Формула жизни

В ИД Академии имени Н.Е.Жуковского вышла книга Николая Головкина «Десантный батюшка»: 

Головкин Н.А. Десантный батюшка. Герой Российской Федерации Михаил Васильев (1971—2022) / Н.А. Головкин. — M.: ИД Академии Жуковского, 2024 — 192 с. ISBN 978-5-907863-10-1

Нет сомнения, жизнеописанию Героя России протоиерея Михаила Васильева (1971—2022), погибшего 6 ноября 2022 года при выполнении пастырского долга, будет посвящено много книг и фильмов, настолько яркую и неординарную жизнь прожил настоятель главного храма ракетных войск в подмосковной Власихе. 
Но исследование Николая Головкина, появившееся менее чем через полтора года после гибели священника, имеет особую ценность. 
Оно сделано по «горячим следам», когда ещё не остыли слёзы тех, для кого отец Михаил Васильев был близким человеком, другом, наставником, пастырем, а такие исследования всегда хранят в себе тайну, которую будут открывать авторы, идущие по следам. 
И тайна эта всегда заключается в том, чтобы понять, как из обычного, казалось бы, человека, одноклассника Миши и университетского однокашника Михаила явился миру Герой, как это произошло-случилось, и есть ли какая-то формула жизни, которую можно бы было применять, пытаясь воспитать уникальную личность. 


Молебен. Протоиерей Михаил Васильев окропляет десантников святой водой

«Десантный батюшка», как его называли, был клириком Московской епархии, настоятелем храма Великомученицы Варвары и Преподобного Илии Муромца в городском округе Власиха Московской области при штабе Ракетных войск стратегического назначения, советником председателя синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. 
В первые же дни специальной военной операции на Украине отец Михаил, на счету которого было свыше 30 командировок в «горячие точки» (Чечня, Абхазия, Сирия, Босния, Косово, Киргизия), приехал и в Новороссию…
Неслучайно «Десантного батюшку» предваряет проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, прозвучавшая при отпевании протоиерея Михаила, в которой есть такие слова: 

«Для того чтобы понять, что такое подвиг, нужно всегда иметь перед собой некий образ, потому что даже самое красивое и правильное описание этого явления не может дать полного представления о том, что значит подвиг, что значит свершение дел, превышающих человеческие силы, а именно такое действие мы и называем подвигом. Отец Михаил совершил подвиг, который мы все сегодня признаём как деяние особенное». 

И Николай Головкин пошёл единственно верным путём, собрав огромное количество свидетельств людей, помимо родных и близких, хорошо знавших «десантного батюшку». От бойцов до генералов. 
В параллель тексту в книге живёт своей жизнью фотогалерея, которая без слов сделает вас прихожанином теперь уже небесного храма батюшки. 


Отец Михаил в зоне СВО

Перелистав главы книги с самыми яркими событиями, попытаемся приобщиться к тайне жизни священника и приоткрыть для себя его образ. 
Самое любопытное в том, что Михаил вырос в семье советских атеистов и ничего не знал о священстве. Родился 19 мая 1971 года в Вышнем Волочке Калининской (ныне Тверской) области в семье офицера. 
За парту в 1978 году сел в школе посёлка Искателей в Заполярном районе Ненецкого автономного округа. Среднюю школу окончил в Лодейном Поле Ленинградской области. Высшее образование получил на истфаке МГУ, а также он прошёл специальный курс в Академии Генштаба. 

«Сколько себя помню, — говорил, — меня всегда окружали военные. Жили мы в военном городке Ненецкого автономного округа, так что я с детства хорошо представлял, что такое армия». 

Отец направлял сына на военную стезю, но не стал препятствовать его поступлению на истфак МГУ, потому что знал, как Миша увлечён историей, в семье все помнили о его ночных бдениях с настольной лампой под одеялом. Именно Миша убедил родителей назвать младшую сестру именем княгини Ольги. 


