«Стамбульский папа» над Косовской митрополией
«Стамбульский папа» над Косовской митрополией

Вот уже больше четверти века тема Косово не сходит со страниц мировых СМИ...
В первую очередь — как пример поразительной лживости и двуличия западных политиков. Которые именно в контексте «дарования незалежности» косовским сепаратистам, вопреки решениям Совета Безопасности ООН и международно признанным границам Югославии, дали жизнь известнейшему мему «Это другое!».
Не говоря уже о печально-показательном примере «миролюбия» блока НАТО, начавшего полноценную войну против абсолютно ни чем не угрожающего этим «миролюбцам» балканского государства. В то же время можно заметить, что тема Косово имеет еще один аспект — церковный. Обсуждение которого особенно оживилось после провозглашения некоего Николы Джуфки «митрополитом независимой Косовской митрополии» на Пасху 2025 года:
Правда, как видно уже на приведенном выше снимке, — количество паствы для столь вроде бы судьбоносного мероприятия ну очень уж маленькое. Право, даже в заброшенную сельскую церквушку в подобных случаях приходит намного больше народа, — чем на «интронизацию» целого «митрополита Косовского». Что лишний раз доказывает полную искусственность этой акции. На первый взгляд, вопрос православной церкви Косово может показаться малозначимым. В самом деле, согласно данным переписи населения этого, согласно Конституции Сербии и никем официально не отмененных международных норм, автономного края, Православие исповедует меньше 5 % местного населения — в подавляющем большинства сербы, компактно проживающие на его севере. При этом, правда, надо учитывать, что вдвое больше сербов были вынуждены отсюда уехать с началом активизации албанских боевиков. Назвать же число православных именно албанцев в этом регионе затрудняются даже самые дотошные исследователи-религиоведы — в связи с исчезающе малым количеством представителей этой категории в числе этноса, в подавляющем большинстве исповедующего Ислам.
То есть в этом аспекте вопрос о создании некой «автокефальной косовской церкви» выглядит довольно абсурдным. Хотя бы потому, что подавляющее большинство православных верующих Косова являются сербами — и духовно окормляются духовенством Рашко-Призренской епархии, входящей в состав Сербской православной церкви, одной из официально признанных 15 автокефальных православных церквей мира. По версии большинства из них, по крайней мере, — поскольку поддержавшие легитимацию константинопольским патриархом Варфоломеем церковного раскола на Украине упорно считают тамошних раскольников из ПЦУ «16-й автокефальной православной церковью».
И понятно, что православные сербы Косово, всей душой ждущие воссоединения с Сербией, от которой их отторгли натовские «миротворцы»-агрессоры, меньше всего мечтают о какой-то самостоятельной косовской церкви. При этом, как показали истекшие четверть века, косовским боевикам, захватившим власть в крае и провозгласивших его независимость с помощью европейских и американских штыков, так и не удалось найти в среде местных сербов сколь-нибудь значимую фигуру своего рода «церковного Власова». Должного заявить пресловутому «мировому сообществу» о том, что его соотечественники всеми фибрами души жаждут приобщиться к «европейским», хм, «духовным ценностям» в составе отделенной от «тоталитарной Сербской церкви» косовской автокефалии. По сценарию, давно опробованного на Украине, в Эстонии, все сильнее лоббируемого в Молдове, — в отношении Русской православной церкви.
***
Но, похоже, в последние годы албанская верхушка края решила перестать заниматься «мартышкиным трудом» в этом направлении — и «сделать ход конем». Начав процесс организации именно что албанской православной церкви на территории Косово. Тоже, кстати, давно апробированный на постсоветском пространстве вариант — пусть и абсолютно не укладывающийся в православные каноны, утвержденные Вселенскими соборами еще в 1 тысячелетии нашей эры. Согласно которым существование нескольких полноценных церквей на территории одной как минимум православной страны мыслимо приблизительно так же, как и наличие там двух независимых правительств, двух таких же судебных систем и прочих учреждений-институтов, возможных лишь в единственном числе. Разве что в стране, охваченной Гражданской войной, — но и то после ее окончания победители все равно ликвидируют все структуры, учрежденные побежденными.
