Музей как катехизис российской жизни. 18 мая – Международный день музеев
Музей как катехизис российской жизни. 18 мая – Международный день музеев
Все-таки май месяц особенный в году, на него приходятся еще и Праздник Труда, День Победы, Дни славянской письменности и культуры и Последний Звонок в школе. Все же вместе эти праздники укладываются в один образовательный контекст. Потому что такие праздники сопряжены с необходимостью вспоминать историю, а, вспоминая, переосмыслять ее и делать выводы относительно перспектив твоего государства в целом, и каждой личной судьбы, в частности. Именно эта забота и заставила сотрудников Государственного Исторического музея организовать в своих стенах Круглый стол по теме «Изучаем историю в Историческом музее: роль Государственного Исторического музея в подготовке к экзамену по истории».
Казалось бы, какую роль может сыграть ГИМ в подготовке выпускников среднеобразовательных школ к ЕГЭ по истории? На первый взгляд, никакой. Тем не менее, сотрудники музея исполнены решимости ее сыграть.
Путь к социальной напряженности
- Я пытался докопаться, откуда пришло это явление ЕГЭ, - удивлялся доктор исторических наук Вадим Леонидович ЕГОРОВ, заместитель директора ГИМа по научной работе. - Кто первый сказал «А»? Так я и не понял, кто. Министерство образования отказывается, Академия наук отказывается, Академия образования тоже, все высокие чины отказываются. Все сваливают друг на друга и на американский мировой опыт…
Я прочитал интервью нашего министра образования и поразился аргументации его в пользу ЕГЭ. Министр сказал, что в 90-е годы прошедшего века в наших общеобразовательных школах появилось слишком много медалистов. Когда я прочитал эти слова министра, я впал в некоторую прострацию. Что ж тут плохого, что много медалистов? Почитав дальше министра, я понял, куда он клонит. Раз так много медалистов, считает он, очевидно, там имеет место коррупция. А вот ЕГЭ якобы ликвидирует всякие взятки и доплаты учителям … То есть министр откровенно считает, что медали покупались. Я так не считаю. Я считаю, что наша школа была на достаточно высоком уровне. Притом не только столичная школа, но и провинциальная - областного подчинения, да и районного тоже. Да и сельская школа не отставала, потому что всегда старалась тянуться за городом.
Одна из наших серьезных столичных газет привела статистические данные. Оказалось, что при опросе населения 97% россиян высказываются против ЕГЭ. А по оценке Российской Академии образования в результате введения ЕГЭ около 100 тысяч выпускников окажутся за бортом, поскольку они не сдадут ЕГЭ, а раз так, то они не смогут ни продолжить учебу, ни найти работу. Эти люди автоматически окажутся за чертой общественной жизни. И тогда они либо будут безработными, либо пополнят ряды бандитских шаек. На мой взгляд, введение ЕГЭ – откровенный путь к усилению социальной напряженности в нашем обществе. И особенно она скажется в сельской местности.
Но что такое сама по себе оценка ЕГЭ? Это не оценка знания. Это оценка обучаемости, т. е. способности выбора правильного ответа при минимуме введенной для анализа информации. Экзаменуемый может и не рассказать событие, которое произошло в тот или иной исторический период, дай Бог, он сможет отличить три или четыре события одно от другого, которые ему представлены, причем одно или два из них могут быть чисто хулиганскими, направленными на то, чтобы определить степень дебильности человека. Но это же издевательство над молодыми людьми, когда задаются дурацие вопросы вроде: «В каком году была война 1812 года?». При этом предлагаются три варианта ответов: «В 1813, в 1612 или в 1945». Подавляющее число учеников, конечно, поймут, что над ними издеваются. Писать такие задания в ЕГЭ – это не в стиле русской науки, не в стиле русской истории тем более.
