СЭВ: «Большая семёрка» социализма

5 января 1949 года в Москве на совещании представителей тогда ещё 7 социалистических государств Европы был создан Совет экономической взаимопомощи. Уже в 70-е годы доля промышленного производства стран СЭВ составила треть от общемировой, и это без учёта не входивших в объединение экономик Китая и ряда других стран социализма.

Непосредственный толчок к образованию СЭВ дало решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 23 декабря 1948 года. Это решение было подтверждено и закреплено 5 января 1949 года в Москве на совещании представителей делегаций стран Восточной Европы, справедливо констатировавших тогда: «правительства Соединённых Штатов Америки, Англии и некоторых других стран Западной Европы по сути дела бойкотируют торговые отношения со странами народной демократии и СССР, так как эти страны не считают возможным подчиниться диктату “плана Маршалла”, поскольку этот план нарушает суверенитет стран и интересы их национальной экономики».    

Первоначально в новую организацию экономической взаимопомощи вошло 7 государств: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Впоследствии состав объединения менялся – к нему присоединились ГДР (1950), Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978). Из-за политических разногласий в 1961 году из членов СЭВ вышла Албания, а Китай вышел из числа стран-наблюдателей. Число стран-наблюдателей все годы существования организации превосходило число её основных участников. Наблюдателями (примерно аналогично ассоциированным членам ЕС) были КНДР (с 1956), Ирак (с 1975), Никарагуа (с 1984), Ангола (с 1976), Мозамбик (с 1985),  Афганистан, Йемен, Лаос, Эфиопия (с 1986).
Отдельно стоит упомянуть несоциалистические Финляндию и Мексику, ставшие наблюдателями СЭВ, соответственно, с 1973 г. и с 1975 г. И если первая, по крайней мере, была теснейше связана с СССР (поскольку последний был её крупнейшим торговым партнёром), то интерес далёкой Мексики, явного и постоянного сателлита США, демонстрирует реальную выгоду сотрудничества с блоком стран социализма.

Что же привлекало страны народной демократии в Совете экономической взаимопомощи? Либеральный псевдоисторический «штамп» на этот счёт говорит о якобы тоталитарном доминировании советского режима над странами Восточной Европы, имевших несчастье попасть в его зону влияния по итогам Второй мировой войны. Реальная история показывает всю нищету этого антисоветского пасквиля, в частности на примерах независимой политики социалистических стран. Когда, например, Югославия и Китай в СЭВ так и не захотели войти, а Албания вышла не только из этого экономического блока, но и из Варшавского Договора (в 1968).
Да и полноправные члены Совета экономической взаимопомощи вели себя как вполне независимые страны. Румыния, например, всегда имела своё «особое мнение», а Польша абсолютно самостоятельно набрала у Запада к началу 80-х столько кредитов, что сама себя вогнала в тяжелейший кризис, который пришлось решать введением военного положения.

Вообще, на заседаниях совета СЭВ обязательные к исполнению планы без одобрения представителей соответствующих стран не принимались. Иногда кого-то и приходилось уговаривать, но приводя в качестве аргументов реальные выгоды, каковых в рамках этого содружества хватало с избытком, хотя больше и за счёт СССР.
Дешёвые энергоносители, такие же дешёвые кредиты, предоставление огромного рынка сбыта СССР и многое другое было более чем выигрышно, особенно на фоне экономической «помощи» таких общеизвестных инструментов неоколониалистического закабаления, как МФВ, МБРР, Всемирный Банк и другие им подобные, чья «помощь» обычно заканчивалась для доверившихся им стран тяжелейшими экономическими кризисами. 
Достаточно сказать, что только в  период с 1947 по 1957 годы общая сумма кредитов в рамках СЭВ составила 30 млрд. руб., из них 28 млрд. составляли кредиты, предоставленные СССР. То есть, часть из них была выдана ещё до формального образования этого объединения.
При этом стоит упомянуть также и о, мягко говоря, неодинаковых «стартовых условиях» после окончания Второй мировой войны для стран Западной и Восточной Европы. Первые, как известно, несмотря на свой статус «партнёров» Третьего Рейха, авиацией союзников откровенно щадились. А вот в будущей «советской зоне» американские «летающие крепости» и британские «Ланкастеры» старались не оставлять от работающих промышленных предприятий камня на камне. Так что, например, промышленный потенциал Чехословакии после войны уменьшился наполовину.
Это при том, что на территории остальных восточноевропейских стран развитой промышленности почти и не было. Недаром на чехословацкую Тешинскую область так облизывалась «гиена Европы» Польша, захватившая её синхронно с началом гитлеровской агрессии против Праги после Мюнхенского сговора в сентябре 1938 г. 

