«Не называйте меня советским Чарли Чаплином»
«Не называйте меня советским Чарли Чаплином»
6 февраля 2024 года – 125 лет со дня рождения великого актёра Сергея Мартинсона...
Зрители его обожали. Никто не умел так рассмешить, подарить столько надежды и счастья, как Мартинсон.
Сергей Александрович Мартинсон (1899–1984) – народный артист РСФСР, легенда советского кино и театра, яркий комедийный актёр, эксцентрик, мастер пантомимы, буффонады и гротеска.
…Мартинсон принадлежал к той актёрской плеяде, которая вышла из «мейерхольдовской» шинели. Школа, его воспитавшая, ценила остроту и сценический парадокс несравненно выше скучноватого бытового правдоподобия.
Он прославился прежде всего Хлестаковым в хрестоматийном «Ревизоре» Театра имени Мейерхольда. Этой ролью великий режиссёр навсегда привил ему вкус к эксцентрике и гротеску.
… Мартинсон снимался у Всеволода Пудовкина, Якова Протазанова, Сергея Юткевича, Бориса Барнета, Григория Рошаля, Александра Птушко и других знаменитых кинорежиссеров.
На сцене и съёмочной площадке Мартинсон был человеком-праздником, фейерверком. Не щадя себя, не жалея сил, работал.
Так азартно играть, танцевать и петь мог только он. Ему рукоплескали Париж и Берлин. Его любили самые красивые женщины Советского Союза.
Он сумел стать одним из самых востребованных советских актёров, сыграв за 60-летнюю карьеру более ста ролей.
Среди значимых работ – персонажи фильмов «Сильва» (Бони Конислау), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Осип Никифорович), «Любовь к трём апельсинам» (Король), «Новые приключения капитана Врунгеля» (мистер Вант) и другие.
…Зарубежные критики называли его «русским», а отечественные критики – «советским Чарли Чаплином».
Однако сам Сергей Александрович всегда мечтал о драматических ролях.
***
Потомок знатного шведского рода, сын крупного петербургского фабриканта, владельца известной карандашной фабрики «Мартинсон и Ко», Сергей Александрович Мартинсон родился в Санкт-Петербурге 6 февраля 1899 года.
Родителями Сергея были шведский барон Александр Александрович Мартинсон и русская дворянка Феодосия Александровна (урождённая Петрова).
…Семья жила в центре Петербурга в особняке на Миллионной улице, где собиралась культурная элита города и выступал с концертами Александр Скрябин – близкий друг отца.
С самого детства родители прививали ему любовь к творчеству. Они обожали театр и с удовольствием брали сына с собой – и в драму, и в оперу, и в балет.
Но больше всего маленькому Серёже нравилось бывать в кабаре. Та весёлая атмосфера, которая царила там, всегда подкупала мальчика.
Его мать вспоминала: «Когда мы возвращались из кабаре, он всегда пытался повторить увиденные там номера. Переодевался, кривлялся и пытался развеселить родных и близких».
***
В 7 лет родители отдали Сергея в известную на весь Петербург немецкую гимназию Анненшуле (училище Святой Анны), где он в совершенстве овладел немецким и французским языками.
…Когда Сергей перешёл в 5 класс, он начал посещать любительскую театральную студию, а уже спустя год открыл свою собственную.
Первой постановкой студии Сергея Мартинсона стал «Ревизор», где сам он сыграл Петра Ивановича Добчинского.
Как вспоминал актёр, эти ощущения он запомнил на всю жизнь. Именно тогда он понял, что хочет связать свою судьбу с театром.
***
За театральными успехами единственного сына родители Мартинсона наблюдали с беспокойством. И были для этого причины. Сергей настолько увлёкся сценой, что начал небрежно относиться к предметам в гимназии и отставать в учёбе.
Сергей Мартинсон: «У моего папы были свои взгляды на моё будущее. Он мечтал увидеть меня инженером, но у меня на этот счёт было своё мнение».