Семья Васильевых. Дома во Власихе, 2021

Крестился Михаил в 19 лет во Ржеве, откуда идут корни семьи. Прислуживал в алтаре у известного московского священника — протоиерея Димитрия Смирнова, ставшего его духовником. 
Но когда тот благословил молодого человека на священство, отказался, и только благодаря супруге Марии, художнице и реставратору икон, сказавшей — «Благословение духовника — воля Божья, нельзя противиться» и пообещавшей не попрекать отсутствием денег, вступил на новый жизненный путь. О своём крещении Михаил говорил так: 

«Девятнадцать лет — осознанный возраст. Полтора года в университете показали мне, что жив Господь. То есть ничего другого я ещё толком не знал, но узнал совершенно точно, что только во Христе истина. А дальше всё было очень просто». 


Священник М.Васильев читает Пасхальное Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алекcия II. Власиха

Окончив курс в университете по специальности «философия религии и религиоведения», Михаил поступил в аспирантуру, внимание! — на кафедру научного атеизма, и когда с этой новостью приехал в Ржев к бабушке Агриппине, она, единственная верующая в семье, сказала: «Ничего, вырастешь — поумнеешь, и сам во всём разберёшься». 
Как в воду глядела!
Рассказывают, что проповеди протоиерея Михаила Васильева имели огромную силу убеждения, без влияния бабушки точно не обошлось. А то, что «быть ему батюшкой в военном гарнизоне», предсказал Димитрий Смирнов. Вуз Михаил окончил в звании лейтенанта запаса. 

«Чем больше детей, тем больше любви»

В книге Николая Головкина есть глава, которую хотелось бы поместить в учебник по основам семейной жизни, особенно в Год семьи, учреждённый Президентом в 2024 году в России. 
Михаил Владимирович Васильев обвенчался с Марией Васильевной Землянниковой в 1995 году. Воспитали шестерых детей, трое уже студенты. 
В программе «Парсуна» Владимира Легойды батюшка рассказал, что значит семья для священника, особенно военного, и почему и после двадцати шести лет супружества он спрашивает супругу, согласна ли она «выйти за него замуж». 
Ведущий спросил, чему научила священника семейная жизнь. 

«Как и полагается, тому, что чем больше детей, тем больше любви, — ответил протоиерей Михаил Васильев. — У нас дружная семья, замечательные дети, которые, как и все дети на свете иногда “тупят”. И мы, родители, не идеальны, но у нас есть любовь, доверие, чувство юмора и совершенно особая радость от осознания того, что семья у нас большая. Это всем нравится. Я регулярно спрашиваю у супруги, согласна ли она выйти за меня замуж (живём вместе 26 лет), и она говорит: “Есть отдельные замечания, но в целом да, согласна”».

— А почему ты такой вопрос задаёшь? — спрашивает Легойда. 
— Чтобы обновлять смыслы. Она должна посмотреть на то, как мы живём, и сказать, не сбился ли я с пути. 
— То есть ты себя тестируешь в этот момент? 
— Естественно. Жена — зеркало твоей души, она всё видит. И если откажется с тобой идти дальше, значит что-то делаешь не так. Мария Васильевна — мой барометр. 
— А тебе приходится корректировать поведение? — интересуется Легойда. 
— Надеюсь, что да. Может, это не всегда видно со стороны, но мнение супруги во многих вопросах для меня решающее. В этом смысле, наверное, я подкаблучник. Ну хотя бы потому, что она никогда конкретно не формулирует свои претензии. Например, если лампочка перегорает, она не говорит, мол, пойди и замени. Вот когда перегорят все пять в большой комнате, она скажет: «Света нет». Вот это и есть «ум сердца», о котором писал Толстой.
— Есть ли у тебя понимание, как надо воспитывать детей? 
— Ничего оригинального и мало специфически священнического. Во-первых, все проблемы в семье надо решать в отсутствие детей, во-вторых, дети, даже в мелочах, должны постоянно чувствовать, что их любят, и в-третьих, необходимы внешние авторитеты — тренеры и учителя. В три-четыре года у нас дети занимаются спортом, это развивает физически и формирует характер. Слово «надо» должно узнавать раньше, чем «хочу». Почти все дети проходят стадию, когда ребёнок отторгает всё, и если ему в этот момент хочется лежать в луже, пусть лежит. Никто не помешает ему делать глупости, но на поводу у его капризов никогда не пойдём. Старшие несут всю полноту ответственности за младших, мы это чувствуем, и это здорово.

