Казахстан поможет Турции вступить в Таможенный союз?

Недавнее заседание Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств в Минске преподнесло сенсацию. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил, что президент Турции Абдуллах Гюль обратился к нему с запросом, нельзя ли и Турцию принять в Таможенный союз

По словам Назарбаева, "Турция - большая страна, у нас есть общие границы, это крупная страна с крупной экономикой". Нурсултан Назарбаев обосновал возможность позитивного отношения со стороны Москвы, Минска и Астаны к желанию Анкары тем, что после этого на Западе перестанут считать, что Казахстан, Белоруссия и Россия создают СССР. Тогда бы, сказал он, отпала любая критика.

Возможно, это так, но, как известно, крупные интеграционные союзы создаются не для того, чтобы "уйти от критики" будь то с Востока или Запада. Они всегда вызваны стремлением тех или иных стран объединить свои экономические и другие потенциалы для того, чтобы выстоять в жесткой мировой конкуренции.

Турция и Россия намерены довести свой товарооборот до 100 млрд долларов, с Казахстаном до 10 млрд, с Белоруссией до 1 млрд долларов. По прогнозам экспертов, в общей сложности товарооборот Турции со странами ТС может достигнуть 150 млрд. Это будет фактически означать интеграцию экономик стран ТС на огромном географическом пространстве. Но это – в теории. На практике все пока выглядит иначе.

Далеко не случайно то, что президент Назарбаев решил именно сейчас озвучить желание Анкары вступить в Таможенный союз. На днях Европейский союз объявил о намерении возобновить переговоры о вступлении Турции в свой состав, чтобы, как заявили участники Совета постоянных представителей 28 стран Евросоюза на встрече в Люксембурге, "подтолкнуть Турцию к строительству демократии".

Турция является одной из стран-основательниц Совета Европы. Однако разговоры о прямой ассоциации с Европой ведутся лишь с апреля 1987 года, после того как Турция подала заявление на вступление. Прошло 26 лет, но воз и ныне там. Более того, процесс переговоров о приеме Турции в ЕС был приостановлен в июне этого года после жесткого подавления акций протеста в Анкаре. В этой связи Анкара не раз делала заявления, что она разочарована Европой и может использовать имеющиеся альтернативные варианты для интеграции.

К тому же она видит, что страны ТС не выставляют ей никаких специальных условий для участия в проекте, что дает возможности для турецкой дипломатии маневрировать в своем диалоге с ЕС. Кроме того, Турция не отказывается от общетюркского интеграционного процесса, выстраивает планы по созданию нечто подобного ЕС на Ближнем Востоке или в части Восточного Средиземноморья с участием Грузии и Азербайджана.

Но это сегодня. Завтра все может быть иначе, когда Турция окончательно убедится в том, что Европа просто не желает видеть ее в качестве полноценного члена союза по многим экономическим, политическим и военным причинам, и станет серьезно и конструктивно обращать свои взоры в сторону ТС.

Если она официально обратиться к "тройке" по поводу членства ТС, то, учитывая объемы, масштабы турецкого рынка, перспективы развития Ближнего Востока в целом, будут и приниматься конкретные решения. Тогда, как заявил президент России Владимир Путин на заседании Высшего евразийского экономического совета в Минске, перед "тройкой" - Россией, Казахстаном и Белоруссией - встанет вопрос о выработке конструктивных механизмов взаимодействия с новыми партнерами, желающими присоединения к ТС, в том числе и с Турцией.

5
1
Средняя оценка: 2.72581
Проголосовало: 248