Таким образом, оценки, полученные по ЕГЭ, не будут говорить, буквально, ничего о знаниях и грамотности ученика. Развитие интеллекта здесь не предвидится. По данным статистки США, 700 тысяч выпускников школы (в прошлом году) не смогли прочесть текста собственного диплома, который они получили. Вот вам конкретный результат ЕГЭ. Американцы разводят руками, дескать, так получилось, очевидно, эти люди будут занимать собиранием апельсинов на мексиканских плантациях. Оказывается, только 47% 17- 18-летних американских парней и девушек прочитали хоть одну художественную книгу за свою жизнь. Такова беспристрастная статистика, показывающая, что ЕГЭ является зримым прямым препятствием к переходу к обществу знаний.
Для России это не годится. Я продолжаю верить, что мы остаемся самой читающей страной в мире, в плане художественной литературы. Если мы смиримся с навязанным нашему обществу единым государственным экзаменом, интеллектуальный уровень знаний наших учеников, безусловно, будет понижен.
Наши государственные деятели далеко не всегда понимают, что такое истории, хотя бравируют этим достаточно много и долго. Достаточно сказать, что ни один из президентов России ни Ельцин, ни Путин, ни Медведев ни разу не были в национальном Историческом музее. А национальный исторический музей, слава Богу, представляет историю Отчества от каменного века и до сегодняшнего дня. Единственный такой музей в нашем государстве. Ну что после этого скажешь?.. Наш бывший президент, стуча по столу, сказал: «Казани 1000 лет! И хватит об этом говорить!». Хотя учеными четко было доказано, что Казани 600 лет. Так нет, нужна была красивая дата для Ментемира Шаймиева. Получил субсидии Татарстан, все блага, которые только возможны. Вот это один из примеров, как распоряжаются историей до сих пор.
Миссия музея
- В той системе образования, которая утвердилась во всем цивилизованном мире, есть колоссальные изъяны, но, видимо, она пришла к проверке других человеческих свойств, - считает профессор Наталия Ивановна БАСОВСКАЯ, заведующая кафедрой исторического факультете РГГУ. - Это игра, как одна из форм развития цивилизации, которая пришла сегодня, в том числе в систему образования. Мы уже не можем уйти от ЕГЭ, принятом во всем мире, значит, ЕГЭ необходимо совершенствовать.
Образование технологизировалось и очень много потеряло интеллектуально и эмоционально. Современное молодое поколение приспособляемое, кнопочное, не думающее. Задача историков сегодня: постараться не потерять чувствующее поколение, эмоциональное, способное, в частности, любить историю.
И вот тут именно такая просветительская организация как музей может поправить положение. Современный музей воспринял элементы технологии - компьютеры, аудионаушники…, но не потерял своей души, и потому не погиб, и способен уравновесить утраты в образовании, возникшие в связи с введением ЕГЭ. Представьте себе, ребенок приходит в музей, вдыхает его ауру, что-то мистическое случается с ним тут. Я вижу огромную роль музеев - священных духовных организаций, которые на данный момент больше других могут сделать для восполнения образовательных пробелов. Нынешнее дети не только кнопочники, они еще визуальщики. Они почти разучились читать, но они хорошо слышат, а еще лучше видят. Вероятно, в современной цивилизации у молодых людей изменилась роль органов чувств. И тут музеи могут сыграть компенсирующую роль, только у них есть возможность соответствовать потребностям молодого поколения. И это есть миссия современного музея, данная ему его природой в очень сложной исторической обстановке.
Нужна наша новая школа
- У истории нелинейный характер, - считает профессор Алексей Владимирович ЛУБКОВ, заведующий кафедрой исторического факультета МПГУ. - В истории время течет по-разному, в Америке по-своему, в России по-своему. Взаимодействия в разных странах между личностями, обществами, между государствами происходит по-разному. Исторический опыт каждого государства уникален, поэтому об асинхронности исторического процесса тоже надо говорить.
