Натовские ракеты в Турции нацелены на Иран и Россию

После неожиданной отмены запланированного на 17 декабря 2012 г. визита в Турцию президента Ирана Махмуда Ахмединежада мировые СМИ вновь заговорили о геостратегической роли Исламской Республики в регионе Большого Ближнего Востока и в урегулировании ближневосточного конфликта, в частности, в связи с дальнейшим обострением военно-политической ситуации в Сирии. РИА ИРАН НЬЮС (Иран.ру) обратилось с просьбой к военно-политическому обозревателю Владимиру Онищенко прокомментировать это событие и как оно может отразиться на вопросах безопасности Ирана и России. 

Отмену визита президента Ирана в Турцию многие международные эксперты в тон турецкой прессе связывают с заявлениями представителей иранского генерального штаба о том, что размещение на границе Турции и Сирии батарей зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) НАТО "Пэтриот" может резко обострить обстановку вокруг Ирана и даже привести к мировому международному конфликту, фактически к мировой войне. Какова Ваша оценка этого, можно сказать, скандала в дипломатической практике? 

В.Онищенко: Визит Ахмадинежада в Турцию (провинцию Конья) планировался как визит почетного гостя по приглашению премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана для участия в торжествах по случаю 739-й годовщины смерти персидского поэта-суфия Джалаладдина Руми. Это традиционное почитание этого деятеля древней культуры Востока. Но согласитесь, что в данной обстановке, когда турецкие власти идут на размещение ЗРК Пэтриот фактически на северо-западных форпостах Ирана, этот акт в Тегеране был расценен как провокационный, хотя и объявлялось, что ракеты должны противостоять каким-то мифическим ударам ракетно-химического оружия или с воздуха по Турции со стороны дружественной иранцам Сирии. Да, повод для отказа от визита был выбран традиционно дипломатический – якобы нестыковка в графике работы президента ИРИ. Вполне естественно, что МИД Ирана этот факт никак не комментировал, давая понять, что молчание в этом случае не золото, а недовольство враждебными действиями турецкого соседа. 

- В чем все-таки в Тегеране усматривают угрозу для себя от размещения ЗРК Пэтриот вблизи турецко-сирийской границы? 

- Как известно первое громкое заявление по этому поводу сделал начальник генерального штаба вооруженных сил Ирана Хасан Фирузабади. Он заявил о том, что планируемое размещение НАТО батарей ЗРК "Пэтриот" на сирийско-турецкой границе может создать прямую «угрозу начала новой мировой войны». Американцы уже проинформировали турецкое военное командование, что в ближайшие недели развернут на границе с Сирией две батареи ЗРК "Пэтриот" в качестве «меры безопасности» своего союзника по НАТО. Кроме этого, в Турции будут размещены еще ЗРК Германии и две из Нидерландов. Батареи ЗРК будут находиться, как объявлено, под контролем самого главкома НАТО. 

- Но ведь известно, что дальность полета ракет данного класса сравнительно невелика. Места их развертывания в Турции таковы, что они не достанут до иранской территории. 

- Это действительно так – в зависимости от модификации этих ракет их дальность 70-160 км. Иранцы хорошо знают, что эти установки мобильны и, хотя будут находиться примерно в 500 км от иранской границы с Ираном, могут быть переброшены, в случае необходимости, в считанные часы к границам иранских провинций Западного и Восточного Азербайджана. В этом случае жизненно важные объекты и баллистические ракеты Ирана будут находиться под угрозой уничтожения. Это может создать соблазн «безвозвозмездного воздействия» при любом обострении политической ситуации с Ираном. Вот почему начальник иранского генштаба Фирузабади указал, что «это очень опасно для будущего человечества и будущего Европы» и своеобразно назвал натовские ЗРК «черной меткой на карте мира». 

- Когда эта опасность станет для Исламской Республики Иран наиболее реальной? Можно как-то оценить ее по времени? 

- Успокоительные заявления, раздающиеся в США и других странах НАТО, что эти комплексы станут очередной «мерой сдерживания» несговорчивого Ирана или «эффективным средством воздействия» на него в случае конфликта с Турцией (и такой, оказывается, предусматривается, - очевидно, при применении военной силы против Сирии!) – на мировое сообщество уже мало действуют. Не убеждают и заверения генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена, что ракетные комплексы Пэтриот не будут находиться на территории Турции «дольше, чем это необходимо». Как это долго – остается под замками натовских сейфов. Но стало известно, что разворачиваемые НАТО на турецкой стороне границы с Сирией ЗРК поставят на боевое дежурство в конце января 2013 года. Об этом заявил в Брюсселе премьер-министр Нидерландов Марк Рютте после встречи с генеральным секретарем НАТО. 

Справка Иран Ньюс: Турция во второй половине ноября обратилась к НАТО с просьбой о предоставлении ей систем Patriot для защиты от возможного воздушного нападения со стороны Сирии. По данным турецких СМИ, ЗРК планируется разместить в провинциях Диярбакыр, Малатья и Газиантеп на юго-востоке страны. Командный пункт, с которого они будут управляться, будет находиться в Германии на базе НАТО в Рамштайне. 

- Какова позиция России в связи с планируемым размещением ПЗРК Пэтриот на турецкой территории вблизи границ Сирии и Ирана? 