Татьяна Васильева: «Мальчики рождены защищать...»


Татьяна и Михаил Васильевы

Мама священника Татьяна Константиновна Васильева так и живёт в Лодейном поле. Она на пенсии, но руководит предприятием «Свирское кружево», которое создала более тридцати лет назад. 
Много что пережила за это время, но все невзгоды вынесла, предприятие отстояла, кружевная продукция выпускается теперь под брендом «Свирское кружево». 
Кружева можно купить в спецмагазине в Старой Слободе, паломники и туристы в восхищении. Одним словом, характером Михаилу было в кого уродиться. 
Когда Татьяну Константиновну спрашивают, почему отец Михаил стал ездить в «горячие точки», она отвечает просто: «Миша был везде, где были наши десантники. Его миссия заключалась в том, чтобы помочь им понять, что всё от Бога». 
Именно Михаил возрождал военное капелланство в Чечне, где крестил солдат, шёл по горящему Косово, Боснии, Абхазии, Киргизии, Сирии. 

«Мы, конечно, говорили ему о детях, — вспоминает Татьяна Константиновна, — он отвечал: “Кто, если не мы...”. Помню, они поехали в Югославию снимать порушенные алтари. Попали в переделку, спасали их миротворцы. Рассказывал, как под БТРом лежали. В этот момент на свет появился его первый ребёнок. Назвали Димой в честь того, кто их спас». 

В Чечне пришлось идти по заминированному полю. Михаил взял икону и — вперёд, а за ним все...
Восьмая поездка в зону СВО оказалась последней. 

«Он тогда ко мне заезжал, — говорит мать, — я полы мыла и подвинула бронежилет. Поразило, какой он тяжёлый... Мне кажется, он чувствовал, что не вернётся... 
Работники храма рассказывали, что очень долго прощался, давал всем напутствия... Никак не садился в машину. В трапезной ему дали термос с чаем, в нём две дырки теперь...».

Помолчав, Татьяна Константиновна говорит: «Туда ведь никого из батюшек не загоняют. Наверное, это какая-то всё-таки священная война».
Мама Михаила выдержала удар судьбы: 

«У меня много внуков. Если один из них скажет, что не пойдёт на войну — это не наш внук. Мы привыкли жить в мирном времени, и — слава Богу, но мальчики рождены защищать. Страшно произносить такое, но это так. Думаю, у Господа на каждого свои планы. Наверное, там Миша будет помогать тем, кому помогал и в земной жизни».

Власиха — место силы


Михаил Васильев с отцом Владимиром Николаевичем

В январе 1996 года Военный совет РВСН по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II поддержал намерение создателей ракетно-космической техники и ветеранов-ракетчиков о строительстве первого в новой истории России гарнизонного храма при главном штабе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в подмосковной Власихе. Храма-памятника — в память о тех, кто отдал свою жизнь становлению и развитию Ракетных войск стратегического назначения.
…В 1998 году будущий священник принимал активное участие в завершающем этапе строительства храма-памятника, начатого его духовным отцом протоиереем Димитрием Смирновым. 
5 января 1998 года освящен Большой Крест и колокола Храма. 
7 марта 1998 года викарий Святейшего Патриарха епископ Бронницкий Тихон (сейчас митрополит Владимирский и Суздальский) рукоположил Михаила в сан диакона. 
Таких, как Михаил Васильев, в церковном мире единицы. Сан священника он получил, не имея духовного образования. 

«Я никогда не хотел быть священником, — говорил он сам. — Алтарничал у отца Димитрия Смирнова на “Динамо” исключительно по его слову. У меня не было никакого желания пойти в алтарь, брать на себя крест священнического служения — я понимал, что мне это не по силам. И в тот момент ответил: “Конечно нет”. И если бы не благочестивая моя супруга...». 

