«Он остро искал в себе новые грани…»
«Он остро искал в себе новые грани…»
14 февраля 2024 года Николаю Ерёменко-младшему исполнилось бы 75 лет.
Классик отечественного кино, актёр и режиссёр, народный артист России Николай Николаевич Ерёменко-младший (1949-2001) создал в кино разнохарактерные образы.
Он был замечателен не только своей блистательной внешностью, но и неповторимым обаянием.
К выбору ролей Николай Ерёменко-младший относился тщательно, соглашался лишь на те, в которых мог раскрыться с новой стороны.
В его творческом багаже – около полусотни разноплановых ролей в фильмах «У озера», «Горячий снег», «Красное и чёрное», «Пираты XX века», «Исполнение желаний», «В поисках капитана Гранта», «Царская охота», «В начале славных дел», «Я объявляю вам войну» и др.
Его называли главным супергероем советского кино. Но даже роли в боевиках он играл с шекспировской глубиной и драматизмом.
***
Николай Николаевич Ерёменко-младший родился 14 февраля 1949 года в Витебске. Он – представитель актёрской династии.
Отец – Николай Николаевич Ерёменко-старший, народный артист СССР.
Мать – Галина Александровна Орлова, народная артистка Белорусской ССР.
…Почти всё своё детство Николай провёл за кулисами театра. Творческая атмосфера театра, реквизит, спектакли и репетиции – всё это вызывало у него неподдельный восторг.
Галина Орлова: «Мы не навязывали ему свою профессию. Но впечатления детства, конечно, повлияли на выбор сына – уже в трёхмесячном возрасте он поехал с нами на гастроли...»
Николай Еременко-младший: «Воспитывали меня строго. Отец четыре года провёл в концлагерях, это расшатало его нервы.
Мне повезло, что родители часто были на гастролях. Кличка во дворе у меня была «Артист», из-за родителей. Меня оскорбляло это прозвище, ведь у других были более хулиганские…»
***
После окончания школы Николай приехал в Москву, чтобы поступить во ВГИК, но сделать это с первой попытки ему не удалось.
Он опоздал. К тому времени курс был практически набран. Приехавших поступить просматривали лишь для того, чтобы не обидеть.
***
В 1967 году в свою вгиковскую мастерскую набирал курс Сергей Герасимов, в фильме которого «Люди и звери» Ерёменко-старший сыграл свою первую большую роль в кино, и это помогло Ерёменко-младшему поступить.
Николай Ерёменко-младший: «”Что вы нам прочитаете?” – спрашивает меня Сергей Аполлинариевич. – “Заболоцкого”. Он на меня “эдак” посмотрел: “Что именно?” – “Грозу”. Он брови поднял: “Ты сам это любишь, мальчик? Ну прочти, прочти...” И я понял: попал! Отец меня заставил выучить стихотворение “Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница...”. Во время съёмок “Людей и зверей” Герасимов столько раз эти строчки бубнил-декламировал.
Своими мальчишескими мозгами я тогда вряд ли понимал всю глубину стихотворения, но Герасимова, видимо, подкупил мой выбор.
А Тамара Фёдоровна Макарова меня в мастерскую брать не хотела, в тот год нас, “детей”, слишком много поступало: Наташа Бондарчук, Володя Тихонов...»
***
Уже на втором курсе ВГИКа Николай Ерёменко-младший снялся в роли студента-практиканта Алексея в фильме «У озера» у своего учителя Сергея Герасимова. Это был его дебют в кинематографе.
В фильме снялись: Василий Шукшин, Наталья Бондарчук, Наталья Белохвостикова, Наталья Аринбасарова, Вадим Спиридонов, Наталья Гвоздкова, Валентина Теличкина
Наталья Белохвостикова: «Его очень любил Герасимов. Я думаю, что он его был любимым учеником, в нём он видел своё продолжение, угадывал какие-то похожести.
Коля очень многое мог, и он играл и оперетту, и комедию, играл и трагедию, играл драму, играл стариков в свои 18–19 лет.
