Лишние люди

Похоже, что министр образования и науки России Андрей Фурсенко окончательно провалил тест на профпригодность.

 

 

Об этом свидетельствует его заявление, сделанное в интервью газете «Ведомости» 7 сентября 2010 года.

 

Министр, нисколько не смущаясь, занялся арифметическим подсчетом соотношения учитель-ученик, сложившегося в последние годы в системе российского образования. И выяснил, что на одного учителя в России приходится не более 8-9 учеников.

 

При этом министр, ответственный за проведение важнейшей социальной политики государства в сфере образования, не просто удовольствовался констатацией данного факта, но и сделал вывод о необходимости сокращения численного состава учителей. Аж на 200 тысяч человек. Чтобы чисто механически довести его до соотношения, имеющегося в странах Европы.

 

И это очень удивляет. Потому что, во-первых, никто и никогда не делал анализ состояния кадровой политики в такой социальной сфере, как образование, из чисто арифметических показателей. А, во-вторых, время для подобного рода безответственных заявлений министр выбрал крайне неудачно. 2010-й год был объявлен «Годом Учителя», и министр своим заявлением многих российских учителей поверг не только в уныние, но и в полное отчаяние. Новый учебный год целые педагогические коллективы начали в страхе перед грядущими массовыми локаутами.

 

Андрей Фурсенко, правда, оговорился, что решение конкретных кадровых вопросов находится в компетенции региональных органов управления образования. То есть, он, как бы, не имеет никакого прямого отношения к предстоящему процессу массового увольнения учителей. Но даже абсолютно несведущему простаку у нас в стране понятно, что из уст министра прозвучала команда «Фас!» И региональные руководители восприняли заявление министра как руководство к действию.

 

Что же сегодня реально происходит в системе российского образования и действительно ли Россия захлебнулась от переизбытка учительских кадров?

 

Если взять за основу чисто арифметический подход, сегодня соотношение учитель – ученик в нашей стране немного ниже, чем в странах Европы. Но при этом не стоит забывать, что дислокация и удаленность европейских школ от мест массового проживания граждан совсем не такая, как в России. И хорошо функционирующая дорожная инфраструктура позволяет при отсутствии школы в том или ином населенном пункте без проблем перемещать учащихся туда, где школа успешно работает.

 

Совсем иное дело – Россия. Российская Федерация – это страна огромных и порой очень сильно удаленных друг от друга территорий. Поэтому из 53 тысяч российских школ более 10 тысяч – это малокомплектные сельские школы.

 

Кстати, еще 10 лет назад в нашей стране насчитывалось около 68 тысяч школ. Но, уже в процессе реализации программы «Модернизации российского образования» начался, так называемый, процесс «реструктуризации» сельской школы. Если же говорить простым и понятным языком, начался процесс уничтожения сельской школы. Что уже через несколько лет привело к пагубным для страны последствиям. Следом за закрытием малокомплектной школы на селе оттуда начался массовый отток молодого работоспособного населения.

 

Весной 2010 года в городе Орле состоялся первый Всероссийский Форум глав сельских поселений. Проблем на нем обсуждалось великое множество. Но каждый выступающий неизменно начинал свой доклад с многострадальной сельской школы. Выходившие на трибуну люди буквально кричали о том, что надо немедленно прекратить эту самую «реструктуризацию». А кое-кто даже плакал. Не образно, а натурально. Потому что эта проблема проняла всех до самой глубины души. И даже министр регионального развития Виктор Басаргин вынужден был начать свое заключительное выступление на Форуме со слов о судьбе сельской школы. То есть, эта проблема тронул за живое всех. Но не руководителей министерства образования и науки, которые даже не удосужились поприсутствовать на Форуме и выслушать мнение сельских руководителей. Зато министерство прислало на Форум потрясающую по своему цинизму справку, которая гласила о том, что только за три года – с 2006 по 2009 – в России было уничтожено 3696 школ.

 

Много раз специалисты задавали вопрос: что это? Недоразумение, некомпетентность или чей-то злой умысел?

 

Для того, чтобы найти на него ответ, надо вернуться еще раз к, так называемой, программе «Модернизации российского образования».

 

Данная программа разрабатывалась сотрудниками Высшей Школы Экономики при непосредственном участии и под руководством группы американских советников. И все это очень хорошо вписывается в проект по уничтожению России как самостоятельного государства.

