Контртеррористическая операция и механизм «летальной силы»
Контртеррористическая операция и механизм «летальной силы»
Луценко Сергей Иванович — директор Центра экономического анализа права и проблем правоприменения Института экономических стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне.
Автор рассматривает особенности проведения контртеррористической операции на территории России, процедурные вопросы и механизм реализации «летальной силы».
Контртеррористическая операция: процедура и механизм «летальной силы»
Режим контртеррористической операции (далее — КТО) ввели в Курской, Брянской и Белгородской областях для обеспечения безопасности граждан и пресечения терактов со стороны киевского режима, предпринявшего попытку дестабилизировать обстановку в регионах РФ. В результате террористической атаки на территорию Курской области подразделений Вооруженных сил Украины пострадало мирное население, были разрушены жилые дома и иные гражданские объекты. Председателем Национального антитеррористического комитета, директором ФСБ России Александром Бортниковым принято решение организовать с 9 августа 2024 г. проведение контртеррористических операций в Белгородской, Брянской и Курской областях.
Нападение ВС Украины на Курскую область спланировано при участии НАТО и западных спецслужб и вызвано предчувствием приближающегося краха киевского режима. Об этом заявил помощник президента России Николай Патрушев. Патрушев подчеркнул, что именно Запад «поставил преступную хунту во главе Украины», государства НАТО «накачали» страну оружием, а также делятся с Киевом разведданными и контролируют его действия.
Автор рассматривает особенности КТО в контексте международного права, процедурные вопросы проведения операции.
Под контртеррористической операцией понимается — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. КТО является основной формой пресечения террористического (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 23 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009).
Координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.
Факт добровольного прекращения вооруженного сопротивления органам государственной власти и (или) участия в незаконных вооруженных формированиях либо устойчивых вооруженных группах (бандах), явки в органы государственной власти и (или) сдачи оружия и военной техники подтверждается соответствующим документом (Постановление ГД ФС РФ от 22.09.2006 № 3500-4 ГД).
Федеральный законодатель закрепил за Правительством Российской Федерации право устанавливать порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также информирования субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта. Управлением КТО осуществляется федеральным оперативным штабом, который является органом непосредственного управления силами и средствами, привлекаемыми для проведения контртеррористической операции. В своей деятельности оперативный штаб руководствуется Конституцией Российской Федерации, требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В зависимости от специфики местных условий и характера вероятных террористических проявлений, создается оперативный штаб на постоянной основе или для проведения конкретной контртеррористической операции.
Основными задачами оперативного штаба являются: разработка нормативных и оперативно боевых документов, определяющих порядок организации и проведение контртеррористической операции; сбор и анализ информации о состоянии и развитии оперативной обстановки в целях определения формы и масштаба совершения террористической акции; привлечение и непосредственное управление силами и средствами, необходимыми для проведения контртеррористической операции; ведение переговоров с террористами; обеспечение правового режима в зоне проведения контртеррористической операции; осуществление мероприятий, направленных на минимизацию последствий террористической акции; обмен информацией между федеральными и региональными антитеррористическими комиссиями, общественности и средств массовой информации о ходе и результатах проведения контртеррористической операции, масштабах последствий террористической акции; проверка готовности сил и средств территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти, привлекаемых для проведения контртеррористических операций, организация и проведение совместных тренировок и учений (Распоряжение врио Губернатора Запорожской обл. от 13.04.2023 № 49-р «О создании оперативного штаба в Запорожской области»).
В соответствии с решением Президента Российской Федерации руководителем оперативного штаба назначается руководитель федерального органа исполнительной власти. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба. Вмешательство любого другого лица, независимо от занимаемой должности, в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается. Необходимо отметить, что на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, на период проведения контртеррористической операции, в частности, допускается применение следующих мер и временных ограничений:
- проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел (иные компетентные органы) для установления личности;
- удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
- ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем;
- использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;
- временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
- ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
- беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.
Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция (Закон Луганской Народной Республики от 02.02.2018 № 206-II «О противодействии терроризму»). Таким образом, контртеррористическая операция — специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зоной проведения контртеррористической операции, в частности, территории (в нашем случае Курская, Брянская и Белгородская области), в пределах которых проводится указанная операция. Причем технические приемы и тактика проведения контртеррористических операций, а также состав участников указанных операций подлежат минимальной огласке.
Необходимо также учитывать, что в международном праве применяется механизм «летальной силы» против террористов-боевиков (Постановление Европейского Суда от 27.09.1995 по делу «Макканн и другие против Соединенного Королевства»). Суть его заключается в следующем...
В случае, когда террористы (украинские боевики, которые являются опытными и подготовленными бойцами) хорошо вооружены и также использовали неизбирательное летальное оружие против заложников (мирного населения) и представителей государства, Россия вправе применить летальное оружие (широкий спектр средств и оружия для борьбы) против боевиков. Поскольку именно летальное оружие позволяет предотвратить гибель многих мирных жителей. Действия, предпринятые вооруженными силами России с использованием механизма «летальной силы», в международном праве квалифицируются как абсолютно необходимые для защиты права ни в чем не повинных людей на жизнь. Даже в случаях, когда применение силы основывается на искреннем убеждении, которое может считаться верным в момент совершения действия, но впоследствии оказывается ошибочным.
