Под знаком Густыни — «созвездием веры, надежды, любви…»

Посетить Густынский монастырь, что находится в Прилукском районе Черниговской области, хотелось уже давно, но всё как-то не получалось. Приходилось бывать в Прилуках, от них до Густыни — рукой подать, но пути-дороги всё вели мимо обители. А уж очень хотелось увидеть чудотворную икону Густынской Божьей Матери и расспросить монашек о преданиях, связанных с историей монастыря. И кто его знает, сколько бы так вот пришлось предаваться мечтам, если бы моё желание не осуществилось чудесным образом.
Ну что уже может удивить зрелого человека в череде устоявшихся будней, когда всё уже известно заранее и точно знаешь, как проведёшь день? Вот так и живёшь, втиснутый в жёсткие рамки неотложных обыденных дел, затягивающих своей монотонностью, от которой порой становится нудно.
Но вот неожиданный звонок, и предложение поехать с черниговскими писателями в Прилуки, нужно передать в колонию для несовершеннолетних одежду и книги, и пообщаться с осужденными. Об этой колонии слухи ходили разные, а потому вдруг появившуюся возможность побывать там и познакомиться с жизнью её воспитанников принял без колебаний.
И вот наша группа из четырёх человек ещё затемно выехала из Чернигова. Стояла середина октября, но было довольно тепло. Председатель черниговской областной организации национального Союза писателей Украины Елена Конечная довольно уверенно вела автомобиль, за окнами мелькали осенние пейзажи Полесского края. Путь предстоял неблизкий, в завязавшемся разговоре выяснилось, что предварительная информация о поездке была не совсем точной.
Оказалось, что мы не ограничимся только посещением воспитательной колонии. Это лишь часть весьма насыщенной нашей программы, а нужно ещё побывать в Густынском монастыре и принять участие в презентации книги именитой прилукской поэтессы, члена национальных Союзов писателей Украины и Беларуси, лауреата многих украинских и белорусских литературных премий Лилии Бондаревич (Черненко). А за свою книгу «Игуменья Вера: «Мы все — дети Бога…» она удостоилась звания лауреата Большой литературной премии Союза писателей России и фонда Иоанна Златоуста в номинации «Славянское братство» (2011).
И поездку в колонию, и посещение Густынского монастыря организовала именно Лилия Черненко. В прилукской колонии она работает, а с настоятельницей Густынского монастыря игуменьей Верой её связывает многолетняя дружба. Свою новую книгу «Густынские этюды. Духовная поэзия», на презентацию которой, собственно, мы и едем, она посвятила именно ей.
Вот так неожиданно поездка в Прилуки перекликнулась с давней моей мечтой побывать в Густынском монастыре. Истинно Божье Провидение управляет нашей жизнью!

.
***

.
Возле колонии нас уже поджидала Лилия Черненко, уладив с её помощью все формальности на пропускном пункте, мы прошли на территорию пенитенциарного учреждения. Чистый асфальтированный двор и клумбы с цветами оставили первое хорошее впечатление. Мимо церкви вмц. Анастасии Узорешительницы прошли в школу. Ухоженные классы, всё в них сделано руками учителей и учащихся, цветы на подоконниках, а в небольших уютных кабинетах аквариумы с рыбками и черепахами. Заместитель директора школы Нина Лобода провела нас в школьный музей народоведения, тут собраны предметы старинного обихода, раритетные коллекции украинских народных костюмов, рушников, посуды, воссоздан интерьер старой украинской хаты. А на выставке декоративно-прикладного искусства, все экспонаты (иконы, шитые бисером, писанные маслом картины, большая модель парохода и многое-многое другое) сделаны руками воспитанников колонии.
.
В общежитии нас встретил дежуривший здесь подросток, и сразу напросилось сравнение с армией, подумалось, что этот парень — просто дневальный по казарме. Он показал нам спальную комнату: все койки в один ряд (насчитал 18), аккуратно застелены добротными одеялами, между койками стоят тумбочки с цветами.
Встреча с активистами журнала «Горизонт», издающегося в колонии, прошла в школьном кабинете этики и эстетики. Черниговские писатели рассказали о своём творчестве, перед подростками выступили автор приключенческих повестей и романов Елена Конечная, молодой и талантливый прозаик Елена Печорная, автор книг о черниговских святых, храмах и монастырях Черниговщины Вячеслав Демиденко, краевед Виталий Топчий. А «горизонтовцы» читали свои стихи, непосредственные и очень трогательные.

.

«Собираются тёмные тучи
Над безумной моей головой:
Срок тюремный мне друг и попутчик
Забери меня мама домой…
.
Всё как будто хожу я по кругу,
Чёрный ворон кружит надо мной:
Я раздавлен, затравлен, напуган —
Забери меня, мама, домой.

Твоё имя теперь как молитва,
Днём и ночью всё время со мной:
От беды защищает и бритвы —
Забери меня, мама, домой!».