Ему очень многое было дано, он был актёр широкого диапазона, Герасимов это видел».
***
Второй их совместной работой стала экранизация романа Стендаля «Красное и чёрное».
…Работу над фильмом «Красное и чёрное» Герасимов начал в 1969 году, когда Николай Еременко-младший ещё учился во ВГИКе, а окончил через семь лет. Ерёменко начинал сниматься 18-летним юношей, что вполне подходило под образ Жюльена Сореля, который по книге был «невысоким и щуплым юношей».
Но всего за пару лет Ерёменко возмужал, раздался в плечах, и в итоге его герой вышел статным и красивым мужчиной, покорившим сердца миллионов зрительниц.
Николай Ерёменко-младший: «…встречает меня в стенах вуза мой учитель, подзывает и говорит: “Коля, а ты читал Стендаля?” Очень внимательно на меня смотрит.
Я стал выкручиваться: “Вы какой роман имеете в виду? Их же у него несколько...” – “Видишь ли, Коля, артисту в принципе не вредно книжки читать, хотя бы иногда. А “Красное и чёрное” стоит прочесть не раз и не два, поверь мне. Так вот ты прочти, а потом объясню, зачем я тебе эту пытку устроил”.
Через неделю встречаемся, оказывается, Герасимов решил дать мне роль Жюльена Сореля. Я совершенно себя в ней не представлял, думал: “Что за мужик такой? Ни одна женщина столько не плачет, сколько он”.
На что Герасимов, как всегда, очень тонко, умно, главное вовремя, обращаясь через меня ко всем студентам, заметил: “Вы поймите одну простую вещь: сейчас вы счастливы не только потому, что молоды, что у вас всё впереди (широкие проспекты жизни, как раньше говорили), но ещё и оттого, что сейчас в моей мастерской вы можете играть всё, что хотите.
Вся мировая классика лежит у ваших ног. Играйте, кого угодно (Гамлета, Отелло, Дездемону), вешайте друг друга, стреляйте, травите – всё, кроме контрреволюции и порнографии, вы здесь можете делать.
Потому что, когда выйдете из стен института, вы будете играть не то, что хотите, а только то, что вам дадут: “Как говорят в Одессе, это две большие разницы”».
***
Картина имела огромный успех не только в СССР, но и за рубежом.
Роль Жюльена Сореля принесла Ерёменко-младшему не только настоящую популярность и любовь зрителей (после выхода этого фильма на экраны актёр получил первые мешки писем от восторженных поклонниц), но и закрепила за актёром амплуа героя-любовника.
Наталья Бондарчук: «К моменту, когда я играла мадам Реналь, была младше Ерёменко на два года, а наоборот получилось, ведь мадам Реналь должна быть старше, причём намного старше, не имело значения, имело значение, как сыграть эту любовь, как сыграть эти сцены, поэтому Коля – он идеальный Сорель».
…Он признавался: за что бы он ни брался в то время – у него получался Жюльен Сорель. Пытаясь уйти от этого образа, Ерёменко-младший на некоторое время взял творческую паузу.
Все роли Ерёменко-младший играл так, как учил мастер. Ничего не делал в проброс. Каждая роль была ступенью – чтобы подняться ещё выше и стать ещё лучше в профессии.
Николай Ерёменко-младший: «Мне рассказали, что Герасимов пообещал “из этого мальчика” артиста сделать.
Обещание выполнил, не зря же он из почти двухсот своих учеников аж в шести картинах меня снял: “У озера”, “Любить человека”, “Красное и чёрное”, “Юность Петра”, “В начале славных дел”, “Лев Толстой”. Больше у него только Тамара Фёдоровна снималась».
***
В 1973 году Светланой Дружининой снят фильм – драма «Исполнение желаний». В основе сюжета – одноименный роман Вениамина Каверина.
