Достойный отец знаменитого сына

К юбилею киевского богослова Афанасия Булгакова

Новейшие антирусские веяния не отменили на Украине памяти о Михаиле Булгакове, как бы того кое-кому ни хотелось, — на знаменитом Андреевском спуске продолжает работать дом-музей Булгакова. И более того, 15 октября 2007 г. рядом с ним появился бронзовый памятник писателю. И этот случай — не исключение для нынешней Украины.

Памятник появился при оранжевом противозаконном Ющенке, а в новейшие времена свидомые намерены снести мирно сидящего у своего дома Михаила Афанасьевича.

Да и то, разве могут упыри простить писателю строки правды, ну хотя бы эти, из рассказа «Налёт» — о расстреле в 1919 г. петлюровцами «жида» и «москаля»: 

«Оба — Абрам и Стрельцов — стояли рядом у высоченной груды щитов всё в том же голубоватом сиянии фонарика, а в упор перед ними метались, спешиваясь, люди в серых шинелях. <...> Стрельцов стоял с лицом, залепленным красной маской, — его били долго и тяжко за дерзость, размолотив всю голову. От ударов он остервенел, стал совершенно нечувствительным и, глядя одним глазом, зрячим и ненавистным, а другим — зрячим багровым, опираясь вывернутыми руками на штабель, сипя и харкая кровью, говорил:
 — Ух... бандитьё... У, мать вашу... Всех половят, всех расстреляют, — всех...»

Однако речь наша сегодня пойдет о человеке, подарившем миру замечательного писателя. Который, как мы помним, был уроженцем Киева. Наречен в честь покровителя города Архангела Михаила. 
29 апреля (17 по ст.ст.) исполняется 165 лет со дня рождения Афанасия Ивановича Булгакова, известного киевского богослова. Считают, что Афанасий Иванович известен в первую очередь благодаря своему старшему сыну. Однако это был достойнейший самодостаточный человек.
Родился он в 1859 г. в семье сельского священника Ивана Авраамьевича Булгакова (1830—1894) и Олимпиады Ферапонтовны Ивановой (1830—1908) в селе Бойтичи Брянского уезда Орловской губернии (ныне Байтичи Жирятинского района Брянской обл). От православных священников происходили обе линии родства. Семья переехала в Орёл, где Иван служил иереем в Сергиевской кладбищенской церкви. 
Афанасий же священником не стал, хотя в 1876 г. окончил Орловское духовное училище, а в 1881 г. там же духовную семинарию. Молодой человек увлёкся научной работой. Уже в старших классах писал статьи для «Орловских епархиальных ведомостей». Затем была учёба в 1881—1885 гг. в Киевской духовной академии на церковно-историческом отделении, степень «кандидата богословия с правом получения магистерской степени без нового устного испытания, а чрез представление только печатной диссертации». 
После окончания академии Афанасий Иванович с сентября 1885 по сентябрь 1887 гг. преподавал древнегреческий язык в Новочеркасском духовном училище. В 1887 г. за книгу «Очерки истории методизма» получил степень магистра богословия и был принят на службу в Киевскую духовную академию как доцент общей древней гражданской истории, с чином надворного советника — это VII класс в Табели о рангах в Российской Империи. Который соответствовал званию армейского подполковника и давал личное дворянство.
Биографы сообщают, что в 1889 г. Булгаков перешёл на кафедру истории и разбора западных исповеданий. Наряду с этим преподавал в институте благородных девиц, исполнял обязанности Киевского отдельного цензора по внутренней цензуре. А. Булгаков перевёл с латыни многие произведения блаженного Августина, Иеронима и других авторов.
В 1902 г. стал экстраординарным профессором. В 1906 г. за сочинения «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» и «О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви» получил степень доктора богословия. Читал лекции в различных собраниях, исполнял обязанности присяжного заседателя в окружном суде. В 1907 г. был награждён очень престижной и весомо денежной ежегодной юбилейной премией имени митрополита Макария, кстати говоря, тоже Булгакова, однофамильца, уроженца села Сурково Курской губернии (теперь Белгородская обл.).
В академии Афанасий Иванович преподавал до самой кончины в 1907 году. Он ушел из жизни нестарым человеком — 48-ми лет. В конце 1906 г. А. Булгаков заболел наследственным нефрозом (от него скончается в своё время и 49-летний М. Булгаков), практически ослеп. 8 февраля 1907 г. Священный синод утвердил А. И. Булгакова в звании ординарного профессора. Однако 9 марта новоиспеченный подал прошение об увольнении со службы по болезни и 14 марта умер. Был похоронен на киевском Байковом кладбище.
Семейное захоронение Булгаковых, родителей писателя Михаила Булгакова, находится недалеко от места погребения Леси Украинки. В нём покоятся отец писателя Афанасий Иванович, мать Варвара Михайловна и младший брат отца Сергей Иванович, преподаватель пения во Второй Киевской гимназии и регент хора, в честь которого сотрудниками Музея Одной Улицы установлена мраморная доска. Старую же ажурную ограду отреставрировали в конце 1990-х годов любители творчества выдающегося писателя. К сожалению, могила Булгаковых неухожена.