.
Вот это беспомощное, детское, звучащее рефреном в каждом четверостишии «Забери меня, мама, домой!» взволновало и запомнилось.
Лилия Черненко рассказала о воспитательной работе в колонии. У каждого из этих ребят своя судьба, порой очень тяжёлая, по разным обстоятельствам оказались они здесь, но для персонала учреждения ко всем отношение ровное и доброжелательное. Ребята чувствуют эту доброжелательность и стараются оправдать хорошее к ним отношение. Ведь многие из них не видели материнской любви и ласки, росли в неполноценных семьях, а то и вовсе без родителей. С первых своих детских шагов они не ощущали радость от произнесённого вслух слова «мама», не знали что такое родительская любовь, а потому замкнулись, колючками недоверия отгородились от внешнего мира.
Слушая её, подумалось, если любовь и красота призваны спасти мир, то духовное возрождение вот этих ребят началось здесь, в прилукской воспитательной колонии, где опытные педагоги учат своих воспитанников Любви, Добру и Красоте (недаром тут всюду так много цветов!). Учат по-новому воспринимать большой сложный мир, в котором они, не успев встать на ноги, разуверились и потерялись.
Никто не говорит, что обучение даётся легко, тяжело растормошить душу, успевшую в свои малолетние годы вдоволь познать изнанку жизни. Но многие подростки благодаря своим учителям оттаивают душой. И тогда на уроках этики и эстетики на вопрос, а что же такое красивое в вашем представлении, они отвечают, что это ««летящие аисты; девчонка в короткой юбке; запах пирога с вишнями; дождь за окном; песни украинского народа». А некрасивое им представляется как «битые стёкла; злые собаки; свалки; мать, которая бьёт свои детей; когда старшеклассники забирают деньги у младших; исколотые наркоманы». И вот в этих ответах отражаются их мечты и нередко печальный жизненный опыт.
Особо хочется сказать о журнале «Горизонт», которому подростки поверяют свои мысли и думы. Его шеф-редактором является начальник колонии Вячеслав Радченко, а главным редактором Лилия Черненко. Журнал единственный в своём роде во всей пенитенциарной системе Украины, выходит на украинском и русском языках вот уже на протяжении 27 лет. В прошлом году на XV Национальном конкурсе школьных газет, проходившем в Николаеве, получил «Гран-при».
Несколько экземпляров «Горизонта» нам подарили, и уже просматривая его дома, наткнулся на поразительные строки — крик юной души, лишённой с младенчества материнской любви, а потому не верящей, что есть на свете настоящее, не придуманное чувство, которое согревает сердца и помогает выстоять во всех жизненных невзгодах.
«Со всех сторон (песни, фильмы, книги) говорят нам о верной и бессмертной любви. Мужской, женской, материнской. О какой любви вы там шепчете? Моя мама бросила меня, положила на крыльцо Дома малютки в пелёнках, и я чуть не умер от воспаления лёгких! Глядя на нынешнюю любовь, которую показывают по телевизору, ещё раз убеждаюсь в том, что она — продажна. Никто никого не любит «просто так» — любят за машины, брендовые шмотки, за какие-то там «стекляшки» для ушей, за карьеру. Ауу! Кто полюбит меня просто так, за то, кем я есть?..».
Тяжело достучаться до сердца разуверившегося в добрых чувствах подростка, а вот журнал «Горизонт» сумел, на его страницах приоткрылась эта отчаявшаяся душа. И в этом большая заслуга редколлегии журнала, неравнодушных к своей такой непростой работе людей. Ещё Пётр Ι сказал, что «"Тюрьма есть ремесло окаянное, и для скорбного дела сего зело истребны люди твердые, добрые и веселые». Вот такими людьми можно назвать педагогический коллектив прилукской воспитательной колонии для несовершеннолетних, они умеют пробуждать в душах своих подопечных ростки Веры, Надежды, Любви.
Колонию мы покидали с противоречивыми чувствами. Этим ребятам не повезло в жизни, их предали самые близкие, а ведь они, как и все их сверстники мечтали о счастье, хотели тепла и любви. Но судьба зло посмеялась над ними, и только в неволе у них открылись глаза, что есть совсем другая жизнь, что можно спать на чистых простынях и быть сытым. И пусть мои слова покажутся кому-то напыщенными, но эти ребята почувствовали искреннюю, а не показную заботу взрослых, а потому они полны новых надежд.
Однако быть ли им действительно счастливыми, когда выйдут на свободу, — зависит во многом от них самих. Вряд ли за порогом колонии их встретят с распростёртыми объятиями, кого-то опять будут тянуть прежние знакомства и связи. И к этому нужно быть готовым, и чтобы не поступиться Надеждой, за свою новую жизнь им придётся отчаянно биться.