Молодому учёному Николаю Трубаческому, работающему с уникальными пушкинскими рукописями, удаётся расшифровать автограф, относящийся к десятой главе «Евгения Онегина». Однако его учитель, профессор Бауэр замечает, что из архива исчезло несколько документов. Подозрение падает на воспитанника.
В ролях: Николай Ерёменко-младший, Евгений Лебедев, Иннокентий Смоктуновский, Наталья Бондарчук, Лариса Лужина.
***
Всесоюзная популярность в 1979 году обрушилась на Николая Ерёменко-младшего после выхода первого советского боевика «Пираты ХХ века».
Он исполнил роль бесстрашного стармеха Сергея. Отважный и решительный супер-герой советского времени сделал всё, чтобы спасти экипаж судна, которое захватили морские бандиты.
На съёмках Ерёменко-младший отказался от дублёра – он стал первым советским актёром, кто выполнял трюки самостоятельно: покорял океан и вершины скал, ездил верхом, осваивал дзюдо и каратэ.
Николай Ерёменко-младший: «Сейчас многие молодые актёры имеют хорошую спортивную подготовку, а в то время нам запрещали выполнять рискованные трюки.
У меня же просто не было другого выхода, моя роль на 2/3 состояла из этих самых трюков, и если бы за меня это делал бы кто-то другой, тогда какой смысл мне было бы браться за роль.
Съёмки были на самом деле очень трудные: мне надо было нырять по семь часов в день, меня били, роняли. Один из трюков чуть не закончился для меня гибелью.
Вы, наверное, помните сцену, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно, не на корабль, а в воду в полуметре от судна, пытаюсь вынырнуть и чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов.
Если бы в тот момент я растерялся, то на поверхность залива, где шли съёмки, всплыла бы кучка фарша из актёра Николая Ерёменко».
…Фильм стал настоящей сенсацией. Он побил рекорды проката: в год выхода его посмотрели около 90 млн. зрителей.
За эту роль Николая Ерёменко-младшего назвали лучшим актером 1980 года по версии журнала «Советский экран».
***
Многосерийный приключенческий фильм Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта» (1985) снят по мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» и состоит из двух сюжетных линий.
Первая рассказывает о жизни самого Жюля Верна и истории написания романа, а вторая показывает сюжет романа.
Ерёменко-младший сыграл лорда Гленарвана, который решился лично отправиться на поиски капитана Гранта, найдя его записку с просьбой о помощи.
Однако, чтобы найти пропавшего капитана, ему пришлось совершить кругосветное путешествие.
***
Ерёменко-младший искренне смеялся над словом «звезда» и больше всего ждал оценку одного зрителя – отца, Николая Ерёменко-старшего.
Наталья Белохвостикова: «Он взрослее, мудрее становился, мощнее, потому что в нём очень всего было много. В нём была такая платформа, такой заряд энергии таланта, что он распространял вокруг себя очень щедро.
…Отец был колоссальным примером для него. Планка Ерёменко-старшего была очень высока. Ему нужно было достичь этой планки, доказать, что, может быть, он ещё и лучше».
***
В первой половине 1990-х многие актёры мучительно переживали трудный период невостребованности после развала советского кинематографа.
Николай Ерёменко-младший решил заняться режиссурой. К юбилею отца он снял в 1995 году фильм «Сын за отца», в котором сыграл вместе с отцом – до этого вместе они не снимались.
Николай Ерёменко-младший сыграл роль Виктора, сына пластического хирурга, который с приходом рыночных отношений остался без работы.
Виктор решил помочь ему открыть частную клинику. Не желая иметь дел с бандитами, он наживает себе врагов, которые решают присвоить его бизнес. Однако сын с отцом становятся вместе на пути криминала.
Николай Ерёменко-младший: «Кинодраматург Валентин Черных принёс сценарий с ролями для меня и для “старшего”...
Отцу вот-вот должно было исполниться семьдесят, хотя у меня всегда было ощущение, что по сравнению со мной он мальчишка, в тот момент отец показался каким-то... потухшим.
