«Художник слова, крупный и самобытный»

Нурмурад Сарыханов - выдающийся туркменский писатель, один из зачинателей современной туркменской литературы, произведения которого переведены на многие языки мира. Отмеченный печатью яркого дарования, он прожил недолгую жизнь, но став особо любимым туркменским народом. Его небольшие повести и проникновенные рассказы оказались весомее многих томов, которые он так и не успел написать, не прожив и сорока лет.

Всё то немногое, что им создано, согрето истинным вдохновением, искренней любовью к Родине и отмечено чертами большого литературного таланта.
Нурмурад Сарыханов родился в 1906 году в Геоктепе Ахалского велаята в семье дайханина. Грамоте он научился у муллы, а настоящее образование получил позже, окончив Ашхабадский политехникум. Ему были присущи горячая жажда знаний и живой интерес к литературе. Он становится селькором газеты «Туркменистан», затем учится на курсах журналистов в Среднеазиатском университете в Ташкенте. Длительное время - с 1929 по 1937 годы - Сарыханов служит в армии, где проходит путь от военного корреспондента до ответственного секретаря редакции воинской газеты. Здесь у Сарыханова началась серьёзная журналистская практика. От заметок и корреспонденций он перешёл к статьям и очеркам, за которыми последовали рассказы и повести.

С 1937 по 1941 годы писатель работал в редакциях республиканских газет и в литературно-художественном журнале. Эти годы оказались самыми плодотворными в его жизни - он написал ряд новелл и свою знаменитую повесть «Шукур-бахши». Из рядового газетчика он превратился в настоящего писателя, взыскательного и требовательного к себе мастера, художника слова.

В 1939 году Нурмурад Сарыханов становится членом Союза писателей, а когда началась война, он вернулся в армию и, окончив пулемётную школу в Мары, осенью 1942 года ушёл на фронт. Сражаясь в частях 2-го Украинского фронта, туркменский писатель участвовал в освобождении от гитлеровских захватчиков Украины и Молдавии. 4 мая 1944 года Нурмурад Сарыханов погиб в бою. В числе других воинов он похоронен в братской могиле в молдавской деревне Дэлакеу под Бендерами.
За свою недолгую творческую жизнь Нурмурад Сарыханов успел опубликовать лишь один сборник рассказов. Самое крупное из его произведений - повесть «Шукур-бахши» - вышла в свет уже после смерти писателя.

Первый рассказ Н.Сарыханова «Стрелок» был написан им в 1932 году, следом вышли его рассказы «Письмо», «За стрельбу» и поэма «Сила оружия в руках воина». В 1934 году появился в печати рассказ «Радость матери», а в 1935г. - «Два года», который был удостоен премии на республиканском конкурсе. Все эти произведения посвящены армейской тематике. Затем последовали новеллы «Мечта», «Последняя кибитка», «Зять», «Гнев бая», «Белый дом», «Свет», «Книга», «Любовь», «Мерген»... Перу Нурмурада Сарыханова принадлежат повести «Горячие дни» и «Рабыня», дающие реалистическое изображение жизни туркменского народа. Начавшаяся война круто изменила тематику произведений многих писателей. В творчестве Н.Сарыханова тоже появилась военная тема. Он пишет повесть «Вышедшие к свету» и рассказ «Судьба» - произведение большого патриотического звучания. Рассказ «Мать», датированный 15 декабря 1943 года, был прислан им с фронта. Это последнее произведение писателя.

По воспоминаниям современников и друзей писателя, Нурмурад Сарыханов был очень скромным, интеллигентным человеком, всегда был внимателен к окружающим. Он обладал широким кругозором и даром исследователя. Переводчик и друг туркменского писателя Александр Аборский вспоминает о нём: «Скромный, деликатный человек... он словно чуть-чуть обделён чем-то в жизни, но не сетует на жизнь и ничего не требует для себя... В то же время он обладает запасом огромной интеллектуальной энергии, незаурядной культурой. Это художник слова, крупный и самобытный». Постоянно работая над собой, Сарыханов много читал. Произведения туркменских классиков Махтумкули, Кемине, Молланепеса, устное поэтическое творчество туркменского народа были хорошо знакомы писателю с детства. Создавая свои произведения, он не раз обращался к родному фольклору, так умело используя фольклорный материал, что он органически сливался с контекстом.

Нурмурад Сарыханов создал рассказы о своём времени, в них много житейского, волнующего, и надо знать обстановку тех лет, чтобы оценить и понять их значение. Герои его сельских рассказов - простые люди, с их мыслями, заботами, тревогами, чувствами и переживаниями. Созданные писателем образы настолько ярки, что запоминаются надолго. Они волнуют нас, заставляют сопереживать им. Вот Комек и Огулгерек из рассказа «Последняя кибитка». Семья переезжает в новый дом, о котором они мечтали, но так много воспоминаний связано со старой кибиткой, когда-то подаренной матерью Огулгерек, что расставаться с ней до слёз тяжело. Огулгерек просит старика взять в посёлок родную кибитку, чтобы поставить её возле нового дома. И хотя Комек настроен решительно, даже готов «сжечь дотла дряхлую развалюху», но и у него тоже беспокойно на сердце. «Старину обидишь, - говорит пословица, - всё потеряешь». «Пословицы, дедовские обычаи - вещь хорошая, забывать их грешно», - думает Вельмурат ага, другой персонаж, герой новеллы «Книга». Неутомимый труженик, человек большой, доброй души, духовно богатый и необыкновенно честный, он отдаёт за рукопись стихов стельную верблюдицу, кормилицу семьи и три дня пешком идёт домой. Поначалу нам грустно читать о том, как неграмотный мужик разорил своё хозяйство, купив дорогую рукопись, которую не только он, но и никто другой в селе прочитать не может. Зато как потом меняется наше отношение к герою, каким удивительно трогательным предстаёт в финале рассказа этот старик, ни за какие блага не пожелавший отдавать драгоценную рукопись, хотя содержание её он давно уже знал наизусть! Наполненная глубоким смыслом новелла «Книга» раскрывает целую эпоху в истории туркменского народа, показывает трепетное отношение простых людей к культурным ценностям предков.

Широко популярной и особо любимой читателями стала романтическая повесть «Шукур-бахши». В отличие от других произведений Сарыханова действие в ней происходит в давние феодальные времена. В основе сюжета лежит событие, действительно имевшее место в истории. Смелый и отважный музыкант Шукур-бахши отправляется к хану чуждой страны, чтобы вызволить из темницы своего брата. Идёт безоружный, единственное его оружие - дутар. Он принимает нелёгкое решение - состязаться с известным придворным бахши, понимая, что от исхода поединка зависит, вернётся ли его брат в родное село, или же и сам он окажется пленником хана. С удивительной выразительностью описана сцена состязания двух знаменитых музыкантов, один из которых добивается успеха ради спасения брата, а другой старается ради сохранения положения придворного музыканта.

Повесть «Шукур-бахши» была экранизирована. Фильм, снятый по сюжету этого произведения Булатом Мансуровым, вышел на экраны страны под названием «Состязание» в 1963 году.

Время - лучший ценитель любого творчества. И так уж получилось, что именно повесть «Шукур-бахши» получила более широкую известность и завоевала любовь читателей.

Известный поэт и мудрец Востока Саади считал, что каждый человек третью часть своей жизни должен отдать творчеству, чтобы оставить потомкам «чекан своей души». Этим «чеканом души» туркменского писателя Нурмурада Сарыханова и стала его повесть «Шукур-бахши».

 

 

Источник:   http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=2005

5
1
Средняя оценка: 2.63333
Проголосовало: 210