Православие на Украине: проблемы и вызовы
Православие на Украине: проблемы и вызовы
Украина — страна православная и в июле этого года будет широко отмечать 1025-летие Крещения Руси. Однако следует знать, что на территории Украины зарегистрировано 55 различных религиозных организаций, объединённых в 36995 общин.
Самой большой и действенной на Украине является Украинская Православная Церковь, насчитывающая 51 епархию, в которые входит 11393 прихода и 219 монастырей. Три монастыря имеют статус лавры: Киево-Печерский, Почаевский и Святогорский. Украинская Православная Церковь располагает 18 учебными заведениями, среди которых духовная академия в Киеве, Богословская академия в Ужгороде, Православный Богословский институт в Черновцах, духовные семинарии и училища во многих городах Украины.
УПЦ называют Московским патриархатом, потому что она находится в неразрывном духовном единстве с Русской Православной Церковью. А вот так званую УПЦ Киевского патриархата создали политики и отверженный от русского Православия Филарет (Денисенко). Филаретовцы нарушили церковные каноны и порвали связи с каноническим православием, считают себя в противовес Московскому патриархату национальной независимой от Москвы церковью. Но святотатство, какими бы высокими целями и красивыми словами не прикрывалось, навсегда останется святотатством. Поэтому вполне закономерно, что православный мир, а это 15 Поместных Православных Церквей, эту якобы национальную церковь не признают. Так на Украине с 1992 года начался церковный раскол. Церковь, призванная лечить души страждущих, сама оказалась в роли больной. И вот уже 21 год не может эффективно уврачевать свои раны.
В послании митрополита Киевского и всея Украины Владимира архиерейскому собору Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года) отмечается, что «одним из главных вызовов, стоящих перед нашей Церковью, остаётся проблема церковных расколов в Украине. Сегодня значительная часть наших единоверцев по-прежнему находятся вне общения с мировым Православием, находясь в составе так называемых Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)».
Поэтому не удивительно, что на протяжении всех лет независимости религиозная жизнь страны насыщена постоянными конфликтами. Зачастую они подогреваются политиками далёкими от религии, что отнюдь не приносит мир и покой украинскому обществу, и без того раздираемому внутренней политической и экономической нестабильностью.
Об этом убедительно говорят результаты социологического опроса, проведённые Украинским центром экономических и политических исследований имени А. Разумкова (24 апреля 2013года). По его данным, 31,6% респондентов считают причиной межконфессиональных конфликтов борьбу за церковное имущество, а 22,3% из опрошенных считают, что конфликты между различными конфессиями раздувают политики.
То, что политики вмешиваются в церковную жизнь, наглядно подтвердили совсем недавние тревожные события. На сайте Кировоградской епархии УПЦ размещена информация, что 24 апреля около 300-т неизвестных молодчиков из радикальной парламентской партии «Свобода», а к ним присоединились ребятки из «Удара» (вот, оно, истинное лицо партии В. Кличко!) пытались силой захватить Свято-Владимирскую церковь в поселке Новоархангельск Кировоградской области. А всё потому, что община этой церкви накануне приняла решение перейти из Киевского патриархата в лоно канонической Украинской Православной Церкви.
Ещё по указу президента Л. Кучмы (21 марта 2002 года) органы местного самоуправления должны были вернуть все культовые здания прежним владельцам, а владельцем церковного имущества на Украине в подавляющем большинстве случаев была Русская Православная Церковь, так как украинская Церковь до 1990 года входила в неё на правах Экзархата. Теперь это имущество по праву должно перейти Украинской Православной Церкви, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с РПЦ.
Однако благое намерение осталось лишь на бумаге, потому что механизм реституции — возврата отчуждённой у Церкви собственности, так и не были созданы государством. На Западной Украине, где большинство населения является греко-католиками. униатская церковь, не дожидаясь законного решения властей, явочным порядком забирала храмы, принадлежащие общинам Московского патриархата. Мотивируя свои действия тем, что эти храмы до 1946 года, когда униатская церковь в СССР была запрещена, принадлежали УГКЦ. Стоит напомнить, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по этому поводу сказал, что ««до сих пор не решенная ситуация на западе Украины, где в начале 1990-х годов происходил массовый насильственный захват храмов» (2012).