- Российское руководство, как и ранее, считает совершенно неоправданным размещение каких либо противоракетных комплексов под предлогом так называемой «иранской ракетной угрозы». Президент Путин в довольно резкой форме уже делал заявления, что не надо тут шоры надевать на глаза. Все военные приготовления НАТО вдоль южных, юго-западных и западных границ России и союзного государства Беларусь носят далеко не «оборонительный характер». Что касается планирующегося развертывания натовских ЗРК в Турции, то у военных экспертов России есть прямые опасения, что они при любом удобном случае будут использованы в ходе военной операции против Ирана. Более того, появление на турецкой территории ЗРК Пэтриот резко повышает вероятность конфликта с Ираном, поскольку он лишается возможности моментального ответного удара. Часть военных экспертов России вполне разделяют точку зрения специалистов иранской военной разведки, считающих, что развертывание ЗРК Пэтриот под прикрытием защиты турецких объектов со стороны Сирии является реализацией составной части подготовки военной операции против Ирана, планируемой на весну 2013 года. 

- Как Вы можете прокомментировать заявление главы МИД России Сергея Лаврова, что намерение Турции принять у себя на вооружение комплексы Пэтриот повысят вероятность вооруженных столкновений в регионе? 

- Одна причина, как я указал выше, военная, - появляется соблазн решить какие-то вопросы военным путем, мерами военного давления, когда за спиной появляется мощная ракетная подпорка. Вторая – военно-политическая. Здесь надо учитывать все более обостряющуюся обстановку в Сирии и все более ожесточенные попытки оппозиции, поддерживаемой реакционными режимами Персидского залива, странами НАТО ликвидировать вооруженным путем режим Б.Асада. Северо-Атлантический альянс, США действуют здесь главным образом через союзную Турцию. Поставки Пэтриот Анкаре – фактическая поддержка оппозиционных сил в Сирии, которые предпримут новую эскалацию вооруженного конфликта с властями. Российское руководство выражает крайнее опасение, что, если сирийское вооруженное противостояние втянет в себя Турцию и Иран, то это станет напрямую чревато крупномасштабным конфликтом на ББВ не без участия мировых держав. 

- Как это может влиять на национальную безопасность России? 

- На нашу национальную безопасность это, конечно, влияет. Хотя бы тем, что любая эскалация вооруженных конфликтов на ББВ всегда ведет к всплескам терроризма и активизации бандформирований у нас на Северном Кавказе. Обостряется обстановка вокруг наших посольств за рубежом. Надо прямо признать, что пока дипломатические ходы нашего МИДа, переговоры руководителей высшего ранга с так называемыми «западными партнерами» должного положительного эффекта не имеют. Запад практически не отреагировал на критику С.Лаврова относительно ЗРК, а генсек НАТО Расмуссен назвал ее даже «безосновательной». Турецкий премьер Реджеп Эрдоган накануне визита в Анкару Владимира Путина вовсе заявил, что Россию не должны касаться меры безопасности, которые турецкое руководство предпринимает для укрепления безопасности своей страны, в том числе, на случай «агрессивных действий» со стороны правящего сирийского режима. 

- Что может предпринять Москва в качестве ответных мер на усиление угроз как Сирии, Ирану, так и на своих южных подступах? 

- Конечно, вопросы укрепления обороноспособности Ирана – это не часть российской стратегии. То, что делалось и делается в рамках военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном, далеко не соответствует возможностям обеих стран. Под влиянием международных санкций, к которым, как известно, вынуждена была присоединиться Москва, многие программы сотрудничества по поставке вооружений и военной техники в Иран были в последние годы заморожены или приостановлены. Но военно-политическому руководству нашей страны далеко не безразлично, какая обстановка складывается вокруг Ирана в зоне Персидского залива, на этом важнейшем для России театре военных действий. Поэтому все усилия правительства РФ сейчас направлены на укрепление так называемой коллективной безопасности стран-участников ШОС, БРИК, Прикаспийского региона. Активное вовлечение в разрешение ближневосточного конфликта таких супердержав, как Китай, Индия, уже играет свою положительную роль. Одновременно предпринимаются военные меры для усиления обороноспособности союзного государства Россия – Беларусь и наших союзников Центральной Азии по линии ОДКБ и Кавказского региона. 

- Что–нибудь делается Кремлем на высшем правительственном уровне, чтобы не допустить превращения конфликта «Сирия-НАТО» в крупномасштабное противостояние в регионе Большого Ближнего Востока? 

- Совет Безопасности неоднократно обсуждал пути возможного развития конфликта. Есть отчетливое понимание, что без поддержки режима Башара Асада Россией, нашими союзниками в регионе, Ираном, современной Сирии не выстоять. Сирийский народ может быть попросту потоплен в крови. Надо учитывать, что в Сирии, как ни в какой арабской стране, очень большой по численности так называемый «Русский мир» - несколько десятков тысяч человек. Это чисто русские и смешанные арабо-русские семьи. По планам оппозиционных исламистов, именно они подлежат первейшему уничтожению. Напряженность в стране нарастает. Ширится пропагандистский психоз о возможном боевом применении властями Сирии против бандитских формирований, и даже турецких войск, отравляющих веществ. Именно это один из поводов для развертывания силами НАТО ЗРК Пэтриот в Турции. Этот вопрос обсуждался во время визита президента России Владимира Путина в Турцию в начале декабря. Главный итог встречи – российская сторона целиком поддерживает правящий режим Б Асада, не исключает формирование коалиционного правительства, категорически против любой интервенции извне в Сирию. Поэтому будет придерживаться своего права вето в Совете Безопасности ООН в отношении применения какой-либо военной силы, как против Сирии, так и Ирана.

 

По материалам: iran.ru

5
1
Средняя оценка: 2.74051
Проголосовало: 158