Узбекистан: проблемы политической и социально – экономической стабильности

Узбекистан сегодня -  это не просто одна из стран региона Центральной Азии. Узбекистан находится между Туркменистаном,  Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, имея границу и с нестабильным Афганистаном. Благодаря своему географическому положению Узбекистан играет центральную роль  в регионе. Являясь лимитрофом, Узбекистан имеет множество проблем в самых различных областях, некоторое из которых являются общими трудностями всего региона в целом.

 

 

Узбекистан переживает сложный этап в своем государственном развитии. Политическая, экономическая,  социальная сферы находятся в упадочном состоянии. Каждый день появляется все больше недовольных деятельностью власти.

 

 

Одной из главных проблем стабильности узбекского государства стало не соответствие реальной политической ситуации тому, что в то же время активно провозглашалось правительством, учеными и политологами в обществе. Речь идет о том, что официально власти позиционировали узбекский политический строй как демократическую систему, хотя на самом деле главенствовал авторитарный режим правления страной. Это является особенностью не только Узбекистана, но и других стран региона. Более того, политическая власть в стране имеет характер клановости.  То есть в стране существуют проблемы с преемственностью власти, прослеживаются явные тенденции к авторитаризму, на политику оказывают сильное влияние традиционные клановые отношения. Задача кланов – назначить своих людей в политически и экономически важных центрах, чтобы управлять процессами в выгодном им русле.

 

 

 

Проблема авторитаризма  в Центральной Азии весьма многосложна. Ее экономический аспект показывает, что наличие национальных идеологий, основанных на искусственном соединении различных идей и взглядов,  наравне с общей экономической неразвитостью региона, под эгидой защиты демократии, на самом деле привело к попыткам политических группировок захватить власть в свои руки. Цель была простой:  получить доступ к добыче энергоносителей и затем перераспределять очень высокие доходы. Идеологический аспект заключается в том, что национализм стал практически официальной идеологией в Центральной Азии, так как авторитаризм в совокупности с  этническим национализмом,  криминализацией власти и неразвитостью партийных систем ни к чему иному привести не мог. Этнический  и конфессиональный аспекты проблемы иллюстрируют эскалацию региональных противоречий на ряду со слабой политической стратификацией  и постоянно усиливающейся исламизацией в регионе.

 

 

Характерная черта политического строя: президентская форма правления в сочетании с авторитаризмом означает постоянные изменения законодательства для собственного удобства. Авторитарные режимы практически полностью  блокировали политическую жизнь в регионе и создали неэффективные экономические модели.

 

 

Все это привело к формированию условий для политической дестабилизации и делегитимизации власти во всем регионе и, в частности, в Узбекистане.

 

 

Следует отметить, что президент Узбекистана Ислам Каримов  не имеет практику ввода новых лиц в правительство, наоборот, в течение последних  лет он использует одних и тех же персон, то есть проверенных чиновников.

 

 

 

Другой серьезной проблемой развития страны является водная проблема, которая опять же является общей проблемой региона. Высыхание Аральского моря привело к засолению, заболачиванию и эрозии почвы, что в свою очередь привело к опустыниванию земель. В итоге, с 2000  года урожайность в Узбекистане неуклонно снижается. Поступающие с полей в русло рек Амударьи и Сырдарьи воды стали причиной опасных отложений из пестицидов, появляющихся  на морском дне. Бури разносят соль и ядохимикаты на расстояние до 400 км. Также угрозой является таяние ледников в горах Тянь-Шань, расположенных на границе между Узбекистаном, Киргизией, Казахстаном и Китаем. Таяние ледников увеличивает  дефицит воды в Центральной Азии. В итоге, нехватка воды не дает нормально развиваться сельскому хозяйству.

 

 

Уровень жизни в Узбекистане крайне низкий, проблема деиндустриализации остро дает о себе знать, ведь новые заводы на территории страны практически не строятся, а построенные еще в советское время  с каждым годом приходят все в больший упадок. Более того, практически отсутствуют какие - либо перспективные проекты по развитию экономики страны.

 

 

 

Значительной проблемой для страны является вопрос Ферганской долины. Издревле этот небольшой участок земли составлял географическую и политическую целостность. Но после проведения государственных границ между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном  местность разделилась, из-за чего возник ряд сложностей. Близость с Афганистаном также оказывает свое негативное влияние. Из-за того, что здесь сосредоточено наибольшее количество населения региона, здесь особенно сильно ощущаются проблемы малоземелья, нехватки воды, этнических миграций и политического экстремизма.

 

 

Несмотря на все проблемы развития, Узбекистан не является страной, где абсолютно невозможны какие – либо изменения к лучшему: в сторону демократии, стабильных и продуктивных отношений со своими соседями (в частности с Российской Федерацией), разрешения экономических и водно-энергетических трудностей. Напротив, сегодня как никогда ранее для этого есть все предпосылки, главной из которых является явное недовольство общества сложившейся ситуацией в стране и готовность к переменам. Многое уже сделано: заключены важные соглашения  с соседями о постройке новых ГЭС, разрабатываются проекты по привлечению инвестиций в страну, идет активная борьба с терроризмом и  экстремизмом  в стране. Сам президент страны Каримов недавно заявил, что выступает за изменение системы управления страной. Время покажет, насколько Узбекистан продвинется на своем пути к достижению государственной стабильности.

 

 

Источник:      http://www.velykoross.ru/blogs/all/article_284/

5
1
Средняя оценка: 2.68132
Проголосовало: 182