 

В последнее время много и часто говорят о некоем «плане Даллеса». Но опытные эксперты знают, что на самом деле никакого «плана Даллеса» никогда не существовало. Зато существовала разработанная американскими спецслужбами Директива СНБ (Совета Национальной Безопасности) США от 18 августа 1948 года за № 20/1, которая называлась «Задачи в отношении России». Именно в рамках этой самой Директивы до сих пор происходят с нашей страной довольно странные события.

 

Данная Директива предусматривает организацию «работы» с Россией таким образом, чтобы постепенно она превращалась в некую «Резервную территорию». Для кого, следует лишь догадываться.

 

Даже не склонные к «Теории заговора» сегодня все чаще и чаще задают себе вопрос: случайно или нет идет фактическая очистка территории Российской Федерации от населения?

 

Сегодня мы имеем два важнейших фактора в этом процессе. Население России катастрофически уменьшается количественно и значительно ухудшается качественно. И это может стать для нашей страны настоящей национальной трагедией.

 

При таких условиях к проблемам развития образования надо относиться особенно бережно. Ибо, лишь система образования может способствовать успешному преодолению нависшей над страной опасности. Но это – лишь при условии, если руководить ею будут люди профессионально пригодные и патриотически настроенные.

 

Итак, много или мало в России учителей?

 

При той ситуации, которая сложилась сегодня в социальной сфере нашей страны, в Российской Федерации наблюдается острая нехватка квалифицированных педагогических кадров.

 

Мы до сих пор не преодолели такое страшное для любого государства явление, как детская беспризорность. Но при этом, многие как-то не задумываются над тем, что одна из причин этой самой беспризорности – уничтожение малокомплектных сельских школ.

 

Сегодня Россия вышла на первое место в Европе по детской и подростковой преступности (особенно, связанной с насильственными действиями). И причиной тому – резкое ослабление роли и места школы и других воспитательных институтов общества. В последние годы ощущается острая нехватка педагогических работников, способных отвлечь подростков от улицы и влияния организованных преступных группировок. Прекратили свое существование многочисленные в недавнем прошлом дома творчества, спортивные и музыкальные школы, творческие студии и секции по интересам. Им на смену пришли подворотни с клеем «Момент», «колёсами» и шприцами. И никакими чисто милицейскими мерами эту ситуацию не исправишь. Здесь нужна квалифицированная работа огромной армии педагогов. Которых, в свою очередь, должно поддержать государство. Выделением необходимых помещений, материальным обеспечением и достойным финансированием.

 

Именно в этом заключается эффективная образовательная политика. И именно этим должны заниматься все ведомства. Включая министерство образования во главе с его министром.

 

Но министерство вот уже на протяжении ряда лет до самозабвения увлечено «реформированием». Причем, все это, так называемое, «реформирование» идет лишь во вред системе отечественного образования.

 

С лёгкой руки американских советников наши доморощенные «реформаторы» запустили механизм нормативно-подушевого финансирования в системе образования. И это привело к резкому обнищанию российской школы. Особенно огромной массы малокомплектных сельских школ. И это привело к тому, что уровень и качество образования в различных регионах страны стали резко отличаться между собой.

 

Тогда «реформаторы» придумали новую игрушку, объявив её панацеей от всех бед – ЕГЭ. Причем, саму систему итогового тестирования в России опять-таки разрабатывали под непосредственным руководством американских советников на базе Высшей Школы Экономики. И министерство образования начало его активное внедрение в жизнь. При полном отсутствии утвержденных Законом стандартов образования и при полном разгуле коррупционных схем. Сегодня масштабы фальсификации результатов ЕГЭ приняли в России устрашающие размеры.

 

Но самое страшное в этой губительной схеме заключается в том, что она больнее всего ударила по учителю. Потому что учитель поставлен в унизительное положение репетитора, натаскивающего на тупые тесты для получения удобного для чиновников результата.

 

И вот руководитель министерства образования России Андрей Фурсенко решил окончательно доконать российского учителя, заявив ему во всеуслышание, что он больше никому в этой стране не нужен.

 

А, может быть, нам больше не нужен такой министр?

 

 

 

Сергей КОМКОВ – президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических наук, академик, профессор

5
1
Средняя оценка: 2.8042
Проголосовало: 286