«Мосфильм»: к столетию ведущей советской киностудии
«Мосфильм»: к столетию ведущей советской киностудии
30 января 1924 года на экраны вышла первая лента, снятая киностудией, которой суждено было стать ведущей в киноиндустрии СССР.
Этот первый фильм, тогда ещё «немой», назывался «На крыльях ввысь!» и был посвящён работе советских лётчиков и конструкторов.
Будущий «Мосфильм» тогда назывался «1-й фабрикой Госкино» и был образован путём слияния в 1923 году двух московских «киноателье», носивших имена своих прежних, до национализации в 1919 году, владельцев – Ханжонкова и Ермольева.
С 1926 года, после включение в кинообъединение ещё и 3-й фабрики Госкино, новая структура получила название «Совкино».
Список дальнейших переименований включает в себя: с 1930 года – Московская объединённая фабрика «Союзкино», с 1932 года – Московская фабрика «Росфильм», с 1933 года – Московская кинофабрика «Союзфильм», с 1934 года – Москинокомбинат, с 1935 года – кинофабрика «Мосфильм».
Наконец, 4 января 1936 года появилось название, сохранившееся по сей день – киностудия «Мосфильм». Если быть точным, полное современное имя уникального кинообъединения звучит более витиевато – Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн «Мосфильм».
С первого дня образования на киностудии начали снимать качественные фильмы, многие из которых спустя даже многие десятилетия официально признавались шедеврами мирового кинематографа.
Так, вышедший на экраны в 1925 году «Броненосец «Потёмкин» Эйзенштейна во время голосования кинокритиков на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году вошёл в перечень «20 лучших фильмов всех времён и народов». В 1978 году эта же лента заняла первое место среди ста лучших фильмов, согласно ещё одному опросу среди зарубежных киноведов.
И даже в 2010 году британский журнал, специализирующийся на кинотематике, присудил нашему «Броненосцу» 3-е место в ТОП-100 неанглоязычных иностранных фильмов, опередили его лишь «Семь самураев» Акиро Куросавы и «Амели» Жан-Пьера Жене.
В 1927 году было начато строительство нового студийного комплекса на Ленинских горах, а закупка самого современного оборудования для него была включена в список приоритетных задач программы первой пятилетки.
Руководство СССР прекрасно понимало всю важность киноискусства для формирования в сознании советских людей морально-этических принципов, правильной системы ценностей, без которой просто невозможно было рассчитывать построить по-настоящему крепкое социалистическое государство.
Тем более что на другом конце планеты активно действовал Голливуд – неофициальный «отдел агитации и пропаганды» американских буржуазных элит.
В советских газетах начала 30-х годов нередко появлялись сообщения, сравнивающие «Мосфильм» с американским конкурентом. Подобные сравнения имели реальные основания. И Эйзенштейн, и некоторые другие его коллеги, бывали в США, знакомились там с организацией работы «фабрики грёз». Но, конечно, чтобы организовать масштабное производство качественного кино, просто «посмотреть, познакомиться и узнать» мало. Надо ещё и самим обладать соответствующей материально-технической базой, и, главное, талантливыми людьми. На самом деле аналогии «Мосфильма» с Голливудом представляются, по крайней мере, некорректными. Голливуд представлял собой не единый монолитный киноконцерн, но являлся местом компактного расположения в Калифорнии множества независимых друг от друга киностудий, таких, как, например, «20-й век Фокс», «Уорнер Бразерс» и др.
В СССР у «Мосфильма» было много достойных конкурентов. Центры киноиндустрии в довоенное время строились практически по всей стране, хотя и работали они потом с разной эффективностью. Но, во всяком случае, «Ленфильм», «Беларусьфильм», студия имени Довженко, Одесская киностудия, студия имени Горького внесли в сокровищницу советского кино свой весомый вклад. «Чапаев», например, снимался в 1934 году в Ленинграде, «Истребители» (1938) и «Подвиг разведчика» (1947) – в Киеве.
«Мосфильм» всё же с самых первых лет своего образование имел уникальные отличия от других советских киностудий. И не только в плане действительно «звёздного» творческого состава, даже сокращённый список режиссёров на официальном сайте киноконцерна насчитывает 84 фамилии. Уникальными были и многие организационные, и материально-технические возможности главной киностудии страны. Например – в одном из павильонов располагался бассейн для проведения съёмок подводных сцен; в структуре Минобороны СССР в 1962 году для съёмок масштабных батальных сцен эпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир» был учреждён отдельный «кавалерийский полк Мосфильма», преобразованного в подразделение Президентского полка лишь в 2012 году; для батальных сцен на «Военно-технической кинобазе» в Алабино в 1966 году для студии создали настоящий «склад-музей» списанных образцов военной техники и вооружения.