Ракетчики, которые занимались возведением храма во Власихе, вспоминают, как батюшка с утра до вечера наравне с ними трудился на стройке, вникая во все проблемы. 
Отец Михаил Васильев сразу стал своим в гарнизоне Власихи. Глубокая вера, ревностное отношение к богослужению, умение найти подход к сердцам и генералов, и рядовых солдат снискали ему уважение в среде военных. 
Его жизнь была тесно связано с городом ракетчиков. Более двух десятков лет под руководством отца Михаила здесь проводилась большая работа по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих. 
От принятия воинской присяги молодым пополнением до заседания военных советов РВСН и участия в подготовке и проведении пусков ракет на полигонах — во всём принимают участие священники, которых воспитал отец Михаил Васильев.
«Десантным батюшкой» отца Михаила назвали «голубые береты».
Он стал одним из самых известных полковых священников. «Десантный батюшка» был «по жизни на передовой». Его служение стало востребовано не только среди ракетчиков. 
Пути Господни привели отца Михаила ещё и в воздушно-десантные войска (ВДВ). Парни из ВДВ считали его «своим в доску», и особой страницей в его жизни стали годы вооружённого конфликта на территории Чечни. 
…1999 год. Первая военная командировка в Чечню. Разгар контртеррористической операции. В последующие поездки он крестил там более трёх тысяч солдат и офицеров, постоянно исповедовал и причащал. 
Однажды в горах Чечни с группой разведчиков попал в засаду. Наши бойцы отбили атаку, но одного тяжело ранило. Ждали вертолёт, была непогода. Парень истекал кровью на руках у батюшки. Проходил час за часом... 
Всю ночь отец Михаил молился, чтобы прилетела помощь, и чтобы солдат выжил. Десантники смотрели и не верили своим глазам: их товарищ, который уже не дышал, на глазах оживал... 
Ранним утром в небе застрекотала вертушка. К вечеру батюшка узнал: раненого удалось спасти. Опытные полевые хирурги говорили, что случай был на грани чуда...
…Все знают о знаменитом марш-броске русской миротворческой миссии 12-15 июня 1999 года на аэродром в Приштину (Косово), но не всем известно, что с бойцами ВДВ на броне БТРа ехал отец Михаил Васильев.

«С годами всё меньше боюсь смерти...»


Одна из последних фотографий отца Михаила в зоне СВО

Отец Михаил был не только духовным отцом, но и ангелом хранителем для многих бойцов. За всю свою жизнь он лично вытащил с поля боя множество раненых солдат и офицеров. 
Пастырь по-настоящему делил с солдатами тяготы службы, потому что понимал, насколько тяжело им без веры, и считал своим долгом быть рядом. В окопах облегчал участь обречённых солдат, исповедовал их и отправлял в последний путь. 
На войне существует негласное правило: если военный священник призывает к подвигу, он сам должен «жить в подвиге». 
И отец Михаил так и делал: спал в солдатских палатках, прыгал с парашютом на учениях. На его счету более 10 прыжков с парашютом — наравне со всеми. 
Однажды ему позвонил командир десантного разведбата и попросил приехать на аэродром. ЧП! У молодого солдата в первом в его жизни прыжке не раскрылся основной парашют, но сработал запасной, и боец приземлился благополучно. 
Несмотря на счастливый финал, другие бойцы жутко нервничали и наотрез отказывались прыгать. Поняв ситуацию, отец Михаил прочитал молитву, окропил разведбатовцев и парашюты святой водой, дал бойцам приложиться к иконе Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо», а затем тоже надел парашют и выпрыгнул из самолёта вторым, сразу после командира... Все молодые бойцы прыгнули следом.
По признанию отца Михаила, он, по меньшей мере, раз десять был на волосок от гибели. 
…В него трижды стрелял снайпер и трижды промахнулся на несколько сантиметров. С дистанции, когда вообще трудно было промазать даже без оптического прицела! В буквальном смысле — Господь уберёг... 

«Однажды нас накрыла РСЗО БМ-21 — реактивная система залпового огня, — рассказывал протоиерей Михаил Васильев. — Это как «Катюша», только больше и страшнее. Под обстрелом я оказался в компании двух человек: один — некрещёный бурят, а другой — старообрядец. Земля вокруг ходит ходуном, летят палки, клочья земли. Мы в ужасе жмёмся друг к другу. Понимаем: это конец. Неизвестно, когда наступит смерть, но чувствуем, что она близко. Я начинаю исповедовать свои грехи, и вдруг они подхватывают и тоже каются. Было очень страшно, поэтому исповедоваться было легко. В такой момент главное, чтобы было кому… 
Я боюсь смерти, но с годами всё меньше. Чувства притупляются, и просто устаёшь бояться. Когда попадаешь под обстрел первый раз, кажется, что все пули летят в тебя. А потом понимаешь, что человек — живучее существо, и чтобы тебя убили, должно много чего совпасть. Ну, а если и убьют за правое дело — слава Богу!..». 