***
В 1918 году он окончил частную гимназию Г. К. Штемберга и вступил в Красную армию. Демобилизовавшись через два года, он, по настоянию родителей, поступил в Технологический институт.
…Проучившись там год, он окончательно и бесповоротно решил стать актёром. Комический дар Сергея Мартинсона обнаружился на вступительных экзаменах в Институт сценических искусств.
Перед комиссией в Институте сценических искусств предстал высокий, невероятно тощий юноша, который объявил: «Александр Сергеевич Пушкин. «Борис Годунов». Монолог Бориса».
Приёмная комиссия переглянулась: странный выбор материала, который никак не соответствовал внешнему виду поступающего.
Никто особо в успех Мартинсона не верил и слушать его начали без особой заинтересованности, как вдруг...
«Достиг я высшей власти. Шестой уж год я царствую спокойно...» – начал пафосно читать монолог Мартинсон.
Интонация, манера и контраст между материалом и актёром были настолько невероятными, что приёмная комиссия неожиданно захохотала.
Сергей Мартинсон ничуть не смутился и продолжил чтение монолога.
«Вы приняты, но запомните: трагические роли не для вас. – смеясь, выговорил режиссёр и педагог Николай Васильевич Петров. – Вы рождены для комедии, для эксцентриады!»
Так Сергей Мартинсон, к ужасу своих родителей, стал студентом Петроградского института сценических искусств.
***
В 1923 году он окончил Институт сценических искусств, выступал в эстрадных театрах Петрограда – в театре «Вольная комедия», «Свободном театре».
…С первых же ролей стало ясно, что его актёрский талант полнее раскрывается в комедийном амплуа. На разных площадках он появлялся в большом количестве юмористических номеров, удивляя зрителей эксцентричными и гротескными образами: он с иронией обыгрывал недостатки своей внешности, намеренно подчеркивая худобу ног зауженными брюками и появляясь на сцене в балетной пачке.
***
В 1924 году Сергей Мартинсон впервые появился на экране в немом чёрно-белом фильме «Похождение Октябрины» начинающих кинорежиссёров Леонида Трауберга и Григория Козинцева. Это был их дебютный фильм.
Сергей Мартинсон: «Сегодня после спектакля ко мне подошли два молодых человека. Много говорили о каком-то фильме. Говорили, что я подхожу им для главной роли. Не знаю, право, что и думать, но, тем не менее, согласился...»
…В «Похождениях Октябрины» Мартинсон исполнил образ появившегося из бутылки пива уникального существа с невероятным именем – Кулидж Керзонович Пуанкаре.
Имя этого персонажа было создано из имён антисоветских политиков того времени и символизировало настоящее воплощение зла.
Для создания этого образа Сергею Мартинсону не понадобилось много грима или других кардинальных изменений во внешности. Актёру наклеили только ужасающие широкие брови, надели цилиндр, и вот вам дядя Сэм во плоти…
***
На одном из спектаклей ленинградского театра «Балаганчик» Сергея Мартинсона заметил Всеволод Мейерхольд и, не раздумывая, пригласил в свой театр – ГосТИМ.
Мартинсон был любимцем великого режиссёра. В театре Мейерхольда Сергей Мартинсон проработал вплоть до его закрытия, сыграв на этой сцене свои лучшие роли. Он был Плюховым в «Воздушном пироге», Левицким в «Павле Грекове», Валерианом в «Мандате», сыграл и много других ролей
***
В 1930 году с театром Мейерхольда он ездил на гастроли за границу. Ему рукоплескали Берлин и Париж.
Увидев Сергея Мартинсона в образе Хлестакова, парижская публика нарекла артиста «русским Чарли Чаплином», мастером походок, а его ноги – изобретательными. В Париже зрители аплодировали Мартинсону стоя.
Критик В. А. Павлов посвятил Хлестакову-Мартинсону несколько страниц в журнале «Современный театр» за 1929 год:
«Из всех ролей, созданных Мартинсоном, Хлестаков бесспорно самый удачный, богатый и серьёзный сценический характер.