В 60-е годы именно «Мосфильм» стал пионером в создании отечественных сериалов – «Вызываем огонь на себя» (1964 г., первый советский многосерийный телефильм), «Адъютант его превосходительства», «Операция «Трест», «Михайло Ломоносов» и многих других. В 1947 году на Мосфильме был снят первый советский стереофильм.
На киностудии «Мосфильм» впервые появилось «Творческое объединение» – необязательно связанная с определённым местом организационная структура, объединявшая нескольких кинодеятелей для совместной работы. После чего в титрах многих советских лент, помимо логотипа киностудии, стало появляться и «Первое (второе и т.д.) творческое объединение».
Особый интерес заслуживает «Экспериментальное творческое объединение», благодаря которому мы смогли увидеть любимые и по сей день ленты «Белое солнце пустыни», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие. Конечно, даже для простого перечисления только знаменитых творений «Мосфильма» в небольшой статье, увы, просто не хватит места. А, вообще, на счету Мосфильма – более двух тысяч художественных лент. С началом «перестройки» в истории знаменитой киностудии начался новый, «неоднозначный этап» – долгожданная «свобода творчества» обернулась неожиданной стороной. Государство, перестав контролировать кинопроизводство, в то же время прекратило и его финансирование.
Воодушевление от перестроечных надежд зачастую разбивалось о полный хаос в экономической жизни. Киностудиям приходилось самим изыскивать средства на производство картин, фильмы зачастую снимались на деньги коммерческих структур весьма далёких от киноискусства, студиям не хватало денег на техническое переоснащение и ремонт помещений.
«Мосфильму», к счастью, удалось пережить наступившее «безвременье» без катастрофических последствий, как у некоторых других студий. Но даже минимально сносным такое существование назвать было сложно.
Показательный анализ сложившейся тогда ситуации был дан в статье, опубликованной в 2004 году: «Пять лет назад киноконцерн “Мосфильм” выглядел мёртвым. Треснувшие стёкла, перегоревшие лампочки, холод и мгла. И собаки. “Кина не будет” – это заголовки тогдашних газет о перспективах российского кинематографа... А вот главный признак прогресса: сейчас на “Мосфильме” находятся в производстве 122 картины. Мертвец ожил. Сегодня “Мосфильм” – крупнейшая кинофабрика Европы. <…> Чтобы выжить, мы трепыхались, как лягушки в молоке, – машет руками сценарист Бородянский. – И мы их победили. “Мы” – это генеральный директор Карен Шахназаров, его заместитель Александр Бородянский и прочие члены правления, не желавшие приватизации “Мосфильма”. “Они” – это Гусинский и Березовский, желавшие “Мосфильм” приватизировать. – Вы поймите, кто мы и кто они. Мы написали письмо президенту, мы грозили демонстрацией, забастовкой народных артистов. Но они близки к президенту. И главное – у них деньги. Как с ними бороться? Нас собрали в Союзе кинематографистов, и человек с непроизносимой фамилией по имени Бадри сказал: “Каждый из вас получит по миллиону долларов, если проголосует за приватизацию. Чего вы сопротивляетесь?” Я был при этом, – взмахивает руками сценарист Бородянский. Им обещали, что они будут снимать своё кино, но “Мосфильм” станет большим развлекательным комплексом – с гостиницами и казино. Генеральный директор Карен Шахназаров, его заместитель Александр Бородянский и прочие члены правления, не желавшие приватизации, не поверили человеку по имени Бадри. Они трепыхались упорно и долго. И молоко стало маслом. Они выжили…»
Безусловно, принципиальная позиция руководства «Мосфильма», не позволившая продать его с последующим фактическим уничтожением, заслуживает уважения. Как и то, что студия не просто выжила, но продолжает активное производство новых фильмов.
Справедливости ради, стоит заметить, что в свежий ТОП-10 самых кассовых фильмов в российском кинопрокате за 2023 год ни одна снятая мосфильмовская лента не попала.
Хотя радует тот факт, что 7 из 10 мест в этом рейтинге занимают отечественные фильмы. При этом 3 зарубежные ленты заняли лишь 5-е, 6-е и 7-е места.
Конечно, отечественной киноиндустрии есть ещё к чему стремиться. Например, в соответствующий китайский рейтинг за последний год не вошла ни одна иностранная картина.
Соревнование между странами и политическими системами, как показал опыт той же «перестройки», выигрывается не только путём экономического или военного соперничества, но и достижениями на «идейных фронтах», а поражение на этих фронтах ведёт к скорой геополитической катастрофе.
И хотя после распада великой страны многое в этой сфере было упущено, надежда на улучшение ситуации всё-таки остаётся. И «Мосфильм», чей столетний юбилей мы отмечаем в этом году, заслуживает глубочайшего уважения и искренней благодарности за его роль в развитии отечественного кино.