Мне захотелось его встряхнуть. И я рискнул на режиссёрский дебют. Сам факт моей режиссуры я сегодня расцениваю как испуг: я не привык сидеть без дела, а как раз на эти годы пришёлся и мой “кризис среднего возраста”, и начало падения кинематографа. А поскольку я считаю, что единственное, в чём человечество достигло совершенства, так это в искусстве самооправдания, то я придумал себе тьму самооправданий.
Но главное, мне надо было вытащить отца из ощущения старости. Всё, что не реализовано в жизни – реализовано в этом фильме.
И народ выходил после него с хорошим настроением, как в советские времена. Это ностальгия по старому кино, старому времени и одновременно прощание с ним».
***
В 2001 году Еременко-младший снялся в тандеме с Натальей Андрейченко в фильме «Подари мне лунный свет»
Наталья Андрейченко: «Для меня “Лунный свет” – это, прежде всего, открытие личности Николая. Я знала Ерёменко всю свою жизнь, но как звезду, легенду, супергероя. И никогда не думала, что Коля – ТАКОЙ человек!
То ли высокомерный образ, который он нёс с экрана в фильме “Красное и черное”, был в этом виноват, то ли разговоры о нём в прессе.
Но, когда мы познакомились, я была приятно удивлена. Когда мы были на съёмках, то каждый день вместе устраивали спортивные пробежки. Он был очень спортивным».
***
Незадолго до своей кончины Ерёменко-младший признался в одном из своих интервью, что у него начинается новая жизнь.
Он мечтал играть тонкие психологические образы и готовился к съёмкам в телесериале, где для него была написана роль почти чеховского героя – врача. Нереализованным остался и другой кинопроект «Пираты – XXI века», где по сюжету артист Николай Ерёменко-младший попадал в ситуацию своего героя из ставшего культовым боевика про флибустьеров XX века.
***
Ерёменко-старший скончался 1 июля 2000 года.
Ерёменко-младший, переживавший эту огромную потерю, сильно изменился. Он стал закрытым, подавленным, угрюмым.
Галина Орлова: «На похоронах сын мне вдруг сказал: “Мам, у нас же батя добрый, он же не заберёт меня за собой?” Я отмахнулась: “Ты что такое говоришь? Почему он должен тебя забрать? Он два инфаркта перенёс, а ты молодой, сильный, здоровый!”».
В своём последнем интервью Николай Ерёменко-младший рассказал, как на него повлияла смерть отца: «Он мужик в высшем смысле слова. Это самая большая моя потеря…
После его смерти свою собственную жизнь я увидел, словно на ладони: если раньше она мне казалась бескрайним бурным океаном, то теперь похожа на присмиревшее озеро.
Безмятежное пацанство, коим наслаждаешься, когда за спиной есть старший в роду, ушло. Я последний Николай Еременко…»
***
Видимо, это бремя оказалось непосильной ношей.
Ерёменко-старший умер от сердечного приступа, а Ерёменко-младший, спустя 11 месяцев после отца, скончался 27 мая 2001 года на 53-м году жизни в результате инсульта в Боткинской больнице в Москве.
…Он ушёл из жизни неожиданно, на пике популярности, которая сопровождала его всю жизнь.
Когда умер Ерёменко-старший, сын попросил мать: «Похороните меня рядом с отцом».
Его воля была исполнена. Отец и сын похоронены в Минске на Восточном кладбище.
***
Некоторым Николай Ерёменко-младший казался холодным, рациональным и неприступным, на самом деле скрывая ранимость души.
В жизни, как вспоминают его друзья, он был искромётный и весёлый. И с годами почти не изменился.
Владимир Гостюхин: «Такой жизнелюб, бросавшийся в жизнь с головой. Яркий острослов, на каждую ситуацию он тут же реагировал точным афоризмом, и это было очень смешно.
Он был очень популярен. Но он был этим неудовлетворен, что мне в нём нравилось, он остро искал в себе новые грани, и шёл к этому очень мучительно».
Фото из открытых источников.