Парадоксы Таджикистана

Страны мира подводят сейчас итоги минувшего года. Что удалось совершить, и чего достигли? Что осталось незавершенным и каких усилий и средств потребует их окончательная реализация. Вполне понятно, что и Таджикистан не остался в стороне от этого массового смотра достижений и упущенных возможностей. И если правящая элита отделывается трескучими фразами о двадцатилетии государственного суверенитета и грядущих замечательных перспективах, не подкрепляя их ни какими фактами и цифрами, то у средств массовой информации свой взгляд на завершившийся год. Журналисты единодушно назвали его «годом парадоксов Таджикистана». И если понятие «парадокс» определяется как событие или мнение неожиданное или странное, зачастую противоречащее здравому смыслу, то такая констатация прошедшего года вполне оправданна.

 

Возьмем для примера лишь некоторые из перечня целого ряда таджикских парадоксов.

 

В начале этого года правительством республики было принято решение о выделении земельных участков всем нуждающимся, в том числе учителям и врачам, проживающим и работающим в районах. Намерение благое, что и говорить. Земельный надел при мизерной оплате труда, конечно же, стал бы хорошим подспорьем в упорной борьбе за выживание. На деле же вышло другое. Районные администраторы принялись не выделять, а продавать эти участки, тем самым укладывая в свой карман солидные суммы. Вполне понятно, что учителя и врачи остались далеко в стороне от успешного торга желанной землей. Сигналы с мест дошли до службы Президента республики Эмомали Рахмона. Кое-кто из глав администраций расстался с теплыми креслами, остальные были строго предупреждены, дескать, земля - собственность государства, и никаких своеволий в этом плане быть не должно.

 

Казалось бы, справедливость должна восторжествовать. Но тут же в СМИ появилось сообщение, что постановлением парламента республики соседнему Китаю безвозмездно передано около тысячи квадратных километров таджикской территории. Более того, эта передача названа победой таджикской дипломатии. Сообщение повергло всех в шок. Общеизвестно, что Таджикистан – это девяносто три процента горных массивов и лишь семь процентов приходится на долины, где расположились города и селения, аэропорты, различные предприятия. И понятно, что каждый метр пахотной земли – большая ценность, и тут такой щедрый дар богатому соседу, без объяснения причин и какого-либо комментария. До сих пор победа понималась, как приобретение чего-то ценой военных или иных усилий, а отдать и при этом победить - согласитесь, что-то новое. Налицо противоречие здравому смыслу, но, как пел Владимир Высоцкий: «У отцов свои умы…»

 

Вообще, таджикский парламент, без всяких преувеличений, можно назвать героем года. Его верхняя палата на своих заседаниях не раз толковала о бедственном положении населения республики, которое давно уже балансирует на грани нищеты. Предлагались различные меры по его спасению, немало жилеток было смочено слезами сочувствия, и, наконец, выход был найден. Спросите, какой? Ни за что не догадаетесь. Значительно повысить зарплату самим парламентариям. Логика этого решения очевидна. Говорят, что сытый голодного не разумеет. А если стать очень сытым? Может тогда придет то самое разумение и появится сострадание к голодающим? Во всяком случае, эксперимент осуществлен, посмотрим: какие будут результаты?

 

К слову сказать, и зарплата парламентариям, их пенсии и побочные доходы – все это является государственной тайной. Может быть, потому, что в прессе не раз задавались вопросами политологи и социологи – зачем такой небольшой стране, как Таджикистан, двухпалатный парламент, с его непомерными расходами, полной безответственностью в действиях и откровенным ничегонеделанием. Но эти вопросы остаются безответными, как глас вопиющего в пустыне.

 

Парадоксы в течение минувшего года следовали один за другим. Визит Президента Российской Федерации Д.А. Медведева ознаменовался совместным заявлением с Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном о продлении срока пребывания российской военной базы на таджикской территории на сорок девять лет с последующей пролонгацией. Было еще раз подтверждено, что Россия и Таджикистан являются стратегическими партнерами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако последствия оказались странными. Вскоре после этого, в Таджикистане были арестованы российские пилоты, Садовничий и Руденко, летевшие из Афганистана на двух самолетах и совершившие вынужденную посадку в аэропорту таджикского города Курган-Тюбе. Разрешение на посадку они попросили заранее. Разыгрался судебный фарс. Летчикам инкриминировали нарушение границы суверенного Таджикистана, вторжение в его воздушное пространство, перевозку оружия и наркотиков, которые, правда, в самолете не обнаружили. Но главное - сказать. Садовничего и Руденко приговорили каждого к восьми с половиной годам заключения с отбыванием срока наказания в колонии строгого режима.

 

Поднялась подлинная буря в стакане воды. Средства массовой информации обвиняли Россию во всех смертных грехах, припомнили все, в чем она была и не была виновата, как вдруг…

 

Именно вдруг, словно по мановению волшебной палочки, газетная истерия прекратилась, летчиков при повторном рассмотрении дела освободили прямо в зале суда, и снова замелькали публикации о стратегическом партнерстве и о том, что Таджикистану без России не обойтись.

