А ведь классики были правы: автомобиль – не роскошь…
А ведь классики были правы: автомобиль – не роскошь…
С учетом нового витка развития автопрома на нашей матушке-планете, с классиками отечественного юмора, сказавшими устами Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендера, что: «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения», добавив при этом, что: «В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда», действительно не поспоришь. Уже невозможно представить нашу жизнь, без автотранспортного средства, как и то, что нашему отечественному автопрому уже восемь десятков лет.
Но это именно так, ибо 29 января 1932 года с автомобильных стапелей (поскольку собирали тогда первые авто, как корабли) Первого Авто-Сборочного завода Нижнего Новгорода сошел первый отечественный массовый автомобиль – ГАЗ – АА, известный, как полуторка.
Отечественным массовым автомобилем он стал далеко не сразу. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений (они между США и СССР были установлены лишь 16 ноября 1933-го), наш давний заокеанский недруг, а точнее концерн «Форда» решил оказать Советскому Союзу (конечно же, за весомый золотой советский червонец) техническую помощь и консультации в строительстве автозавода, а также в организации производства легковых и грузовых автомашин.
Вот так в январе 1932-го появился первый «советский форд», созданный на базе «Форд – АА»
Но заокеанские партнеры, предоставив нам первые комплектующие детали уже устаревшей марки и решившие «привязать» к своим, поистине золотым поставкам, родящийся советский автопром, не рассчитали, что советские инженеры и рабочие сами справятся. Поскольку от смежников не поступала листовая сталь, кабины изготовили из фанеры. Первые автомобили были сделаны по чертежам компании Форда. Однако советские конструкторы критически подошли к фордовской документации, как и отсутствующим комплектующим. Советским инженерам удалось самим создать картер сцепления, рулевой механизм, воздушные и топливные фильтры, грузовую платформу и многое другое. Таким образом, к концу 1931-го, автомобиль на половину был уже советским.
И наступил торжественный день 29 января 1932 года, когда под аплодисменты и крики «Ура!», звуки заводской сирены и бравурные марши, типа «Но от тайги до Британских морей…» с конвейера сошел первый грузовой автомобиль Нижегородского автозавода НАЗ-АА. Именно так называлась первая полуторка. В октябре 1932-го Нижний Новгород переименовали в Горький, ну а НАЗ стал, соответственно, ГАЗом.
К этому периоду завод уже выпускал ежедневно по 60 грузовиков и освоил производство легковых автомобилей ГАЗ-А. Необходимо отметить, что советский автомобиль ГАЗ-АА при всей своей простоте был технически достаточно совершенным. В те годы грузовик представлял из себя автомашину достаточно прогрессивной конструкции. Ну а если добавить к этому «вторую беду» нашего Отечества, то для дорог, т.е. их отсутствия, он стал «проходимцем» на все сто…
Следующие два года стали настоящим прорывом для родившегося советского автопрома, когда завод использовал исключительно все отечественные детали и механизмы.
И пошли первые ГАЗы по всей необъятной стране, строить, восстанавливать, защищать, укреплять, развозить…
Сложным и драматичным был путь становления советской автопромышленности и движения ГАЗ - АА по необъятным и бездорожным просторам. Достаточно вспомнить о замечательном художественном фильме «Директор», рассказывающем, как о становлении самого завода, так и сложных и рискованных испытаниях полуторки.
Да и сам фильм своим трагизмом напоминает драму становления отечественного автопрома и путь первых водителей-испытателей, ведь именно на съемках первой версии «Директора» прямо за рулем полуторки погиб талантливый актер Евгений Яковлевич Урбанский…
Но и фильм состоялся, став самым прокатным в 1969-м, как и полуторка стала основной машиной предвоенного народного хозяйства и Красной Армии. До начала Великой Отечественной войны ГАЗ выпустил в «дорожное плавание» 700 тысяч автомобилей, и еще триста тысяч выпускались различные модификации ГАЗ – АА на ряде других заводов.
А прославленная полуторка стала основной тяговой лошадкой в первые годы войны. И даже когда пришли «Студебеккеры» и «Доджи» полуторка не уступила свое место.
Ведь это про нее и ее шофера была написана известная песня.
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбежка любая.
Помирать нам рановато -
Есть у нас еще дома дела.
Именно она, добрая и безотказная полуторка, стала символом Победы, символом выносливости и надежности. Это о ней говорили ветераны:
Промокшая, озябшая,
По Ладоге петлявшая,
Тонувшая, горевшая не раз
Снаряды доставлявшая
Детей от бед спасавшая
Полуторка, полуторка –
Машина марки ГАЗ.
Ведь именно она строила Днепрогэс и Магнитку, осваивала Сибирь и Дальний Восток, отступала страшными дорогами 1941-го по Украине, Белоруссии, защищала Москву и Ленинград и таки дошла до Берлина!
Сегодня тебе, восьмидесятилетней старушке, практически в каждом городе поставлен памятник. Но самый дорогой стоит там, где ты родилась – в Нижнем Новгороде.
Ты заслужила того, чтобы помнить тебя, дорогая наша полуторка, «машина марки ГАЗ». Ты заслужила честь стоять на постаментах и быть рядом с прославленными Т-34, ведь это ты спасла мир от коричневой чумы и возродила страну после той страшной войны.
29 января этого года выпадает на воскресенье и мне очень хочется. Чтобы мы все вспомнили, что этот день еще и юбилейный для нашего родного и общего автопрома, для нашей полуторки. И когда сегодня на дорогах масса всевозможных марок других автогигантов, я с радостью смотрю на марку ГАЗ, на то, как правнучки полуторки в виде «ГАЗелей» элегантно и красиво повторяют шоссейные вальсы своего далекого и надежного предка.
И лично я в этот день, пойду в Национальный музей истории Великой Отечественной войны в Киеве, чтобы положить на капот полуторки цветы, которые она заслужила за свои восемьдесят лет.
Наша полуторка не стала роскошью. Она действительно стала необходимостью, причем, осознанной. Вот за это мы и любим тебя и за это поздравляем с юбилеем.