Существует ещё один подлый либеральный штамп особенно популярный даже не в современной России, а среди её бывших «братушек» по социалистическому лагерю – якобы СССР нещадно эксплуатировал «порабощённые» страны Восточной Европы. Тем, кто до сих пор верит в эту ахинею, стоит ознакомиться со следующими, более чем впечатляющими, показателями так называемой «эксплуатации» стран СЭВ Советским Союзом.
На долю стран СЭВ приходилось 18,5% территории и 9,4% населения земного шара. Эти 9,4% в 1974 году произвели продукцию, которая составила более 33% мирового производства промышленной продукции. В 1950 году страны СЭВ производили 18% мирового промышленного производства. 
Китай и Северная Корея не входили в СЭВ, но являлись социалистическими странами, и с учётом их промышленного производства социалистические страны в 1974 году произвели продукцию, которая составила почти половину мирового промышленного производства.
Только за пять лет, с 1971 по 1975, национальный доход стран-членов СЭВ увеличился в целом на 36%, выпуск промышленной продукции на 46%, среднегодовая продукция сельского хозяйства на 14%. В 1971–1980 годах объём производственного национального дохода увеличился в целом по странам СЭВ на 66%, в Болгарии на 96%, в Венгрии на 62%, в ГДР на 59%, в Монголии на 81%, в Польше на 73%, в СССР на 62%, в ЧССР на 57%. В период с 1971 по 1980 год произошло увеличение объёма капиталовложений в экономики стран-членов СЭВ на 73%.

А вот цифры, показывающие реально высокий уровень жизни. Например, к 1985 году в СССР среднее число личных автомобилей на 1000 человек составляло 45 единиц. При том, что даже в далеко не самой богатой среди соцстран Болгарии этот показатель был 115, в Чехословакии – 169, в ГДР – 188.
Для сравнения – в США, признанном лидере мирового автопрома, приходилось 250 автомобилей на тысячу жителей. При этом стоит учесть вынужденный транспортный «индивидуализм» американцев в условиях крайне слабого развития общественного транспорта и его дороговизны в тех местах, где он всё же наличествовал. 
Ещё одна антисоветская байка – о низком качестве потребительских товаров СЭВ. Граждане СССР так не считали. Чехословацкая одежда и обувь, восточногерманские фотоаппараты, пишущие машинки, компьютерная техника, польская парфюмерия, многие другие товары народного потребления из стран-членов СЭВ на прилавках наших магазинов не залёживались, а в основном были «в дефиците». 
Всего в СССР эксплуатировалось свыше 143 тысяч венгерских «Икарусов». В 1976 году чехословацкое объединение «Мотоков», поставляющее в СССР «Явы», поставило рекорд – на просторах нашей страны колесили уже более миллиона популярных мотоциклов, продававшихся в среднем по сто тысяч экземпляров в год.  

В деятельности СЭВ были и важные геополитические моменты. На Советский Союз вначале приходилось более четверти объёмов взаимной торговли, а в 1980-е гг. – почти половина. Как результат этого, в первой половине 1950-х гг. произошла экономическая переориентация стран СЭВ преимущественно на Советский Союз и другие социалистические страны. Уже в 1955 г., например, во внешней торговле Болгарии на долю социалистических стран приходилось 87,6% товарооборота, Венгрии – 61%, ГДР – 72%, Польши – 63,9%, Чехословакии – 65,7%.

Как известно, СЭВ вместе с мировой системой социализма стал жертвой преступной политики горбачёвской клики, поддержанной ренегатами и просто бесхребетными политиканами в руководстве социалистических стран Восточной Европы. Все разговоры о якобы неустранимых кризисных явлениях, вызвавших крах социалистической системы, – не более, чем спекуляция. 
Не надо забывать тот факт, что американские биржевые индексы середины 80-х очень напоминали ситуацию накануне Великой депрессии, поразившей капиталистический мир в 1929 г. Но превращение огромной страны и её союзников псевдо-коммунистическими «иудами» в огромный неосвоенный рынок сбыта для западного капитала, позволило избежать повторения кризиса масштаба Великой депрессии, а если точнее – отсрочить его.

Хотя СЭВ отошёл в историю, но альтернативный хищническому «золотому миллиарду» БРИКС всё сильнее набирает обороты, уже обогнав по уровню реального, а не дутого ВВП своих конкурентов. 
И пусть новое экономическое объединение стран, желающих стать реально независимыми, основано на принципах рыночной, а не социалистической экономики (СССР в 1920-е годы тоже использовал НЭП), благородная цель покончить с мировым экономическим «паразитом» представляется вполне достижимой. 

 

Художник: С. Бойм (Строительство здания СЭВ в Москве).

5
1
Средняя оценка: 3.575
Проголосовало: 40