Не углубляясь в сложности межконфессиональных отношений, заметим что правовой нигилизм в этом вопросе только усугубил и без того напряжённые отношения между УПЦ и греко-католиками. А отношения между ними далеко не радужные, что отмечено в уже упоминавшемся послании Блаженнейшего Владимира Архиерейскому собору. В нём замечается, что только униаты признали таинство Крещения, совершаемое Киевским патриархатом. Тогда как все Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы Римско-Католической Церкви и англиканская Церковь проигнорировали обращение к ним УПЦ КП по этому поводу.
А вот совсем свежий пример, как Киевский патриархат пытается вмешиваться в межконфессиональные отношения и жать там, где не сеял. Семь лет назад губернатор Чернигова Н. Лаврик передал Екатерининскую церковь казачьей общине Киевского патриархата. Церковь эта со времён своего основания (1715) принадлежала Русской Православной Церкви, так как Черниговская епархия ещё при архиепископе Лазаре Барановиче (1688) добровольно вошла в состав РПЦ. Только в неразрывном единении с РПЦ видел черниговский архиепископ православную жизнь на украинских землях. И сегодня Екатерининская церковь по праву должна принадлежать сторонникам духовного единения украинского и российского Православия. А потому вполне закономерно, что узнав о неправедном поступке черниговского губернатора, истинно верующие раскинули рядом свою палаточную церковь св. вкмц. Екатерины. И вот уже семь лет в молитвенном стоянии под Екатерининской церковью они требуют возврата своего церковного имущества.
Обе конфликтующие стороны последовательно прошли все судебные инстанции. Судейская коллегия по гражданским делам Верховного суда Украины «услышала звон», но не сообразила, «где он». Своим решением от 2 февраля 2010 года она обязала Черниговскую епархию УПЦ убрать палаточную церковь. Но вот в чём загвоздка: епархия не признаёт палаточную церковь своим имуществом, ссылаясь, что это утварь самих православных. А потому решение ВСУ не имеет к ней ровным счётом никакого отношения. Ситуация сложилась тупиковая, требующая неотложного решения, но отнюдь не силового, а лежащего в правовой плоскости.
Нынешнюю власть её противники обвиняют в протекции УПЦ якобы на том основании, что президент В. Янукович является её сторонником и посещает только её храмы. Заметим, если бы это утверждение соответствовало действительности, черниговский конфликт уже давно бы получил своё логическое разрешение. На самом же деле власти (центральная и местная) демонстрируют свою «равноудалённость» в этом вопросе от всех конфликтующих сторон. А потому спор между канонической и неканонической церквами: кому же должна принадлежать Екатерининская церковь, продолжает тлеть, а в начале этого года даже получил политическое звучание.
Провокационными выглядят появившиеся в некоторых черниговских СМИ статьи с призывами снести палаточную церковь. Авторы этих явно заказных опусов поливают грязью верующих Московского патриархата, настраивают обывателя на негативное к ним отношение, они якобы пятая колонна Москвы. По сути дела, в Чернигове началась очередная кампания сторонников УПЦ КП по дискредитации канонической Украинской Православной Церкви.
Горячим головам стоит напомнить, что принудительный снос палаточной церкви может всколыхнуть православную жизнь не только Чернигова. Ведь о затянувшемся на годы конфликте интересов УПЦ и УПЦ КП известно всей Украине и даже за её пределами. Думается, что черниговская власть это прекрасно понимает, хотя у истинно верующих есть серьёзные опасения на этот счёт. По данным Киевского института религиозной свободы (ИРС), диалог власти и Церкви оставляет желать лучшего. На вопрос: является ли эффективным диалог власти и конфессий на Украине, большинство респондентов (почти 63%) ответило отрицательно, а ещё почти треть посчитали такой диалог эффективным лишь на бумаге.
А потому, пока нет решения, Церковь в своём недавнем обращении к Президенту просит «ввести мораторий, запретить приватизацию имущества, принадлежавшего в своё время религиозным организациям, а ныне пребывающего в государственной и коммунальной собственности...». Прошло уже одиннадцать лет со времени указа президента Л. Кучмы, и проблему эту уже давно можно было бы решить в интересах всех втянутых в конфликт сторон. Но ведь на всё нужна добрая воля, а вот её как раз-то всегда не хватало власть имущим.