Вдова Афанасия Ивановича приняла решение похоронить мужа рядом с его братом Сергеем, несмотря на то, что большинство его коллег по Киевской духовной академии были похоронены на Верхнем кладбище Фроловского монастыря на Замковой горе, возвышающейся над Андреевским спуском. Благодаря этому воистину судьбоносному решению могила сохранилась до сегодняшнего дня, а не была уничтожена в 1960—1980-е гг. вместе с могилами профессоров КДА Степана Голубева, Николая Петрова, Петра Линницкого, ювелира Осипа Ребёнка и многих других вместе с кладбищем на Замковой горе.
В своей книге о Михаиле Булгакове 1983 г. экс-харьковчанка литературовед Лидия Яновская высказывает мнение, что утверждение А. И. Булгакова в звании ординарного профессора за месяц до смерти было данью уважения со стороны Академии и реальной помощью семье умирающего. Но в более поздних работах, — как подмечает киевский публицист Василий Стоякин — она же писала о том, что это был «заговор друзей», которые хотели обеспечить многодетной семье приличный пенсион. Что и получилось: материальное положение семьи улучшилось, несмотря на потерю кормильца.

«Сфера научных интересов Афанасия Булгакова лежала в изучении других направлений христианства, прежде всего протестантизма, — рассказывает публицист. — Написал он и статью о масонстве. Учитывая особенности того времени, надо понимать, что это направление скорее касалось идеологической борьбы — антиуниатской и антисектантской деятельности. В то же время, если мы вспомним советский период, то освоение западной философии, политологии и социологии было возможно только через её критическое восприятие».

А. Булгаков был одним из учредителей Киевского религиозно-просветительского общества. Входил также в Религиозно-философское общество, одним из руководителей которого был его знаменитый однофамилец (а может, и родственник — тоже уроженец Орловской губернии) Сергей Николаевич Булгаков, который с 1901 г. три года прослужил ординарным профессором Киевского политехнического института на кафедре политэкономии. Взгляды А. Булгакова были близки к христианскому социализму С. Булгакова. 
Афанасий Булгаков считался человеком центристских взглядов, умеренным либералом. Приведём пример из его статьи «Французское духовенство в конце XVIII в. (в период революции)»: 

«В то время среди французского народа началась проповедь о равенстве, братстве и свободе всех людей с точки зрения формально-правовых воззрений на отношение людей между собою. Что же стали делать высшие представители церкви? Как они отнеслись к этому? Вместо того чтобы заняться выяснением истинно христианского смысла этих понятий (Мф. V, 44-48), они, как бы закрывая глаза на то, что эти понятия заимствованы из учения Господа нашего Иисуса Христа, стали проповедовать о том, что безусловного равенства, братства и свободы никогда не было и быть не может. Но ведь дело шло совсем не об этом. Дело шло о равенстве всех пред законом, в основе которого (по идее) должен быть закон нравственный. (…) Когда теперь во Франции говорят об отделении Церкви от государства, то в сущности говорят о том, чтобы юридически констатировать уже совершившееся дело; а совершилось оно тогда, когда французское духовенство бросило своих пасомых на произвол судьбы, впуталось в государственные дела и не хотело признать той истины, что совершение государственных переворотов не дело Церкви».

Следует несколько слов сказать о яркой и значимой для русской культуры семье Булгаковых.
1 июля 1890 г. Афанасий Иванович женился на Варваре Михайловне Покровской (1869—1922), дочери карачёвского соборного протоиерея Михаила Васильевича Покровского (1830—1894) и Анфисы Ивановны Турбиной (1835—1910). В семье Афанасия и Варвары родилось семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).
Члены семьи Варвары Михайловны послужили прообразами для сочинений Михаила Булгакова. Например, девичья фамилия её матери — Турбина (помните пьесу «Дни Турбиных»?). А её брат, врач Николай Покровский, стал прообразом профессора Преображенского в «Собачьем сердце». Семья Булгаковых была удивительно дружной; порой утверждают, что семья и дом — главный герой романа «Белая гвардия». В доме на Андреевском спуске в Киеве было много книг. Семья Булгаковых приобрела дачу в Буче, оказавшую существенное влияние на развитие детей. 


Семья Булгаковых на даче в Буче

В воспоминаниях о брате Михаиле Надежда Афанасьевна Земская (Булгакова) написала: 

«Он уезжал в Киев с дачи на экзамены, с экзамена он приезжал, снимал сюртук, надевал простую русскую рубашку-косоворотку и шёл расчищать участок под сад или огород. Вместе с дворником они корчевали деревья, и уже один, без дворника, отец прокладывал на участке (большой участок — две десятины) дорожки, а братья помогали убирать снятый дёрн, песок…»

В Киеве насчитывают три дома, в которых жила семья Булгаковых, и ещё несколько адресов, где Михаил Афанасьевич жил со своей первой женой Татьяной Лаппа.
Восстановлены два дома на ул. Кудрявской — в д. № 9, где семья Булгаковых жила в 1895—1903 гг., там до недавнего времени находился Киевский музей А. С. Пушкина. Потом Булгаковы переехали в дом напротив — № 10. Историки указывают, что накануне их переезда из этого дома съехали Мария Александровна, Анна Ильинична и Мария Ильинична Ульяновы (младший сын Марии Александровны, Владимир Ильич, на Украине никогда не был). Возможно, в их квартиру и вселились Булгаковы. А после недолгого проживания на ул. Ильинской (дом не сохранился) Булгаковы въехали в знаменитый дом на Андреевском спуске, 13, увековеченный в «Белой гвардии». 


Дом-музей Булгакова в Киеве

 

5
1
Средняя оценка: 4.44444
Проголосовало: 9