Узбекистан: проблемы политической и социально – экономической стабильности
Узбекистан: проблемы политической и социально – экономической стабильности
Узбекистан сегодня - это не просто одна из стран региона Центральной Азии. Узбекистан находится между Туркменистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, имея границу и с нестабильным Афганистаном. Благодаря своему географическому положению Узбекистан играет центральную роль в регионе. Являясь лимитрофом, Узбекистан имеет множество проблем в самых различных областях, некоторое из которых являются общими трудностями всего региона в целом.
Узбекистан переживает сложный этап в своем государственном развитии. Политическая, экономическая, социальная сферы находятся в упадочном состоянии. Каждый день появляется все больше недовольных деятельностью власти.
Одной из главных проблем стабильности узбекского государства стало не соответствие реальной политической ситуации тому, что в то же время активно провозглашалось правительством, учеными и политологами в обществе. Речь идет о том, что официально власти позиционировали узбекский политический строй как демократическую систему, хотя на самом деле главенствовал авторитарный режим правления страной. Это является особенностью не только Узбекистана, но и других стран региона. Более того, политическая власть в стране имеет характер клановости. То есть в стране существуют проблемы с преемственностью власти, прослеживаются явные тенденции к авторитаризму, на политику оказывают сильное влияние традиционные клановые отношения. Задача кланов – назначить своих людей в политически и экономически важных центрах, чтобы управлять процессами в выгодном им русле.
Проблема авторитаризма в Центральной Азии весьма многосложна. Ее экономический аспект показывает, что наличие национальных идеологий, основанных на искусственном соединении различных идей и взглядов, наравне с общей экономической неразвитостью региона, под эгидой защиты демократии, на самом деле привело к попыткам политических группировок захватить власть в свои руки. Цель была простой: получить доступ к добыче энергоносителей и затем перераспределять очень высокие доходы. Идеологический аспект заключается в том, что национализм стал практически официальной идеологией в Центральной Азии, так как авторитаризм в совокупности с этническим национализмом, криминализацией власти и неразвитостью партийных систем ни к чему иному привести не мог. Этнический и конфессиональный аспекты проблемы иллюстрируют эскалацию региональных противоречий на ряду со слабой политической стратификацией и постоянно усиливающейся исламизацией в регионе.
Характерная черта политического строя: президентская форма правления в сочетании с авторитаризмом означает постоянные изменения законодательства для собственного удобства. Авторитарные режимы практически полностью блокировали политическую жизнь в регионе и создали неэффективные экономические модели.
Все это привело к формированию условий для политической дестабилизации и делегитимизации власти во всем регионе и, в частности, в Узбекистане.
Следует отметить, что президент Узбекистана Ислам Каримов не имеет практику ввода новых лиц в правительство, наоборот, в течение последних лет он использует одних и тех же персон, то есть проверенных чиновников.
Другой серьезной проблемой развития страны является водная проблема, которая опять же является общей проблемой региона. Высыхание Аральского моря привело к засолению, заболачиванию и эрозии почвы, что в свою очередь привело к опустыниванию земель. В итоге, с 2000 года урожайность в Узбекистане неуклонно снижается. Поступающие с полей в русло рек Амударьи и Сырдарьи воды стали причиной опасных отложений из пестицидов, появляющихся на морском дне. Бури разносят соль и ядохимикаты на расстояние до 400 км. Также угрозой является таяние ледников в горах Тянь-Шань, расположенных на границе между Узбекистаном, Киргизией, Казахстаном и Китаем. Таяние ледников увеличивает дефицит воды в Центральной Азии. В итоге, нехватка воды не дает нормально развиваться сельскому хозяйству.
Уровень жизни в Узбекистане крайне низкий, проблема деиндустриализации остро дает о себе знать, ведь новые заводы на территории страны практически не строятся, а построенные еще в советское время с каждым годом приходят все в больший упадок. Более того, практически отсутствуют какие - либо перспективные проекты по развитию экономики страны.
Значительной проблемой для страны является вопрос Ферганской долины. Издревле этот небольшой участок земли составлял географическую и политическую целостность. Но после проведения государственных границ между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном местность разделилась, из-за чего возник ряд сложностей. Близость с Афганистаном также оказывает свое негативное влияние. Из-за того, что здесь сосредоточено наибольшее количество населения региона, здесь особенно сильно ощущаются проблемы малоземелья, нехватки воды, этнических миграций и политического экстремизма.
Несмотря на все проблемы развития, Узбекистан не является страной, где абсолютно невозможны какие – либо изменения к лучшему: в сторону демократии, стабильных и продуктивных отношений со своими соседями (в частности с Российской Федерацией), разрешения экономических и водно-энергетических трудностей. Напротив, сегодня как никогда ранее для этого есть все предпосылки, главной из которых является явное недовольство общества сложившейся ситуацией в стране и готовность к переменам. Многое уже сделано: заключены важные соглашения с соседями о постройке новых ГЭС, разрабатываются проекты по привлечению инвестиций в страну, идет активная борьба с терроризмом и экстремизмом в стране. Сам президент страны Каримов недавно заявил, что выступает за изменение системы управления страной. Время покажет, насколько Узбекистан продвинется на своем пути к достижению государственной стабильности.