Украинская власть всегда при всех президентах поступала в этом вопросе подобно премудрому пескарю из известной сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Пескарь этот из боязни совершить неверный шаг дрожал всю свою жизнь. Вот так и власть дрожит, боится сделать решительный шаг навстречу УПЦ и вернуть ей имущество, экспроприированное в своё время большевиками. В настоящее же время решительный шаг навстречу верующим власть и подавно не сделает, потому что остерегается реакции вошедшей в парламент скандальной националистической партии «Свобода», которая совсем не парламентскими методами продавливает на Украине профашистские и русофобские взгляды.
А потому вполне закономерно, что 13,8% респондентов, опрошенных центром Разумкова, усматривают в конфликтах национальный вопрос. Националисты «свободовского» разлива зациклились на ненависти ко всему русскому. По мнению русофобов, таких как пани Фарион и иже с ней, Россия всегда «гнобила и кривдила» «неньку» Украину. Неудивительно, что Украинская Православная Церковь, которую ярые националисты считают российскою, вызывает у них крайнее неприятие. Ей они противопоставляют УПЦ Киевского патриархата. И пусть эта Церковь нелегитимная в глазах мирового Православия, по хуторскому мышлению национально сознательных деятелей именно она, как истинно украинская, должна определять религиозную жизнь страны.
По данным всё того же центра Разумкова, 33,3% респондентов считают многих священнослужителей политиками. Хотя ради объективности нужно заметить, что УПЦ осуждает политизацию церковной жизни и призывает свой клир не заниматься политикой. А вот священнослужители Киевского патриархата являются ярыми политиканами. Ярким примером сказанному является поддержка Киевским патриархатом «проукраинской» Юлии Тимошенко на президентских выборах 2010 года. Вот вам и национальный вопрос, и политика,
Гражданам Украины уже порядком надоели перманентные войны за передел власти, которые украинские парламентарии ведут между собой в Верховной Раде все годы независимости, прикрывая свою властную похоть словоблудием о «свободе» и «демократии». А потому политикам они склонны доверять меньше всего, и своё предпочтение отдают Церкви, и это невзирая на многоликость и неоднозначность религиозной жизни Украины. Большинство украинцев, а это 66,5%, доверяют Церкви, хотя многие уверены, что Церковь в лице своих иерархов рвётся к власти (30,9% опрошенных центром А. Разумкова). Тут есть о чём задуматься властям и стремящейся на её место оппозиции.
.
***
.
Серьёзная проблема церковного раскола на Украине, на наш взгляд, заключается в его идеологическом, идейном начале.
Как отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Церковь призвана обличать пороки общества. И вот здесь позиции неканонических украинских Церквей весьма уязвимы. О каком обличении или прощении грехов могут говорить Церкви, таинства которых не признаёт мировое Православие?
Немало написано на эту тему за прошедшие годы (взять хотя бы труд В.С. Анисимова «К истории автокефального и филаретовского расколов», Киев, 2002). Лишь отметим, что потуги националистов, а среди них значительную долю составляют националистически настроенные священники, создать на Украине свою национальную церковь всячески игнорируя, ущемляя интересы канонической УПЦ, обречены, в конечном итоге, на провал. Хотя некоторые украинские и даже российские политологи (например, А. Окара) не исключают создание единой Украинской Поместной Церкви в результате переговоров между УПЦ и УПЦ КП. Заметим, что религиозная жизнь Украины политизирована сверх меры, а вот в такой «объективности» политологов видится настойчивая попытка выдать желаемое за действительное.
Свою позицию по поводу переговоров Киевский патриархат высказал ещё в конце 2007 года, когда в «Обращение к архиереям, духовенству и верующим Украинской Православной Церкви Московского Патриархата высказался в том духе, что на самом деле на Украине имеет место не раскол, а «юрисдикционное разделение», продиктованное обстоятельствами времени. И что это разделение обязательно будет преодолено, ссылаясь при этом на пример объединения РПЦ и Русской Православной Церкви Зарубежной (РПЦЗ). А потому нужно начать вести диалог на принципах взаимного уважения и прекращения вражды.