И таких историй у отца Михаила, судя по всему, было ещё на одну книжку.

«Родник, родина, народ — глядите, как складно выходит...»

Отец Михаил очень любил военных. На Рождество Христово и Пасху отправлял им целые машины гостинцев. 
…Очень часто на нём вместо рясы был военный камуфляж. Свою службу нёс в зоне боевых действий, но оружия в руках не держал — священникам запрещено, а его петличным знаком вместо рода войск был православный крест. 
С ним на передовой было спокойно. По-отечески наставлял солдат и офицеров, помогал словом и делом. Очень почитал воина-мученика Евгения Родионова, раскрывая на его примере суть войн, ведущихся против России...
А меня, когда я узнала историю отца Михаила, удивило то, что он не писал стихов. 
Константин Паустовский, как воины ВДВ, точно признал бы в нём «своего», только прочтите в «Золотой розе»:

«Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня!».

«Отец Михаил всегда приветствовал нас: “Родные мои, здравствуйте!” — рассказывал председатель Совета ветеранов ВДВ России генерал-майор в отставке Владимир Данильченко. — А когда кто-то из присутствующих удивлялся, почему он записал их в родственники, объяснял: “У нас одна Родина. Потому мы — родные. И радости у нас общие для всех. И печали...”
Он был моим товарищем и духовным наставником, несмотря на то что был почти вдвое младше. Всё в нём меня восхищало: и то, что он не переносил безобразий, и то, что всегда резал правду-матку. “Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя” — конечно, это о нём сказано...»


о. Михаил Васильев у стенда с экспонатами в комнате боевой славы храма Святой Великомученицы Варвары и Преподобного Илии Муромца во Власихе

Николай Головкин так располагает главы книги, что образ батюшки от главы к главе суровеет, становится более мощным, объёмным и полностью завладевает воображением читателей. 
Я для того и пролистала главы книги в сжатом варианте, чтобы с её страниц во всей своей мощи встал образ современного Ильи Муромца, каким, по сути и являлся протоиерей Михаил Васильев. 
Объём книге придают и поэтические эпиграфы, предваряющие все главы.
Книга заставляет задуматься современного человека о том, как он живёт в годину, такую нескладную для его Родины, всё ли делает из того, что мог бы сделать, чтобы принести пользу Отечеству. 
Труд Николая Головкина зовёт современного человека к действию, к деянию, к поступкам, благодаря которым можно улучшить жизнь.
Хочется отметить и основной эпиграф к книге, он очень точно выбран, и им одним вполне можно обрисовать образ отца Михаила. 
Именно с поиска образа человека-героя, совершающего подвиг, начинали мы разговор о книге, и дайджестом каждой из глав можем подтвердить, что поиск наш увенчался успехом. 
О протоиерее Михаиле Васильеве каждый из прочитавших эти строки может рассказать многое, более того, выбрав такую манеру разговора о книге, мы вступаем в живой диалог с героем, и можем вести его бесконечно, постоянно сверяя свои мысли и чувства с тем, что сказал бы по их поводу отец Михаил. 
У книги Николая Головкина открытый финал, а это нынче модная фишка, и непременно, привлечёт юных читателей. 
В добрый путь, книга! 
Спасибо, Николай Головкин!..

*** 

У всех, кого заинтересует эта книга, есть возможность заказать необходимое 
количество экземпляров книги Николая Головкина «Десантный батюшка» у руководителя Издательского Дома Академии имени Н. Е. Жуковского Игоря Викторовича Агибалова. Предложения писать на почту aiv@itsbook.ru или на вотсап +7(925)755-55-43


Памятник Герою России протоиерею Михаилу Васильеву во Власихе

На обложке: протоиерей Михаил Васильев. Очередной прыжок с парашютом.

Анонс книги здесь

5
1
Средняя оценка: 3.625
Проголосовало: 16