Телескоп в небо Русской культуры. К 70-летнему юбилею Н.Головкина
Телескоп в небо Русской культуры. К 70-летнему юбилею Н.Головкина
4 ноября — 70 лет со дня рождения известного русского поэта, прозаика и публициста, нашего автора Николая Головкина. 15 лет назад, в 2009 году Николай Алексеевич стал одним из создателей сетевого литературного и исторического журнала «Камертон».
«Историческая память — это Ангел Хранитель народа»
Митрополит Иоанн (Снычёв)
Поздней осенью, когда русские крестьяне уже собрали весь урожай и сделали запасы на зиму, когда золотой ковёр из листьев уже покрыл землю, защищая её от первых заморозков, в народном календаре наступала певучая пора фольклора — устного народного творчества, такого богатого и разностороннего на Святой Руси. Именно в этот певучий период года, в празднование Казанской иконы Божьей Матери, 4 ноября 1954 года в столице Туркменской ССР Ашхабаде в семье историка-архивиста Алексея Владимировича Головкина (1918—1992), потомственного москвича, прибывшего в 1949 году для спасения архивного фонда после катастрофического землетрясения 6 октября 1948 года, и языковеда, учёного и педагога Евгении Николаевны Ершовой (1924—2017), уроженки Ташкента, дочери потомственного москвича, и родился Николай Алексеевич Головкин.
***
Казанскую икону Божьей Матери искусствоведы часто называют русской иконой — и не только потому, что это одна из любимых святынь русского народа, но и потому, что именно в этом образе Русь явила новое видение, новое прочтение иконографии Пречистой Девы. До явления Казанской иконы, как правило, наиболее распространёнными являлись два вида Богородичных изображений: ростовые и поясные. А на Казанской иконе мы впервые встречаем Портретный формат изображения Богоматери — как будто Пречистая Дева с Богомладенцем заглядывают в окно русской избы, что создаёт особое ощущение близости Божией Матери к православному народу. Вот этот эффект приближения Богородицы к верующим особенно впечатлял и умилял наших предков, и от этих чувств близости Царицы Небесной и Горнего мира к простому народу и родились чудные поэтические строки молитв и песнопений: «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!»
***
Думается, что вот эти смыслы праздника Казанской иконы и нашли своё отражение в судьбе и творчестве Николая Головкина. …Эффект приближения лежит в основании многих научных приборов для изучения как микромира, так и далёких светил звёздного неба. Телескоп — это по сути сложная система линз, размещённых в длинной трубе, с помощью которых человек может видеть и наблюдать отдалённые небесные светила, многие из которых в разы больше нашего солнца, но через огромные расстояния кажутся маленькими, почти незаметными на небесной тверди.
…О творчестве Николая Головкина, члена Союза писателей России, члена Союза театральных деятелей России, награждённого в 2024 году за свои писательские труды премией «Золотое Перо Руси», писать очень трудно — настолько оно разнопланово как по форме, так и по содержанию: эссе, рассказы, статьи, стихотворения больших и малых литературных форм, от поэмы до рубаи. Но во всех этих разных формах, во всём этом калейдоскопе творческих интересов проглядывает единый мотив — любовь к русской культуре, любовь к русской словесности.
Любимый художественный приём писателя — реминисценция: обращение к образам русской классики как их новое прочтение и осмысление. Отсюда и особый талант, особый дар Николая Головкина — актуализировать известные исторические события и личности, делать их не только понятными, но и близкими. Часто Николай Алексеевич в своих литературных трудах использует форму диалога с историческими личностями, делая их мир, их ценности и смыслы участниками нашей жизни.
Они для него не отдалённые во времени личности на многовековом небосклоне русской истории, но как бы наши современники, которые продолжают жить с нами не только в названии улиц, не только в скульптурных статуях и картинах, но в первую очередь как Движущая Сила Русской культуры. Поэтому Николай Головкин к ним обращается как к нашим современникам, ищет в беседе с ними ответы на острые вопросы нашего дня, нашей эпохи.
Эффект приближения… Да-да, тот же эффект, который используется астрономической наукой в телескопах, когда маленькая точка на звёздном небе вдруг оказывается гораздо больше и ярче, чем «звезда по имени Солнце». Тот же эффект, который заложен в Казанскую икону Божьей Матери. Когда Царица Небесная с Младенцем на руках заглядывает в окошко избы из Горнего мира, как простая земная страница… От чего кажется такой родной и близкой…
***
К 70-летию известного московского писателя Николая Головкина в Издательском доме Академии имени Н.Е.Жуковского выходит в свет новый сборник стихов автора «Осенины». …Осень для русского крестьянина издревле была временем подведения итогов за весь год. Итогов не абстрактных, а вполне конкретных — это время сбора урожая, время благодарения Господу и матушке-земле за их щедрые дары. Поэтому и новый год в древности на Руси начинался в сентябре, что сегодня осталось напоминанием в празднике церковного Новолетия, а в русской народной культуре, в фольклоре отобразилось в празднике «осенины» или «есенины» (отсюда и фамилия нашего великого поэта — Есенин).
