Культ Калиновского как долгоиграющий агитпроект в Белоруссии

В связи с 150-летним юбилеем польского восстания 1863 г. год 2013-й объявлен белорусскими националистами годом Кастуся Калиновского – одного из лидеров польских повстанцев в Северо-Западном крае Российской империи. Под это «затачиваются» выступления белорусских оппозиционных лидеров, издаются соответствующие книги и газетные публикации, создаются тематические сайты в Сети.

Начнём с того, что такого человека, как Кастусь Калиновский, не существовало. Был Винценты Константы Калиновски, уроженец Гродненской губ., потомственный польский шляхтич герба Калинов. В гимназические годы сблизился с польскими революционерами, в частности, с Зигмунтом Серковским, который, будучи чистокровным поляком, называл себя в пропагандистских целях «украинцем с правого берега Днепра».

Калиновский позже пошёл на ту же хитрость, позиционируя себя, как белоруса, но делал это в особой форме. Например, издавал белорусскоязычную газету «Мужицкая правда» («Mużyckaja prauda»), но печатал её на латинице, и проводил мысль, что белорусы – часть польской нации (именно нации, не народа). Известны его слова: «Мы, что живём на земле Польской, что едим хлеб Польский, мы, Поляки из веков вечных». Землёй польской для Калиновского была вся территория Речи Посполитой в границах 1772 г. Чтобы ещё тщательней замаскироваться под белоруса, он подписывал свои воззвания «Яська-хозяин» («Письмо Яськи-хозяина из-под Вильни к мужикам земли польской»).

«Мужицкая правда» агитировала белорусских крестьян подключаться к польскому восстанию и противится инициативам царского правительства. Поскольку большинство белорусов были православными, Калиновский и его коллеги часто нападали на православие, называя её «верой собачьей» и «схизмой», и призывали белорусов переходить в униатство.

Критикуя империю православную (Россию), Калиновский мечтал о воссоздании империи католической (Речи Посполитой). Нельзя отказать Калиновскому в стратегическом чутье. «Мужицкая правда» морально уравнивала «немца» и «москаля», два государства, участвовавших в разделе Речи Посполитой, призывала крестьян осознать, что эти двое суть одно, единое зло.

Идея сделать из поляка Винцента Калиновского белоруса Кастуся пришла в голову прозападно настроенному белорусскому националисту Вацлаву Ластовскому. Ластовский был премьер-министром провозглашённой немцами в годы Первой мировой войны Белорусской Народной Республики, которая срочно нуждалась в белорусских «героях»-русофобах. Калиновский идеально подходил под эту мерку. К тому же, Калиновский оставил знаменитые «Письма из-под виселицы» - написанные по-белорусски во время содержания под стражей перед казнью за антироссийскую деятельность и террор против местного населения.

«Письма из-под виселицы» - последний «выстрел» обессиленного мятежника, не рассчитывавшего на помилование. В «Письмах…» Калиновский призывает белорусов к сопротивлению русификации (хотя русифицировать Белую Русь всё равно, что полонизировать Польшу или германизировать Германию), борьбе с Россией и лояльности польскому государству.

Сегодня «Письма…» Калиновского, с лёгкой руки Ластовского переименованного в Кастуся, используются белорусскими национал-партикуляристами как обоснование принадлежности Кастуся к белорусскому народу. Отталкиваясь от этого мифа, конструируется миф более масштабный, гласящий о том, что характер польского восстания 1863 г. был общенародный, и три народа (поляки, литовцы и белорусы) боролись против русского царизма. Этот миф гармонично налагается на словосочетание «польское восстание». Дескать, потому оно и было польским, что ни белорусы, ни литовцы не мыслили себя без польского государства, и жертвовали ради него жизнью.

sierhiewicz_kkiwurap.jpg Кастусь Калиновский в белорусском искусстве.

Кастусь Калиновский, как исторический персонаж, подкрашенный «под белоруса», намеренно политизируется, и ему отводится роль идола, вокруг которого ещё долго будут происходить политические камлания националистических «шаманов». Трезвомыслящие историки могут сколько угодно доказывать, что Калиновский был, прежде всего, человеком с польским шляхетским сознанием, отказывавший белорусам в праве жить где-то, кроме Речи Посполитой (даже их вера для него – собачья), но национал-шовинистический персонал в Белоруссии, как какой-нибудь Осёл Верблюдович, будет твердить зазубренную формулу о Кастусе, белорусском герое.

Польский МИД поддерживает мифотворчество белорусских националистов, что можно рассматривать как продолжение политики «прометеизма» в её информационном срезе. «Прометеизм», как окончательно оформленная стратегическая доктрина, появился позже, с приходом Юзефа Пилсудского, но «прометейские» мотивы всегда присутствовали в польской патриотике, и разложение Российской империи на слабые, полуживые осколки было первейшим стремлением приверженцев Польши «от моря до моря». Фигура Калиновского служит символом польско-белорусско-литовского единения XIX в. (пусть и фальшивого, ибо массовой поддержки белорусов повстанцы так и не получили), и антироссийский посыл идеи такого единения пытаются перетащить из века XIX в век ХХI.

В 2008 г. Польша выделила 1,2 млн. евро для стипендиальной программы им. Калиновского. Программа рассчитана на белорусских студентов и является одним из самых крупных в Европе. Её разработкой занимался Центр изучения Восточной Европы Варшавского университета, Министерство науки и высшего образования и МИД Польши. Обязательным критерием отбора её участников является участие в оппозиционной деятельности и прозападные политические взгляды. Студенту из Белоруссии, в антиправительственных заварушках и высказываниях не замеченному, попасть в список стипендиатов очень сложно.

Культ Калиновского – это долгоиграющий агитпроект, который будет актуальным всегда, и сегодня, и через 10 лет, точно так же, как он был актуален в середине 1990-х, когда в Белоруссии был введён орден им. Кастуся Калиновского (в 2000-х упразднён). Актуален будет по той причине, что в Белоруссии веками присутствует прозападно-католическая общественная прослойка, пользующаяся мощной поддержкой соседнего государства.

5
1
Средняя оценка: 2.77477
Проголосовало: 222