 

И тут не требуется великого разумения, чтобы понять – в чем дело? Россия – стратегический партнер, но насколько она сильна и принципиальна? А что, если подвергнуть ее проверке? Повод отыскался – прилетевшие российские летчики. Россия оказалась принципиальной и нашла адекватные меры, после применения которых пилотов пришлось отпустить. Значит, у нее есть мощь. Значит, с ней стоит дружить. И стратегическое партнерство продолжается. Может, в этом деле были иные соображения. Но абсурдность ситуации требует абсурдного толкования. Во всяком случае, это наиболее подходящее объяснение полного отсутствия все того же здравого смысла.

 

Еще один парадокс, не вяжущийся с ясной логикой. В таджикских СМИ появилось сообщение, что якобы спикер российского парламента Борис Грызлов заявил: если в Таджикистан не вернутся российские пограничники, Таджикистан пожалеет о своем нежелании принять их. И хотя Грызлов ничего подобного не говорил, и было официальное заявление российского правительства о том, что нет нужды России охранять таджикскую границу, вновь СМИ республики пришли в ярость. Россию обвиняли в имперских амбициях, стремлении взять под свой контроль поток наркотиков, идущий из Афганистана в ту же Россию и страны Европы, публиковались и другие измышления. И в то же время на страницах тех же газет появлялись материалы о прозрачности таджикско-афганской границы, сообщалось, что афганские контрабандисты свободно проникают в Таджикистан, доставляют партии наркотиков, а уходя, прихватывают с собой домашний скот таджикских крестьян, и, более того, женщин и девушек, подростков, очевидно полагая, что в хозяйстве все пригодится.

 

Остается только констатировать: если во всем этом вы пытаетесь отыскать здравый смысл, то только напрасно потеряете время.

 

Ничем не объяснимые события и заявления следовали в минувшем году одно за другим.

 

Так было опубликовано правительственное сообщение, что при попытке задержания сотрудниками силовых структур был убит один из прежних полевых командиров оппозиции Аловиддин Давлятов, известный под кличкой Али Бедаки (житель селения Бедак). Тут же в Интернете появилось сообщение, что Аловиддин Бедаки жив и здоров, и сейчас допрашивается теми же силовиками. Возникает закономерный вопрос: зачем его было объявлять убитым? А может, кому-то удалось оживить бывшего полевого командира, чего, к слову сказать, не удавалось сделать даже небезызвестному российскому колдуну и экстрасенсу Лонго, возвращавшему покойников в этот мир на короткие мгновения.

 

К парадоксам можно отнести и выступление Генерального прокурора Таджикистана Шерхона Салимзода в ООН, на Совете по правам человека, о том, что в Таджикистане в этой сфере дела обстоят благополучно, и международной общественности нет повода беспокоиться. И в это же время таджикские газеты муссировали сообщение, что двое жителей Душанбе – Сафарали Сангов и Бахромиддин Шодиев были задержаны работниками милиции и во время допроса жестоко избиты, что закончилось их смертью. К слову сказать, насилие над задержанными в таджикской милиции – обычная практика.

 

Таджикистан – правовое государство, в котором отсутствует цензура и наличествует полная свобода слова. Тогда чем же можно объяснить явный парадокс, случившийся в его северной части, в Согдийской области? Журналисты, корреспондент узбекского отделения Би-Би-Си Урунбой Усманов, и его коллега Мухаммадюсуф Исмаилов, сотрудник газеты «Нури зиндаги» («Свет жизни»), известные своими острыми публикациями, были задержаны работниками правоохранительных органов и заключены под стражу. Им были предъявлены нелепые обвинения в связях с экстремистскими мусульманскими организациями, клевете на ответственных руководителей области, наконец, в корыстном использовании своих служебных положений и местничестве. Неизвестно, чем бы завершился арест этих двух журналистов, но после вмешательства авторитетных международных организаций и проведенного ими самостоятельного расследования, выяснилась беспочвенность приведенных обвинений и журналисты были выпущены на свободу.

 

Перечень подобных парадоксальных ситуаций можно было бы продолжить и дальше, но и приведенных вполне достаточно, чтобы сделать вывод о том, что минувший год был для Таджикистана поистине годом парадоксов. Тех самых, которые не вызывают улыбку, а, напротив, побуждают задуматься о благополучии во всех сферах жизни суверенного Таджикистана.

 

Прошедший год был годом Кролика – животного миролюбивого и ласкового к людям, и, тем не менее, судя по приведенным фактам, Кролик оказался не на высоте. Наступивший год – год Дракона, известного своей свирепостью и устрашающим видом. Не значит ли это, что таджикские парадоксы не только не изживутся, а, возможно, обогатятся новыми? Уж так не хотелось бы этого…

5
1
Средняя оценка: 2.76208
Проголосовало: 269