КТО в контексте международного практики
Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990), в частности, предусматривают, что правоохранительные органы принимают и осуществляют нормы и нормативные положения о применении должностными лицами по поддержанию правопорядка силы и огнестрельного оружия против людей.
Основные принципы при проведении КТО также рекомендуют правоохранительным органам государств разрабатывать как можно более широкий арсенал средств и обеспечить должностных лиц по поддержанию правопорядка различными видами оружия и боеприпасов, позволяющими дифференцированно применять силу и огнестрельное оружие. В частности, в арсенал средств входит разработка не приводящих к смерти, но нейтрализующих видов оружия, применяемого в надлежащих ситуациях, в целях все большего сужения сферы использования средств, способных убить или ранить.
Если применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка, в частности, обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в самые кратчайшие сроки и обеспечивают, чтобы произвольное или злонамеренное применение силы или огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка каралось в соответствии с их законом как преступление. Основные принципы также предусматривают, что чрезвычайные обстоятельства, такие как внутренняя политическая нестабильность или любые другие чрезвычайные общественные явления, не могут служить оправданием для любого отхода от настоящих Основных принципов.
Например, описывая в подробностях принципы выбора вооружения для использования в определенной ситуации, законодатель вынужден предвидеть и перечислить все возможные сценарии захвата заложников и совершения террористических актов и предусмотреть исчерпывающий перечень вооружения, которое может быть использовано в каждой конкретной ситуации. Учитывая непредсказуемый характер террористических атак и многочисленные факторы, которые следует учитывать в каждой конкретной ситуации захвата заложников или совершения террористического акта, представляется очевидно невозможным изложить даже подробные принципы выбора вида вооружения. Руководитель оперативного штаба определяет границы зоны проведения контртеррористической операции и отдает распоряжения привлеченным лицам, включая гражданских специалистов.
Кроме того, Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, принятый 08.06.1977 (Протокол I), предусматривает следующее:
Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В целях осуществления этой защиты в дополнение к другим применимым нормам международного права при всех обстоятельствах соблюдаются следующие нормы (пункт 1 статьи 51). Нападения неизбирательного характера запрещаются (пункт 4, статья 51). К нападению неизбирательного характера относятся:
- нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты;
- нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты; или
- нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, последствия которых не могут быть ограничены, как это требуется в соответствии с настоящим Протоколом; и которые, таким образом, в каждом таком случае поражают военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без различия. Базовые положения Протокола I к Женевским конвенциям грубо нарушаются ВС Украины, их кураторами НАТО и западными спецслужбами.
Отдельно необходимо обратить внимание на то, что при подготовке ответов на незаконные террористические акты компетентные правоохранительные органы должны иметь определенную степень дискреции, чтобы принимать оперативные решения. (Решение Европейского Суда от 23.11.2010 по делу «P.F. и. E.F. против Соединенного Королевства».) Это особенно относится к контртеррористической деятельности, когда власти часто сталкиваются с организованными и глубоко законспирированными сетями, члены которых подготовлены для причинения максимального вреда гражданским лицам, даже ценой своей собственной жизни. Перед угрозой срочной необходимости избежания серьезных негативных последствий выбор властями пассивного подхода к обеспечению безопасности потенциальных целей или более активного вмешательства для устранения угрозы является вопросом тактики. Однако данные меры должны быть способны при разумной оценке предотвратить или свести к минимуму известный риск.
Для достижения целей устанавливается принцип подчинения всех участников контртеррористической операции руководителю оперативного штаба, который обеспечивает единоначалие. Поскольку, непредсказуемый масштаб террора и множество факторов, которые необходимо принять во внимание, требуют постоянной и централизованной реакции. В основе КТО стоит единая координирующая структура (оперативный штаб) для централизованного рассмотрения угрозы, планирования, распределения ресурсов и обеспечения обратной связи с сотрудниками на местах с целью принятия разумных мер, предотвращеня или минимизации угроз для населения. (Постановления Европейского Суда от 20.12.2011 по делу «Финогенов и другие против Российской Федерации» от 13.04.2017, по делу «Тагаева и другие против Российской Федерации».)
В ситуации, включающей реальную и непосредственную угрозу для жизни и требующей планирования проведения спасательной операций в российских регионах, где введен режим КТО, одной из основных задач штаба является создание четкого распределения сфер ответственности и линий коммуникаций и задействованными учреждениями, включая военных и силы безопасности, спасательные, пожарные и медицинские службы. Штаб должен быть ответственным за сбор и распределение информации, выбор переговорной стратегии и партнеров и выработку возможных исходов и последствий, в особенности наличия неизбежности некоторой степени беспорядка в ситуациях подобного рода.
Вместо заключения
В основе проведения КТО лежат меры предосторожности, в частности, связанные с реализацией и поддержанием ясных направлений командования и подотчетности участников операции, их координирования, а также планирование заранее доставки необходимого оборудования и обеспечение снабжения. Кроме того, при проведении КТО необходимо учитывать принцип избирательного применения тяжелого вооружения (в частности, авиабомб) с целью уничтожения боевиков, спрятавшихся на территории, полном гражданских лиц. С другой стороны, в случае неизбирательного применения оружия со стороны украинских боевиков, Россия вправе использовать механизм «летальной силы».