медео. Высота около 1600 метров обеспечивает, с одной стороны, относительно высокую температуру зимой, на 8 градусов выше, чем в долинах – за счёт температурной инверсии, связанной с особенностью движения воздушных масс. Последнее делает занятие конькобежным спортом для спортсменов и просто энтузиастов намного комфортнее, чем в условиях обычно довольно холодной в резко-континентальном климате Казахстана зимы.
При этом такая высота ещё не вызывает у большинства людей дискомфорта из-за разреженности воздуха. Кстати говоря, Медео – это не только конькобежная арена, но ещё и находящийся выше в горах горнолыжный курорт (наивысшая точка, до которой доходит канатная дорога – около 3200 метров).
Высота расположения Медео и до строительства там современного спорткомплекса позволяла кататься на коньках до 8 месяцев в году – от октября, когда начинались заморозки и до начала мая, когда уже начинали течь ручьи.
Но, всё же, погодные условия, что называется, «год на год не приходятся» – для соревнований, особенно международного уровня, необходима большая предсказуемость. Такую предсказуемость и обеспечило искусственное охлаждение ледового поля, дающее возможность создания и поддержания качественного ледового покрытия в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 35 до плюс 16 градусов. Понятно, что в сильные морозы «холодильники» под ареной не очень нужны, но вот весной-осенью-летом верхняя планка холодильного диапазона даёт возможность продлевать соревнования и просто прогулочные катания намного дольше, чем это позволяют погодные условия.
В источниках информации по знаменитому катку нередко можно встретить разнобой относительно длительности его работы. Чаще всего называется цифра 8 месяцев в году, но иногда указывается и 10 месяцев.
На самом деле, эти цифры относятся лишь к основному ледовому полю, на котором одновременно могут находиться до 3 тысяч конькобежцев. Его действительно обычно перестают намораживать в самые жаркие летние месяцы, когда температура даже в этом прохладном высокогорном урочище может подниматься до 35 градусов.
Однако расположенные по периметру арены беговые дорожки обеспечиваются льдом круглогодично. Так что у посетителей летом есть выбор – кататься ли на этих дорожках на обычных коньках, или же воспользоваться коньками роликовыми, но уже на бетонном покрытии.
Впрочем, многим гостям Медео, наоборот, импонирует именно контраст – возможность кататься по настоящему льду в условиях летней жары. Тем более что жара близ ледового покрытия особо не чувствуется, но также почти не ощущается и холод.
Постройка комплекса в декабре 1972 года превратила Медео из узкоспециализированного спортивного сооружения ещё и в популярнейшее среди местных жителей место активного отдыха. В самом деле, если учесть, что расстояние до Алма-Аты всего 15 км, есть регулярное автобусное сообщение, а на катке кроме хорошего льда есть аренда коньков, буфет на 500 мест, сауны, другие важные бытовые удобства, то становится понятно, что желающих провести там свободное время и выходные бывает очень много.
Кроме того, вполне мировой уровень комфорта наряду с уникально чистым и «скользким» льдом с 1972 года стали привлекать на каток и большое число спортсменов со всего мира. Так, если в первый год после открытия там было установлено две трети от общей численности мировых рекордов, то два последующих сезона арена практически монополизировала все тогдашние мировые достижения.
С подсчётом численности таких рекордов, установленных на Медео, тоже наблюдается заметный разнобой: от 123 до 300 за период с 1952 по 1988 гг., при том, что другие источники сообщают о 249 мировых рекорда только за 1972-73 годы.
Впрочем, такая путаница выглядит вполне объяснимой, если учесть огромное количество проведённых там масштабных спортивных соревнований, которых только мирового уровня насчитывается 18. Среди них: Пятый чемпионат Европы по конькобежному спорту среди женщин в 1974 г., Чемпионат СССР по хоккею с мячом и Кубок европейских чемпионов по хоккею с мячом в 1977 г., Девятый Чемпионат Европы по конькобежному спорту среди женщин в 1984 г., 81-й чемпионат мира по конькобежному спорту в классическом многоборье в 1988 г., финал Зимних Азиатских игр по хоккею с мячом в 2011 г., и многие другие знаковые мероприятия.
Так или иначе, но построенный всем Союзом уникальный каток до сих пор остаётся непревзойдённым в мире спортивным сооружением такого типа. Отдельной благодарности заслуживают и власти Казахстана, после распада великой страны не допустившие «перепрофилирования» комплекса в духе, например, тоже уникальной олимпийской арены в Лужниках, преобразованной в период «лихих 90-х» в огромный рынок.
А потому Медео по-прежнему радует и спортсменов со всего мира, и жителей Алма-Аты, и просто гостей катка, желающих хорошо отдохнуть, вдоволь накатавшись на коньках в любое время года.
Художник: А. Кастеев.