Нельзя заключать сделку с Мефистофелем, что бы последний ни предлагал

Удалось посмотреть фильм на благотворительном показе в кинотеатре "Пионер". Перед показом картины выступал и сам режиссёр - Андрей Смирнов. Сказал он там, как мне представляется, две важные вещи, которые внушили мне перед просмотром фильма тревожную мысль о том, что кино, которое мне предстоит увидеть, вышло неудачным. Забегая вперёд скажу, что к сожалению, это моё предчувствие оправдалось. Устрашающие фразы были, во-первых, о том, что режиссёр на фильм получил от спонсоров и государства около 6 миллионов долларов, и он не без гордости может отметить, что на экране видно, что все эти деньги были потрачены именно на кино, а, во-вторых, о том, что сам г-н Смирнов довольно скептически всю жизнь относился к тому, куда движутся его соотечественники, надо признать, что за этой, мною приблизительно процитированной фразой, слышалось, что автор и к самим своим соотечественникам относится по меньшей мере скептически.

В начале - общее впечатление о фильме. Если попытаться охарактеризовать увиденное двумя фразами , то можно констатировать, что в наш прокат вышло добротное, если не сказать мастерски исполненное, безусловно волнующее и впечатляющее кино. Однако это кино снято без любви, а может быть даже с брезгливостью и презрением в отношении его главных героев - России и её народа...

Теперь вернёмся к сказанному Андреем Сергеевичем. Что касается фразы о шести миллионах, то, вероятно, оправдание траты где-то большей части из них видно в первых и последних пяти минутах фильмах. В этих первых и последних пяти минутах активно используются специальные эффекты: в начале показан некий подводный мир, где стоит нарисованная потопленная церковь и плавают нарисованные рыбки, а в конце - показано как огромные потоки воды, опять же нарисованные, сметая всё на своём пути окутывают земную поверхность, причём исполнены эти приёмы неудачно, зрителю абсолютно ясно, что его обманывают. Из контекста фильма становится понятным, что описываемые эпизоды символизируют русскую легенду о городе Китеже, который скрыт от людей под водой, покуда они живут во грехе. На всём остальном своём протяжении фильм являет собой постановку масштабную и красочную, местами натуралистичную, однако же без использованию каких-либо особых специальных эффектов и технических приёмов.

Однако вышесказанное ни в какое сравнение не идёт с вторым посылом Андрея Сергеевича, а именно посылом о русских людях и России. Несмотря на то, что показанное производит сначала впечатление просто персонифицированной истории обыкновенной русской женщины, всё же, при первом приближении, видятся в героях, особенно в главной героине, обобщение всех русских и, в каком-то смысле, всей России. Так, вот, Россия и русские показаны как варвары и дикари, как страна и народ, без которых на Земле, наверное, было бы лучше.

Не хочу, чтобы создалось впечатление, что меня покоробило изображение российской действительности в фильме. Да, жизнь главных героев была показана жёстко, сурово и, в общем-то непригляно, однако, в реальности она могла быть и во сто крат хуже!!! Дело не в том, что показана ужасная жизнь, а в том, как она показана, в том, что автор может разглядеть в этой жизни и за ней. Пастернак когда-то писал: "Я весь мир заставил плакать над красой земли моей!" Художественное произведение может вызывать желание плакать, описывать страдания и даже ужасы, но только, если в нём есть красота и любовь, если же есть одна неприглядность и презрение, то и увиденное\услышанное\прочитанное, пожалуй, иных эмоций вызвать не может.

Как мне представляется, не бывает талантливых произведений искусства о нелюбви. Может быть талантливое стихотворение о любви к женщине, но я как-то не припомню талантливого стихотворения о женщине, написанного с презрением и брезгливостью. Ровно таким образом не может быть кино о нелюбви к какому-либо народу - неважно евреям, американцам, русским или чеченцам.

Мне повезло - на следующий день после просмотра "Жила-была одна баба" я был на нашумевшем спектакле "Бабушки" в театре "Практика". Рекомендую всем, кто не видел, на него сходить. Этот спектакль построен по мотивам воспоминаний реальных жительниц сибирских сёл (некоторым на момент интервьюирования было больше ста лет и они, таким образом, являются ровесницами главной героини смирновского фильма). В спектакле отображена реальная жизнь русской деревни 20 века со всеми "прелестями" коллективизации, голода, иной советской дури, да и просто тяжелая крестьянская "жисть". Это общее у фильма и спектакля. Однако в спектакле в отличии от фильма есть любовь. После его просмотра хочется плакать над красой своей земли... В спектакле есть красота - красота русской души, красота русских песен (которых, кстати, в смирновском фильме почти нет, кроме одной - исполняемой Шевчуком), красота русских характеров.Русские деревенские люди производят впечатление не скотов, к котором в самом лучшем случае можно испытывать только жалость, но ЛЮДЕЙ со сложной судьбой, людей, настоящих и полноценных с их чувствами и даже страстями, с их песнями, с их печалями и радостями... И поскольку эти люди - это свои люди, живущие на одной с тобой земле, одной с тобой культуры, ты начинаешь проникаться любовью к своей земле и к своей культуре, желанием жить на своей земле и сохранять её.

В завершение хотелось бы сказать о тех, кому создатели фильма выразили благодарность. У меня, признаться, после просмотра фильма появилось желание перефразировать известную поговорку и сказать: скажи мне, кто твой спонсор и я скажу, что ты снял за фильм. Среди тех кого благодарили я увидел, например, Романа Абрамовича, Анатолия Сердюкова, любовь Слиску, Анатолия Чубайса, Альфреда Коха, Владислава Суркова. Ну меценатский посыл господ Абрамовича и даже Чубайса мне, в целом, понятен. Чем потряс фильм художественный вкус Сердюкова и Слиски мне понять трудно, боюсь, что оный у них и не сильно развит. А, вот, понетизм со стороны Коха и Суркова вызывает только неприязнь. О негативном, презрительном отношении к России и русским этих людей я могу судить: у первого - из некоторых его интервью, а у второго - из его политической деятельности и романа "Околоноля".

Нельзя заключать сделку с Мефистофелем, что бы последний ни предлагал.

Антон Тарло, по материалам: Афиша

5
1
Средняя оценка: 2.87571
Проголосовало: 177