Алмаатинец Николай Раевский

 

Перебирала книги. Наткнулась на "Портреты заговорили" Николая Раевского. Самое удивительное, что этот писатель, один из самых известных пушкинистов, жил в Алма-Ате. Родился в России в конце XIX века, а умер в нашем городе, когда мне было восемь лет - в 1988 году. В голове это никак не укладывается. Его прабабка танцевала на балу, разговаривала с Александром Пушкиным, ее учителем был Гоголь.
- Человек он был прекрасный, а преподаватель - никакой, - вспоминала она.
Еще подростком я видела по одному из телканалов интервью с Раевским.
Жизнь его сама по себе была бы прекрасной книгой - увлекательной и неожиданной. Участвовал в Первой мировой войне, оказался в числе белогвардейцев, вместе с остатками армии Врангеля бежал. После революции жил в Европе - Греции, Болгарии, Чехии. Стал энтомологом. Дружил с Владимиром Набоковым.
Однажды случайно услышал, что в одном из чешских замков живет старшая сестра Натальи Пушкиной. Потратил много времени на то, чтобы найти это место. Когда фашисты захватили Чехию, сидел в гестапо. Впрочем, оттуда его отпустили, посчитав безвредным. Когда страну освободили, советские власти отправили его в свой лагерь. Статья, по которой посадили - "за связь с буржуазией". В 1960 году его освободили и Раевский поехал в Алма-Ату. Работал переводчиком в Республиканском институте клинической и экспериментальной хирургии. Знал восемь языков - итальянский, английский, французский, латынь, немецкий, украинский, болгарский, чешский.
70 лет он занимался Пушкиным и всем, что с ним связано. В Алма-Ате написал свои самые известные книги "Если портреты заговорят" и "Портреты заговорили". Изданы они были "Жазушы".

Но не сразу - на проталкивание рукописей ушло несколько лет. Союз писателей Казахстана был против публикации, пришлось подключать Кунаева. Тираж второй книги составил 100 тысяч и она стала как сейчас говорят бестселлером. К ее выходу Раевский уже почти ослеп.
У Николая Раевского был брат, который принял революцию и сражался на стороне Красной армии. Позже его расстреляли большевики. Сестра сидела в Карлаге.
Вот что Раевский писал о Алма-Ате:
"Чем ближе к Тянь-Шаню, тем живее становится природа, а у самой Алма-Аты - великолепие Южной Украины, богатейшие поля, колонны пирамидальных тополей и все это на фоне чудесных гор с заснеженными вершинами. Очарование, да и только...
Ночи в Алма-Ате мне напомнили Грецию - такая же ласковая теплынь, которую я описываю в "Днях Феокриты". Город совершенно удивительный -сплошной старинный парк - гигантские пирамидальные тополя, дубы, лет по восемьдесят-девяносто, акация и разные другие деревья, которые я уже не надеялся когда-либо увидеть. Здания невысокие из-за землетрясений - всего два-три этажа, так что их порой и не видно в этом удивительном парке. Дождей не было давным-давно, листва, к сожалению, пыльная, но растет все буйно, роскошно, стремительно, потому что воды сколько угодно. Вдоль улиц бегут арыки - поливай, сколько хочешь. Ты знаешь, я помню цветники царских резиденций, видел цветы Версаля, Праги, разных чешских магнатов, но Алма-Ату в этом отношении можно сравнить с чем угодно. Площадь цветов в центре города и главный цветник городского парка совершенно изумительны. Сверху вечное солнце, снизу - все время вода, вот и получается почти что тропическое великолепие. Есть в городе красивые здания (например, театр оперы). Но в общем растительность преобладает над архитектурой".
Похоронен Николай Раевский на небольшом кладбище в горах недалеко от санатория “Просвещенец”. На могиле надпись, которую он сам просил сделать: “Раевский Николай Алексеевич. Артиллерист. Биолог. Писатель”.

 

 

Источник:     http://yvision.kz/post/136968

5
1
Средняя оценка: 2.79769
Проголосовало: 173