Увы, выше упоминавшийся стамбульский патриарх Варфоломей всегда отличался собственным, весьма оригинальным взглядом на этот счет — потому и «штамповал» канонически немыслимые церковные юрисдикции на постсоветском пространстве рядом с юрисдикциями по-настоящему законными. Так что в этой связи у властей Косово, теоретически, никаких проблем в будущем наблюдаться было бы не должно. Надо будет — «стамбульский папа» возьмет под свой омофор еще и «Косовскую митрополию». Тем более что до 1912 года, когда Косово до Балканских войн входило в состав Османской империи, такая структура действительно подчинялась Константинопольскому патриарху, — в то время являвшемуся султанским чиновником, «этнархом» всех населявших империю православных народов. Регулярно заседавшим в «Диване» — правительстве «калифа всех правоверных».
Правда, пока что отношения Варфоломея с самопровозглашенной «Косовской митрополией» официально как бы не очень (об этом — чуть позже), — но, как говорится, «еще не вечер». Особенно если узаконить сию «митрополию» этого капитана запаса турецкой армии попросят его главные спонсоры-глобалисты — в интересах которых, он, собственно, и проводит свою разрушительную политику в мировом Православии.
***
Но для чего собственная Косовская православная церковь сдалась самим косовским властям, — как минимум позиционирующим себя в качестве истово верующих мусульман? Пусть довольно популярной, что в самой Албании, что в Косово, уже довольно долго является острота: «Религия албанцев — само албанство». Прозрачно намекающая на приоритет в системе их ценностей именно их этнической, а не религиозной компоненты.
Во-первых, конечно, это стремление к постепенному вытеснению любого сербского влияния на территории Косово. Которое в значительной мере и основывается на тезисе «Этот край — место расположения древних сербских святынь». Главным образом — храмов, монастырей. Ныне они находятся в юрисдикции Сербской православной церкви. Если же тут появится гипотетическая Косовская автокефальная православная церковь — последняя тут же получит юридическое основание претендовать на все эти храмы и памятники. Да, в северных, преимущественно сербских районах, такое «церковное рейдерство» не пройдет — без значительной крови, конечно, ведь верующие сербы будут защищать свои святыни до последнего. Только ведь места их компактного проживания — именно северные сербские анклавы, а церковные сооружения разбросаны по всей территории Косово. Недаром наиболее важные их них, внесенные в реестры ЮНЕСКО в качестве памятников мировой культуры, охраняют так называемые «миротворческие силы».
То есть программа-минимум Приштины на первом этапе — локализация сербской церковности лишь на территории сербских анклавов. А на остальных территориях края — захват церковной собственности под видом «передачи» в руки «национальной косовской церкви». Даром что в ней народу «с гулькин нос» — для зиц-руководящих структур сколько-то уж по любому найдется. А уж если помочь пригласят патриарха Варфоломея — так и подавно уж кто-кто, но его структура исправно поставляет «церковных варягов», преимущественно из Греции, на мало-мальски значимые иерархические должности в небольших этнических церковных образованиях по всему миру.
Второй важный момент заинтересованности косовских властей в «своей православной церкви» — это возможная «капитализация» отнятой у Сербской православной церкви собственности. Монастыри и храмы вне сербских анклавов «миротворцы»-то охраняют далеко не все. А в остальных местах есть множество раритетов, антиквариата вроде икон, других священных предметов — вплоть до мощей святых. Недаром уже почти «рейдернутая» украинскими раскольниками Киево-Печерская Лавра регулярно подвергается нашествию всевозможных «комиссий», — скрупулезно подсчитывающих ее богатства. А наблюдатели спорят, когда оные окажутся выставленными на официальных и неофициальных аукционах Европы, — чтобы попасть в руки богатеньких коллекционеров. А ведь святыни Косово, как его называют — «православного сердца сербского народа», — будут по объему и гипотетической ценности в «презренном металле» намного объемнее, чем Киево-Печерские…
***
Может возникнуть вопрос: почему же тогда сценарий с образованием «Косовской автокефальной церкви» пока еще не обрел более реальные очертания? Ведь о его опасности говорили даже высшие политики Сербии уже полтора десятилетия назад — всего после двух лет после того, как «цивилизованный мир» («золотой миллиард» то есть, со своими прихлебателями) признал «независимость» Косово.
