Юрий Кабанков: «В сквозных бойницах времени сгореть…»

Поэт Юрий Кабанков несколько лет назад перелетел из родного Владивостока на окраину Севастополя, в село Фронтовое.

Окончив Литинститут и выйдя в 1980-х «из шинели» Ю. Кузнецова, мечтавший стать кинорежиссёром морпех Кабанков пришел к философской богословской диссертации о преподобном Максиме Греке, оставаясь всё это время одним из лучших поэтов поколения, и более того.

Ни с чем в русской поэзии не сравнима его псевдомистификация «Камни преткновенные» — большой поэтический цикл уникальной формы, написанный от лица средневекового монаха Епифания Пустынника, никогда не существовавшего. Имел прямое отношение Кабанков и к литературной обработке духовных поэзий Царя нашего Грозного, Иоанна IV Васильевича.
Надеюсь, моё краткое предуведомление отчасти поможет читателям преодолеть своего рода «сакральный герметизм» стихотворца Кабанкова, углубленного подобно жемчужине в раковине, но за интересующий нас период написавшего немало сочинений и собравшего их в рукопись книги «Белый свет. Ода милости Господней», пока не изданной, фрагментарно публиковавшейся в периодике. 
Следует иметь в виду, что каждый свой текст Кабанков нагружает эпиграфом и завершает подробной датировкой в соответствии с Православным календарем, чем задает тему и включает стихи в контекст не только хронологической, но и Вселенской духовной истории. Таким образом, каждое произведение помещается в перекрестье горизонтальной и вертикальной координатных осей, если не сказать на Крест. 
Новая книга начинается с цитаты — «…лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам Сатана принимает вид Ангела света» [2 Кор., 11. 13-14]. 
Неслучайно в диптихе «Уроки геометрии» появляется слово «цирк» (возможно, тот самый, который уехал, а клоуны остались; зеленские клоуны «Квартала-95»):

…И возникает цирк под куполом небесным,
и обручи горят, прозрачны и чисты,
и рыкают, как львы, грома с высот отвесных,
и громыхает жесть на крыльях пустоты.
 
И мчатся всадники на облачных лошадках
и задувают жизнь в игрушечных домах, 
и бездны воют в пустотелых шахтах,
и пузырьковый ад взрывается в умах.

И никому не жаль горючих слёз… Напрасно 
Мария — сквозь обрушенный пролёт — 
глядит, как в зеркало, — в слезах — на угол красный, 
где огненный снаряд закончил свой полёт… 

 
Мы уже понимаем, что нам предстоит непростое чтение:

Феномен чуда неповторим; а мы — с надсадою волевою — 
и «Drang», и «Osten» — на Третий Рим, как в танке с «Мёртвою головою»!
Когда же к умнику смерть придёт, то все претензии — к Персефоне.
А милость — и до него дойдёт: как треск в безмолвствующем шлемофоне.

В стихотворении «Крым — ныне и присно», написанном 22 (9) октября 2019 г., в день чествования Корсунской иконы Божией Матери, угаданы черты и топонимы будущих грозных событий — то есть нынешних беспилотных вражеских атак:

Вечные скифы, нервы, татары — 
взвинчены, словно колки гитары;
осыпаются, как в пулемётной ленте,
ступени на Фиоленте.
……………
Так и было, скажу, от века — 
покуда течёт ручеёк Бельбека,
покуда память глаза таращит
и хрен редьки не слаще.

И здесь, в неразнимаемом времени-пространстве:

на белом полотне России
на ослепительной берёсте
……………..
воздушная тревога длится
и так стремительно темнеет
под Курском и Аустерлицем
что сам Господь перекрестился
от скорби сердце разрешая

И 22 июня 2020 г. «…танцевальная площадка — вся — в оптическом прицеле». 

…свет небесный глядит на прошлое
как на марлевую реальность — 
окровавленную, напрасную, 
погружающую в эшелоны
предзакатное солнце красное,
отразившееся в шеломах.
— По вагонам! — Железо сцеплено,
копошеньем полны окопы…

«Артиллерист, попадая в госпиталь, слышит лишь голос глубин», — утверждает Кабанков. Артиллерийские аллегории вообще в обиходе у современных поэтов — у москвича Алексея Ивантера большая книга называлась «Дальнобойная флейта». А сам Кабанков одну известную критикессу называет «гаубицей русского либерализма».)))

В опусе «Наша брань» появляется «лексический пласт», отсылающий к нашим бжезинским «закадычным врагам»: «И, кичась белизной одежд, пригибаясь, как от шрапнели, в копошенье благих надежд духи злобы ще не згинели».

ежели Бог отнимет ладони 
время сгорит во мгле
вспыхнув сигнальным огнём бегоний 
на ледяном окне

Беспилотники атакуют часто, и что видит болезный поэт из высотного окна 1-й Севастопольской больницы?

Высо́ко над морем зегзицей тоскует охрипшая чайка — 
о том, что ночами какой-то босяк самостийный, не целясь,
отважно стреляет из средневековой рогатки по древним
(и, может быть, краеугольным) камням Херсонеса, —
почти беспилотно включая на пульте животную радость, —
Великим постом покаяния и сокрушения сердца...

«Бог не творил зла», — настаивает поэт. И восклицает как гражданин, — зрящий скрытые корни мирового земного зла: «Остановим велико-Британию!»

Фотогалерея  С.Минакова, А.Степаненко — из архива Юрия Кабанкова


Боцманы русской поэзии: Ю.Кабанков, С.Минаков, с. Фронтовое. Севастополь, 12.09.20

Ю
.Кабанков, С.Кекова, П.Крючков, Фестиваль поэзии. Владивосток, октябрь-2010 
 
Минаков, Кабанков в Хабаровске

Владыка Вениамин вручает Кабанкову грамоту, 19.05.2009 г.

Спра-налево: Кабанков, В.Берязев, П.Крючков, А.Ивантер, С.Минаков. Вечер "Россия насквозь",
Москва. Б-ка им. Чехова, 24.01.13 г. 

С
такан Невмы. Г.Русаков и Ю.Кабанков, "Золотой Дельвиг". Москва, 23.01.13 г.

Ю.Кабанков и С.Минаков. Совместный авт. вечер в "Русском журнале". Москва, дек. 2009

Ю.Кабанков, Н.Бурляев, Маргарит Николов, С.Минаков. Кинофест "Золотой витязь". Хабаровск, 22.05.13 г.

Ю.Кабанков, С.Минаков, П.Крючков, А.Ивантер, В.Берязев. Москва, дек. 2009

Ю.Кабанков

Ю.Кабанков с дочерьми Юлией и Ксенией. "Золотой Дельвиг". Москва, 23.01.13 г.

5
1
Средняя оценка: 3.33333
Проголосовало: 15