Благородные цели, золотые слова, но сказанные от лукавого. Проблема перевёрнута с ног на голову: неканоническая церковь пытается навязать канонической своё видение проблемы объединения, спекулируя при этом на национальной идее. УПЦ считает, что, если уж вести диалог, то на приемлемых для канонической церкви условиях. А это покаяние раскольников и возврат их в лоно канонической Церкви, а также невозможность вести переговоры с лжепатриархом Филаретом (Денисенко). Естественно, для Киевского патриархата такие условия не являются позволительными, потому диалог между Церквами спущен на тормозах.
И вот что знаменательно, в начале 2012 года окончательно похоронили попытку договориться между собой неканонические УАПЦ и УПЦ КП. И здесь глава УАПЦ митрополит Мефодий главным своим доводом выдвинул требование, чтобы провести объединение без скомпрометировавшего себя в глазах верующих и православной общественности Украины патриарха Филарета.
Нужно заметить, что попытка Киевского патриархата занять в религиозной жизни Украины главенствующее место и подчинить своей юрисдикции Московский патриархат, находит поддержку среди украинских политиков радикального толка. Достаточно вспомнить события пятилетней давности, когда при президенте В. Ющенко отмечалось 1020-летия Крещения Руси (июль 2008 года). Именно тогда, «осенённый» национально-значимой доктриной, Виктор Ющенко попытался объединить под патронатом Киевского Патриархата украинское православие и перевести его под юрисдикцию Константинопольского патриарха. Но Божественное провидение и жёсткая позиция, занятая в этом вопросе РПЦ, а также Предстоятелями Поместных Православных Церквей, позволили пресечь провокационную возню Киева. Константинопольский патриарх Варфоломей І не рискнул взвалить на свои плечи тяжёлую ношу ответственности: признать УПЦ КП Поместной автокефальной церковью и взять её под свой омофор. Так неправедная инициатива президента В. Ющенко по созданию своей национальной церкви потерпела крах.
В ноябре прошлого года в Стамбуле состоялась встреча Константинопольского патриарха Варфоломея с Василием Яременко (директором Института культурологических и этнополитических исследований Межрегиональной академии управления персоналом, литературоведом). На вопрос о возможности создания единой Поместной украинской Церкви Вселенский патриарх якобы ответил, что объединение украинских Церквей, — это вопрос ближайшего времени?! Необходимо только совместное заявление по этому поводу владык (нужно понимать, Владимира (Сабодана) и Филарета (Денисенко)), а также президента. Эти слова, якобы сказанные константинопольским патриархом, явно не согласуются с мнением РПЦ, которая считает, что в настоящее время вести переговоры о создании на Украине Поместной церкви неуместно.
Вот уже много лет муссируется слух о проведении Восьмого Вселенского собора, инициаторами которого являются Вселенский патриарх Варфоломей І и РПЦ. И все эти годы можно услышать разные голоса: в поддержку и против его проведения. На соборе должны обсуждаться десять вопросов, и восемь их них уже согласованы. Один из двух несогласованных вопросов касается т. з. пентократии — правления пяти. На эту роль в православном мире претендуют по старшинству Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская патриархии. Их влияние в Православном мире никто не оспаривает. А вот на пятое место претендует сразу несколько Церквей: Кипрская, Румынская и Русская. РПЦ занимает пятое место в диптихе Православных Церквей и является самой многочисленной, а потому, думается, законно претендует на руководящую роль в православном мире. Но пока этот вопрос не согласован, и точная дата нового Вселенского собора совсем неясна.
Можно было бы и не упоминать о подготовке Вселенского Собора, хотя, думается, вопрос этот наболевший. Ведь последний Седьмой Вселенский Собор (Никейский) состоялся в787 году, за прошедшие века многое изменилось в жизни православных народов, и требует нового взгляда и новых неотложных решений отцов Церкви. Вот на эти решения и надеются апологеты неканонической Церкви на Украине. Они мнят, что четыре наиболее авторитетных в православном свете патриарха официально выскажут своё мнение в поддержку создания Украинской Поместной Церкви, независимой от Москвы. Якобы Церковь на Украине всегда находилась в каноническом единстве с Константинопольской патриархией, никогда юридически от неё не отпадала. А потому УПЦ является противоправной организацией на территории Украины. Как видим, жёсткая идеологическая борьба за души украинским верующих не затихает, а приобретает новые политические формы.