Похоже, основная причина задержки — в том, что главные потенциальные «бенефициары» такого сценария пока не нашли удовлетворительного компромисса между собой. А потому, вместо того, чтобы выступить единым фронтом против Сербской православной церкви и ее верующих в Косово, больше мешают друг другу. Например, тот же Варфоломей наверняка с радостью бы начал процесс выдачи очередного «томоса» по образцу украинского. Тем более что так называемая «автокефалия» украинских раскольников — весьма эфемерная, на довольно-таки «коротком поводке» у Стамбула, с которым Киеву предписано «советоваться по всем важным вопросам», не считая более мелких пунктов церковной зависимости. О чем после так называемого «объединения церквей» в 2018 году не устает повторять бывший «патриарх» непризнанного Киевского патриархата Филарет (Денисенко). Откровенно «кинутый» при создании Варфоломеем незалежно-карманной псевдо-церковной структуры, — став никому не нужным «свадебным генералом», «подсиженным» своим ретивым ученичком Епифанием (Думенко).
Возвращаясь к «стамбульскому патриарху» — необходимый «плацдарм» для взятия под свой контроль еще и Косово у него уже подготовлен. Имеется в виду Албанская православная церковь. Вроде бы автокефальная (признается таковой всеми Поместными Церквами, включая и РПЦ) — вот только вплоть до этого года ее предстоятелем был митрополит Анастасий Яннулатос. Греческий архиерей, успевший до этого послужить и в Элладской православной церкви, и в Александрийской, — а с 1992 года спешно «откомандированный» еще предшественником Варфоломея, Константинопольским патриархом Димитрием, в Тирану. К слову сказать, среди албанцев в самой Албании позиции Православной Церкви куда более сильны, чем в Косово — здесь к православным причислят себя по разным оценкам до 10 % населения. Даже один из местных президентов в «нулевые», Альфред Мойсиу, тоже был прихожанином АПЦ.
Но вот с продолжением «греческой экспансии» на Балканы через Албанию у Варфоломея вышла неувязочка. Ибо претендентом на создание албанской уже Косовской «автокефальной церкви» стал хоть и почитатель албанской православной церковности, — но очень уж «несистемный». Впрочем, как и очень почитаемый им основатель Албанской православной церкви в далеких 20-х годах прошлого века — Ноли Фан, после рукоположения в священники [кстати, совершенном в 1907 году в Америке архиереем РПЦ Платоном (Рождественским), архиепископом Алеутским и Североамериканским] ставшим о. Феофаном. Личность, кстати, очень неординарная и глубокая — известный философ и богослов, переводчик (трудами которого на албанский язык были переведены труды классиков русской литературы), государственный деятель (был премьером и главой МИД Албании) — и, главное, политик левых взглядов. И не просто левых, — а просоветских, контакты с нашей страной даже стоили ему попадания в «черный список» ФБР во времена «охоты на ведьм».
***
Правда, считающий себя «достойным продолжателем дела святого Ноли Фана» новоиспеченный «митрополит Косовский» Никола Джуфка в сравнении со своим вроде бы кумиром явно проигрывает. Начиная со своего образовательного уровня, — несмотря на многозначительное упоминание им «религиоведческого образования», единственным документально подтвержденным у него является диплом среднего профтехучилища в Эльбасане по специальности «пищевая технология». Что как-то поневоле заставляет вспомнить уже ставшего мемом «студента кулинарного техникума» из раннего творчества известного юмориста Геннадия Хазанова. Да и «посвящал в митрополиты» господина Джуфку не патриарх, — но какой-то «мутноватый» архиепископ Палермский и всея Италии Лоренцо (Касати). Конечно, не прелат доминирующей в Италии Римской католической церкви, — а (хоть бы не запутаться!) «глава автономной Итальянской епархии в составе Украинской автокефальной православной церкви, она же УАПЦ».
Правда, «диптих» (то есть «поминальный список») мирового Православия (включая и Константинопольский патриархат) такой «автокефальной церкви», как УАПЦ — не знает. Хотя самые дотошные религиоведы вроде бы что-то слышали о том, что некоторые из многочисленных не-дружащих между собой «осколков» «самосвятов» из украинской «автокефальной церкви» вроде бы поминают Константинопольского патриарха на богослужении. Правда, сомневаются при этом, что такое поминание (равное каноническому признанию) взаимно. Хотя и допускают, что кой-какие «кусочки» очередной «истинной версии» УАПЦ имеют поставленных в Стамбуле архиереев. Но как минимум к вышеупомянутому «архиепископу Палермскому Лоренцо» сие вряд ли относится. Ибо хиротонисуй он, будучи в статусе Варфоломеевского ставленника, такого откровенного «церковного Хлестакова», как Николу Джуфку, — уже давно бы последовали строгие «оргвыводы» из бывшей столицы Османской империи.