…Новый сборник избранных стихов Николая Головкина «Осенины» наполнен многими смыслами и культурными ассоциациями. С одной стороны, это как некий итог его творческого пути на поэтическом поприще, а с другой — как некий таинственный обряд благодарения. Благодарения тем личностям и тем событиям, которые проросли в его творчестве плодовитыми деревьями и колосьями, оставив глубокий след в его душе. И здесь не только его современники, кто повстречался на длинном жизненном пути — как друг, как наставник или случайный собеседник, но и яркие личности из прошедших эпох, которые и сегодня наполняют нашу жизнь вечными смыслами и ценностями.
Это и преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Андрей Рублёв, и троицкий иконописец — однофамилец из XVI века Евфстафий Головкин, написавший житийную икону преподобного Сергия, и классики русской литературы Пушкин, Гоголь, Аксаков, и известные исторические личности, без деяний которых трудно представить жизнь русского человека. Эти поэтические встречи и вошли в цикл «Русские судьбы» — как беседы-размышления о нашей жизни сквозь призму истории:
Княжий град — великая столица
Словно меч, ковала Русь века.
Долгорука Юрия десница.
И плывут сквозь вечность облака.
Так в стихотворении «Юрий Долгорукий» поэтическая метафора соединила в единый образ прошлое и настоящее. И вот это ощущение актуальности истории, современности классиков, — пожалуй, главная черта цикла «Русские судьбы». …Особое место в поэтическом творчестве Николая Головкина занимает пейзажная лирика. Все явления природы у поэта — это некая свящённая книга, в которую спрятаны тайные смыслы и послания. Такое философское восприятие природы характерно для христианской литературной традиции. И рябина за окном, и мелодия дождя, и плывущие облака — всё это для души как весточки из горнего мира, как путь восхождения мысли от видимого к невидимому.
Тихо на Млечном пути.
В полночь открыто окно.
Голос далёких светил
Сердцу лишь слышать дано…
Так что настройте своё сердце, как радиоприёмник, на голос далёких светил и приготовьтесь к удивительным встречам на страницах новой книги Николая Головкина…
***
Какой самый лучший подарок для любого писателя? Безусловно, это признание и любовь читателей, ради которых он и трудится бессонными ночами, порой, как писал классик, ради единого слова, единого образа, обрабатывая немыслемые объёмы словесной руды. Вот и получилось, что лучший подарок к своему юбилею Николай Алексеевич сделал себе сам.
31 октября 2024 года в Актовом зале Издательского совета Русской Православной Церкви прошла торжественная церемония награждения лауреатов XIX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». Николай Головкин награждён дипломом второй степени в номинации «Лучшая духовно-патриотическая книга» за книгу «Десантный батюшка. Герой Российской Федерации Михаил Васильев (1971—2022)», вышедшую в Издательском Доме Академии имени Н.Е.Жуковского. Эта награда, с одной стороны, стала логическим этапом его творческого пути, а с другой — новой точкой отсчёта, той вершиной, с которой необходимо оглянуться для переосмысления сделанного, чтобы шествовать дальше на пути служения через художественное слово Отечеству и Матери-Церкви.
…Наш журнал уже рассказывал читателям об этой замечательной книге Николая Головкина, в которой писателю удалось раскрыть яркий и парадоксальный образ священника на войне, настоящего русского богатыря Михаила Васильева. Как логическое завершение статьи хотелось бы повторить слова-наставление на всю жизнь офицера Владимира Васильева сынишке Мише: «Запомни: мужчина — это в первую очередь защитник! Но главное оружие — это не кулаки, не автомат, а слово». — …Вот и слово московского писателя Николая Головкина, которое стоит на страже нашей исторической памяти, делая достоянием современников идеалы и ценности наших славных предков, тоже является оружием в смертельной схватке между Русской Цивилизацией и варварским западом, который в своём безумном стремлении реванша пытается переписать историю.
Митрополит Иоанн (Снычёв) в своём фундаментальном труде «Русская Симфония» отмечал: «Историческая память является Ангелом Хранителем народа. Те народы, которые потеряли историческую память, обречены на вымирание и исчезновение». — И в этом смысле всё творчество Николая Головкина можно рассматривать как своеобразный телескоп в небо Русской культуры. Эффект приближения…
Юбиляр Николай Головкин