Присущая таланту Мартинсона драматическая эксцентрика здесь достигает своего законченного художественного выражения, над которыми хорошо посмеёшься и серьёзно задумаешься».
…После М. Чехова и Э. Гарина это был третий Хлестаков.
***
В 1934 году Сергей Александрович снимался в фильме Якова Протазанова «Марионетки». Этот фильм стал его первым актёрским триумфом в кино.
***
В 1939 году «Мосфильм» выпустил фильм-сказку «Золотой ключик», посвящённый приключениям Буратино, ожившей куклы из дерева.
Роль коварного Дуремара, верного помощника главного злодея Карабаса, блестяще исполнил Сергей Мартинсон.
***
Мартинсон был харизматическим артистом. Он умел двумя-тремя деталями создать неповторимый яркий и гротескный образ и в театре, и в кино.
…После роли композитора Керосинова в картине «Антон Иванович сердится» слава буквально бегала за Мартинсоном по пятам – мальчишки во дворе улюлюкали ему вслед: «Бензин-Керосин идёт!»
… На съёмках фильма-сказки «Волшебное зерно» в 1941 году пришло страшное известие – началась Великая Отечественная война.
***
25 июня 1941 года Сергея Мартинсона вызвали на киностудию «Союздетфильм», где предложили ему воплотить на экране образ… Гитлера.
Режиссёр Сергей Юткевич первым в советском кино решил сделать фильм с Гитлером. Он запускал в производство фильм по сатирической комедии «Новые похождения Швейка». Юткевич был уверен, что никто не сможет сыграть фюрера лучше Мартинсона.
Григорий Александров: «Сложную роль Гитлера с большим сатирическим мастерством исполняет артист С. Мартинсон.
Он смешон, этот ничтожный прусский ефрейтор, возомнивший себя завоевателем вселенной, он смешон со своим глупым, лопнувшим, как мыльный пузырь, мифом о непобедимости немецкой военной машины…
В своём облике фокусника-маньяка, автомата Гитлер Мартинсона дан остро и выразительно, напоминая карикатуры художников Кукрыниксов» (газета «Правда» за 27 ноября 1943 года).
***
В образе Гитлера Сергей Мартинсон предстал перед зрителями три раза: в боевом киносборнике № 7 (1941), а также в фильмах «Новые похождения Швейка» (1943) и «Третий удар» (1948).
…«Великий и ужасный» в исполнении Мартинсона выглядел ущербным и убогим – он вызывал смех и омерзение, а не страх.
Актёр намеренно гримасничал, возводя этот образ к абсолютному гротеску и карикатурности. Он заставлял всех, кто смотрел эти фильмы на фронте и в тылу, поверить в то, что такой нелепый, одержимый манией величия и манией преследования «герой» попросту не может быть непобедимым.
***
Мартинсон с удовольствием рассказывал байку (а, может, и быль!), что Гитлер, увидев себя на экране, внёс актёра в свой личный чёрный список и пообещал собственноручно разделаться с советским актёром и повесить его на первом фонаре.
До этих пор в его личном «чёрном списке» был только один артист – Чарли Чаплин, который одним из первых сыграл Гитлера в кино.
***
Во время войны Мартинсон с семьей уехал в эвакуацию в Сталинабад. Он давал концерты, продолжал сниматься в комедиях, убеждённый в том, что для поддержания боевого духа народа это просто необходимо.
***
К середине 1960-х Сергей Мартинсон сыграл уже порядка 50 замечательных и запоминающихся ролей в кино.
Среди них – телеграфист Иван Ять в комедии «Свадьба», угольщик Филипп в «Алых парусах», дьяк Осип Никифорович в фильме-сказке «Вечера на хуторе близ Диканьки», Дедина 518 в «Сказке о Мальчише-Кибальчише» и злодей Прокофий Прокофьевич в «Сказке о потерянном времени» и другие.
***
В 1964 году свою вторую главную роль – единственную за время работы в кино драматическую роль князя Костромского – Сергей Александрович сыграл в «Дядюшкином сне».