Ведь куда более лояльная (чтобы не сказать — находящаяся на ручном управлении у Варфоломея) Албанская православная церковь устами своего официального представителя, священника Фома Дима, не жалеет «черных красок» для описания сего новоиспеченного «архиерея»:
«Он устроил в подвале своего дома то, что он называет “церковью”, открыто обманывая СМИ, что это “палеохристианская церковь — катакомба”. Он открыто лжёт, что окончил факультет религиоведения, чего на самом деле не было. Точнее, он окончил среднее профессиональное училище по специальности “пищевая технология” в Эльбасане… Он делает “патриотические” заявления, одновременно презирая и высмеивая албанское православное духовенство, а также насмехаясь и иронизируя над статусом религиозных лидеров и священнослужителей других религий».
***
Не стоит думать, конечно, что данная позиция вызвана исключительно «церковной солидарностью» с гонимой в Косово, в том числе и посредством таких «ряженых», как Джуфка, Сербской православной церковью. Думается, будь у Варфоломея хоть малейшая возможность в обозримом будущем получить в управление нынешние сербские приходы в мятежной автономии — его бы не остановили личности ни новоявленнного «митрополита Косовского» — ни черта лысого. Подобного тому, как на Украине в 2018 году он первым делом без колебаний реабилитировал лишенного сана Собором своей Церкви раскольника Филарета, — пусть потом и «задвинув в угол», чтобы не мешал «рулить» рейдернутой «церковью» через своего ставленника Епифания (Думенко).
Просто в самом Косово ситуация что с политикой, что с «автокефалией» складывается не совсем однозначно. Последние годы при власти в крае находится «Движение за самоопределение» наличного премьер-министра Альбина Курти. Старающегося, пусть не во всем, но во многом, проводить действительно максимально возможную (как для марионеточного западного проекта) независимую политику. Достаточно сказать, что в 2020 году Курти в свою первую премьерскую каденцию лишился поста за отказ ввести в стране «чрезвычайное положение» под предлогом выдуманной глобалистами «смертельно опасной эпидемии ковида». За что и был отправлен про-глобалистким депутатским большинством в отставку. После чего, правда, с триумфом победил своих оппонентов на новых выборах, — вернувшись на высший пост в непризнанной республике.
Так что, похоже, проект «Косовской митрополии» задуман Курти и его окружением самостоятельно — без особых консультаций с Варфоломеем. Да, собственно, глобалисты тоже никогда «не ставят на одну лошадь». Что им варфоломеевские амбиции — если в Косово они все равно смогут добиться главной цели — ослабления (а то и ликвидации) значительной части местного православия хотя бы в виде расположенных вне сербских анклавов святынь и монастырей? А что проводить эту политику будут через «церковного Хлестакова», именующего себя «митрополитом автокефальной церкви Косово», — так им что, впервой? Вон, пресловутой «великой европейской державой» в качестве антироссийского тарана та же публика уже больше 6 лет успешно руководит через откровенного клоуна, протащенного ее агентами в президентское кресло.
Тем более что при желании всегда можно «убедительно попросить» косовских раскольников с «крышующими» их политиками пойти на компромисс со Стамбулом — и наоборот. Например, пригрозить первым «закручиванием краника» прежде почти безраздельной моральной и материальной поддержки «золотым миллиардом» в случае их неуступчивости в плане достижения абсолютно независимого церковного статуса. Да при желании тому же Варфломею можно подкинуть «отступных» от привычно спонсирующих его американских миллионеров греческого происхождения. Для того чтобы он не настаивал на поставлении на «косовскую кафедру» своей откровенной марионетки, разрешив там дальнейшее пребывание креатуры политиков Приштины. Хоть и того же Джуфки. В конце концов, «споры об инвеституре»: «кому ставить епископов» в странах Европы, — между папами и королями, — тамошние «теневые правительства» научились успешно «разруливать» еще с 13-го века минимум. Так что при желании смогут решить борьбу амбиций и заинтересованных в «косовской автокефалии» сторон.
А вообще, конечно, судьба православных приходов и святынь в Косово, как и политический статус этого края в целом, в первую очередь зависит от исхода куда более глобального противостояния. Между теми, кто, собственно, и оторвал от Сербии ее законную часть посредством военной агрессии и интервенции — и теми, кто ныне бросил вызов всем, кто возомнил себя «мировым правительством». Остальное — лишь частности…