За последние годы написано много учебников. Хорошо, пусть будет плюрализм мнений. Выбор же должен идти изнутри, от нашего сердца, потому что речь-то - о национальной гордости. Как мы - историки от всей этой лавины информации сумеем выйти на эмоциональный уровень? Вот об этом, к сожалению, мы очень мало говорим. И очень мало делаем для того, чтобы облик образования при всей его технологичности не терял своей духовной нравственной составляющей. Нашей отечественной историей мы можем гордиться. Но как сделать так, чтобы «знания становились убеждениями», если за предыдущие годы мы воспитали поколения, которые дома на кухне говорят одно, думают другое, а на людях провозглашают третье. Тут требуется не только теоретическое знание, но и убедительное воздействие предметами искусства. Нам нужен огромный новый просветительский проект по перезагрузке ценностей, перекодированию. Нам нужна наша новая школа.
Увидеть живую историю
- Ребят надо зажечь историей, создать мотивационную среду, - убеждена кандидат исторических наук Л.Г.ОРЧАКОВА, доцент юридического факультета Московского института экономики, менеджмента и права. - Специально для нашего вуза ГИМ разработал экскурсию «Государство и памятники права». Результат поразительный. Ребята загорелись, они стали видеть историю осязаемой. После экскурсии в Исторический музей, мы пошли в музей Вооруженных сил. После этого студенты попросили меня свозить их в музей В.И.Ленина в Подольске и в музей Современной политической истории. Результат был ошеломительный. Верные ответы на тесты по нашему курсу «История отечественного государства и права» в прошлом году, до посещения музеев, составляли 30-40%. В этом году – от 60 до 93%!
Пришел в музей, узнал себя
- Самоидентификация нации, в условиях глобализации выходит на первый план, даже по сравнению с историческим образованием, констатировала - Любовь Ивановна СКРИПКИНА, заведующая научно-методическим отделом Исторического музея. - Музей в XIX веке играл роль материального наполнения памятниками. Выучили теорию, пришли посмотреть наглядные предметы. Сегодня ученые уже пишут о музее, как о коммуникационной системе, транслирующей исторические знания. В 1980-е годы музейное дело достигло того (это было зафиксировано в различных музейных разработках), что существует музейная концепция картины истории. Ученик приходит в музей и на заложенную в его голову концепцию, так сказать, ложится памятник. Но в 1990-е прежний контекст исчез и… памятник провис. Очень ярко для меня это проявилось на выставке «Олимпийские игры». Она была великолепно оформлена. Памятники было построены в витринах… Красиво, эмоционально. Но что писали посетители! «Красивый дизайн, ничего не понятно». Потом, когда СМИ стали рассказывать историю олимпийских игр, следующие записи были: «Замечательная выставка».
Подход XIX века до сих пор жив: фиксация события в памятниках. Однако на Западе, в условиях глобализма, музейное сообщество чутко откликнулось на возникшую проблему. На 19-й конференции ИКОМа в 2001 году было сказано: музей только тогда имеет право на существование, когда он интерпретирует наследие и доносит эти знания для самоидентификации нации. Таким образом, в глобалистском мире музей посетителю предлагает то, что недодает образование.
ЕГЭ – это, прежде всего, социальная проблема. Это отсев и формирование элиты. Но и музеи, чтобы выжить, были вынуждены зарабатывать, т. е. привлекать как можно большую аудиторию. К нам музей идут разные слои населения. У нас развивается педагогика. Выставочная деятельность интерпретирует в разных ракурсах исторические темы. Мы по-новому стали показывать исторические личности, поднимаем проблемы политические, которые теперь ни один институт не поднимает. Словом, мы вынуждены были доказывать, почему мы существуем, ибо музею была навязана социальная миссия, и мы увидели ее в самоидентификации нации, в адаптации граждан в современных условиях. Нет темы, которую музей не осветил бы на основе памятников, поэтому у музея очень большие исторические перспективы.
…При закладке фундамента здания Российского Императорского музея в августе 1875 года император Александр II сказал: «Я хочу, чтобы музей стал предметом национальной гордости катехизисом российской жизни». Катехизис, в данном случае, предполагал и образование, и историческое воспитание, а потому первыми посетителями открывшегося музея стали учащиеся Москвы и Петербурга. Насколько же российская цивилизация была бы мощнее, если бы завет императора до сих пор исполнялся всеми поданными великой страны. Думается, и цивилизация тогда не казалась бы неизбежным злом, но обогащенная культурой, только бы выиграла.