Об этой роли, как признавался Мартинсон, он мечтал долгие годы. Когда режиссёр Константин Воинов предложил ему сыграть этот образ, Сергей Александрович тут же согласился.
Лидия Смирнова: «У Мартинсона была великолепная актёрская техника. Очень хороший актёр, потрясающе двигался, но немножко из другого мира. Он артист Мейерхольда, но я была с ним совместима. Константин Воинов умел создавать актёрский ансамбль!»
***
Когда в 1968 году Сергея Александровича спросили, как он стал актёром, он мгновенно ответил: «Всё начинается с детства. С каких-то детских увлечений. Например, моему другу Роману Кармену в детстве подарили фотоаппарат, а потом он стал знаменитым режиссёром документального кино. А у меня в детстве был дома патефон. Я очень любил слушать пластинки и подпевать. Между прочим, у меня неплохо получалось. Мне тогда было лет 15–16, и я жил в Петрограде...»
***
В 1969 году Сергею Александровичу исполнилось 70 лет. Ведущий «Кинопанорамы» Алексей Каплер спросил у него: «Как это тебе, Сергей Александрович, удалось так сохраниться?» – Ответ последовал мгновенно: «Я всегда был человеком легкомысленным и никогда не делал того, чего мне делать не хотелось».
Правда, такой поворот беседы телевизионное начальство сочло... легкомысленным, и эпизод из юбилейной передачи вырезали.
***
Спустя 10 лет Мартинсон вновь озадачил корреспондентов, готовивших материал к его 80-летнему юбилею.
Отвечая на банальный вопрос журналиста: «Если бы можно было начать сначала, стали бы вы актёром?» – Сергей Александрович, хитро прищурившись, поинтересовался, что на этот вопрос отвечают его коллеги.
Узнав, что они клянутся в верности своей профессии, грустно заметил: «Значит, у них была лёгкая жизнь в искусстве. Я бы не торопился с ответом».
И в этом был весь Мартинсон – он никогда не стремился угодить публике и говорить то, что от него ожидают услышать.
…Он производил впечатление человека, у которого нет проблем, но и его душу мучили «вечные» вопросы.
***
Сергей Александрович прожил долгую жизнь – 85 лет. До последних дней он сохранял наивную, светлую душу ребёнка.
Театр остался в далёком прошлом. Единственной отдушиной для актёра были съёмки в кино и озвучивание мультфильмов.
***
Последней его крупной работой в кино в 1983 году, «лебединой песней», стала роль Егошкина в фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь» Николая Губенко.
Но, к сожалению, премьеры Сергей Александрович уже не дождался.
…Мартинсон снимался еле передвигаясь, шаркая ногами, забывая текст. Но Губенко не видел в своём фильме никого другого.
Тогда специально для Сергея Александровича придумали несложный трюк: его герой стал носить слуховой аппарат, в который второй режиссёр наговаривал слова. Так и снимали.
Ровесник века, он смеялся над собой, что-то рассказывал операторам, шутил. А после съёмок уезжал в своё одиночество, о котором никому не следовало знать.
…В доме ветеранов кино в Матвеевском, где доживают жизнь пожилые актёры, лишившиеся заботы близких, всегда было место для Сергея Александровича.
Но, несмотря на то что он уже почти не вставал с инвалидного кресла, надолго там никогда не задерживался.
***
Всю свою жизнь этот щеголь и франт, выскакивающий на сцену в лакированных ботинках, жил так, чтобы никого собой не обременять.
И все думали, будто у него нет никаких проблем. Жизнь его оставалась загадкой.
Когда ему понадобилась помощь, рядом никого не оказалось. Великий актёр так и умер в полном одиночестве.
…Сергей Александрович Мартинсон скончался 2 сентября 1984 года и был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
***
Его внук Владимир (Вальтер) Баршай написал в своих воспоминаниях: «Жизнь деда прошла под бурные овации. С улыбкой и смехом. Но в моей душе он всегда – Гамлет!»
Фото из открытых источников.