.
Проблемы внутри УПЦ МП
.
В свете вышесказанного обоснованную тревогу вызывают серьёзные разногласия внутри УПЦ. И связаны они, прежде всего с именем молодого архиепископа Александра (Драбинко), личного секретаря митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).
Нет нужды подробно пересказывать все перипетии возвышения этого молодого священника УПЦ. Они широко известны. Хочется лишь заметить, что он окончил с золотой медалью школу в городке Корец Ровенской области уже в независимой Украине (1994). В эти годы преподавание в украинских школах велось в духе националистического «свободомыслия», круто замешанного на негативном отношении ко всему «русскому» в истории Украины. Что, впрочем, не помешало молодому человеку успешно окончить Московскую духовную семинарию (1998), а потом Киевскую духовную академию и за короткий срок пройти большой путь в «табели о рангах» УПЦ.
Но вот эта «червоточинка» в восприятии истории Украины «взорвалась» в деятельности Александра Драбинко уже на ответственных церковных постах. К примеру, его «законотворчеству» принадлежит организация сайта «Православие в Украине», антироссийского и провокационного по своей сути, направленного на подрыв доброжелательных, дружественных отношений между УПЦ и РПЦ. Можно много ещё перечислить грешных деяний молодого архиепископа (допустим, он собрал вокруг себя людей, настроенных враждебно к Русской церкви, но благожелательно к сторонникам Киевского патриархата). Особенно это наглядно проявилось, когда Александр Драбинко стал председателем Отдела внешних церковных связей УПЦ, а во время болезни митрополита Киевского и всея Украины Владимира возглавил комиссию по временному управлению Киевской епархией. В конечном счёте, всё его неблаговидные поступки вызвали негативное к нему отношение иерархов Украинской Православной Церкви и простых верующих.
А потому на заседании Священного Синода УПЦ, проходившего под началом влиятельнейшего митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина), архиепископа Александра Драбинко сняли со всех занимаемых им должностей (21 февраля 2012 года). С формулировкой, что его «недостойное поведение, интриганство и образ жизни сеют смуту и подозрение среди епископата и духовенства, порождают большое смущение среди верующих».
.
***
.
А какую же позицию в украинском вопросе занимает Русская Православная Церковь? В уставе РПЦ записано, что «Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью», а её юрисдикция распространяется «на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии…».
А потому ущемление прав верующих, посещающих приходы канонической Украинской Православной Церкви, всегда будет вызывать неприятие РПЦ, в нарушении их прав она видит покушение на целостность своей канонической территории.
И как тут не вспомнить преподобного Лаврентия Черниговского (1868 — 1950), человека простого, но истовой веры, сторонника Русской Православной Церкви. И сегодня к его мудрым высказываниям прислушиваются истинно православные. Великий старец предрекал православным на Украине раскол, когда против РПЦ выступят самосвяты и лжепророки, а виной будет митрополит киевский (читай — Филарет — В.Т.). Но непременно придёт время, когда раскол сгинет, а люди будут каяться, что плохо защищали «всё русское, святое».
Глубокой верой проникнуты его слова о единстве православных народов Украины, России и Беларуси. Именно они являются сакральной, священной первоосновой Святой Руси. И расчленить её невозможно, как нельзя разобщить Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Дух Святой! Как бы этого не хотелось всевозможным лжепророкам и безбожникам, науськиваемым из-за «бугра».
Искренне хочется верить, что бесовские хороводы, закружившиеся в религиозной жизни Украины с подачи политиков и самосвятов, обязательно уйдут в небытие. А на Украине снова восстанет Единая Православная Русская Церковь. И то ведь, князь Владимир крестил Русь, а не Украину. Церковь в древней Руси называлась Русской, и об этом историческом факте всегда нужно помнить.
Вот на этой оптимистической ноте и хотелось бы завершить свои раздумья о вызовах, стоящих перед украинским Православием.
.
Изображение: Васнецов В.М. Крещение Руси.