.
***

.
А Лилия Васильевна уже поторапливала в Густынский Свято-Троицкий монастырь к игуменье Вере, с которой её связывала давняя и большая дружба, именно ей она посвятила свой новый сборник стихов «Густынские этюды. Духовная поэзия».
Обитель встретила тишиной, опрятный, ухоженный облик храмов умиротворял, а лёгкий шелест опадающей листвы лишь усиливал впечатление от царившего тут покоя. Нас приветила игуменья Вера и провела в соборный Троицкий храм. Его интерьер дышал свежестью и убранством, божественные, святые лики взирали с обновлённого иконостаса, стен и куполов. Слева от иконостаса перед аналоем находился чудотворный образ Густынской Божьей Матери, который так мечталось увидеть, а вот теперь приложился к нему. А пока игуменья Вера и Лилия Черненко о чём-то беседовали, прошёлся по территории монастыря и осмотрел все его храмы.
.
Монастырь основал в 1620 году киево-печерский иеромонах (священник) Иоасаф. И место выбрал удачное, заросший густым лесом остров на реке Удай. Уже более 400 лет пронеслось над обителью, не раз она горела, и не единожды закрывалась. Господь не оставил обитель Своей милостью, неустанными молитвами и трудом иноков неизменно она отстраивалась, а после очередного пожара перенесли её с острова ближе к селу Густынь. Густынский Свято-Троицкий монастырь богател и набирал силу, слава о нём как светоче Православия ширилась далеко за пределами Украины.
Патриарх Феофан, возвращаясь из Москвы в Иерусалим, навестил знаменитую обитель (1620). Ревностный адепт Православия, иерусалимский патриарх известен тем, что восстановил Киевскую митрополию, упразднённую Речью Посполитой. А через 55 лет первый черниговский архиепископ Лазарь Баранович освятил в обители новый Свято-Троицкий храм и рукоположил в нём в сан иеромонаха Дмитрия Туптало. В историю Русской Православной Церкви он вошёл как святитель митрополит Дмитрий Ростовский, автор жития святых православной церкви, так званых Четий-Миней. Бывал здесь и Т.Г. Шевченко, и даже написал несколько акварелей с видами монастыря.
Здесь была написана известная Густынская летопись, авторство её приписывают известному церковному деятелю Захарию Копыстенскому, ярому противнику униатской церкви. Долгие столетия Густынский монастырь был мужским и только во время Великой Отечественной войны, при немцах, стал женским. Это объясняется стремлением немцев заручиться поддержкой населения оккупированных территорий, вот, мол, коммунисты закрывали церкви и монастыри, а мы открываем. Но война отгремела, и до поры-времени власть Церковь не трогала, памятуя её заслуги в военные годы. И звон монастырских колоколов ещё долго оглашал окрестности Густыни. Но воинственный атеизм не мог мириться с Церковью, а потому храмы и монастыри стали вновь закрывать, густынские колокола замолчали в 1959 году.
Новая страница в истории Густынского Свято-Троицкого монастыря открылась уже в независимой Украине в самом конце 1993 года. В день святой великомученицы Варвары (17 декабря) в Воскресенском храме полуразрушенного монастыря была отслужена первая литургия. И с этого времени бессменной настоятельницей обители является игуменья Вера, именно она вместе с инокинями и при поддержке добрых людей поднимала её из запустения. Господь не оставил заботы их втуне, и теперь звон монастырских колоколов опять оглашает окрестности Густыни, а православная молитва согревает сердца прихожан.
В предисловии к своей новой книги Лилия Черненко сказала: «Из седой дали, из древних столетий звучат густынские колокола и озаряют сегодняшний день нашего черниговского края своим Благовестом: Благодатный Божий свет обители уже коснулся многих из нас. Густынский монастырь и создан (словно бы Сам Господь в Своей ладони опустил его с небес на нашу грешную землю) для нашего Духовного Преображения, для Очищения и Спасения».
Коротко было наше пребывание в монастыре, не успели мы осмотреть его полностью, не побывали в родовой усыпальнице князей Репниных-Волконских, Горленко и Марковичей. Не одно поколение этих семей своей благотворительностью способствовало процветанию густынского монастыря. На прощанье матушка Вера благословила нас и подарила каждому большой густынский пряник, на котором глазурью было выведено «Густынь».

.
***

.
А потом в центральной прилукской библиотеке была презентация книги Лилии Черненко «Густынские этюды. Духовная поэзия». Людей собралось много, и много хороших слов было сказано в её адрес друзьями, знакомыми, и просто почитателями её таланта. Книга посвящена игуменье Вере, которую она почитает своей «милой мамой», открывшей ей «духовные истины удивительной глубины». Свет Божественной любви, исходящий из Густынской обители, согрел её сердце, и миру явились удивительные духовные стихи, написанные под «созвездием веры, надежды, любви…»

.

«Спасибо, Господи, Тебе
За утро и за вечер
В моей неправильной судьбе,
За долгожданность встречи,
За то, что не сулишь наград,
За музыку хоралов:
Их звуки дивные летят
Под купол — в небо храма.
За то, что сыном я горжусь.
За внучки детский лепет,
За боль, за радость и за грусть,
И за иллюзий пепел…
За то, что под окном сирень
Ветвями всех обнимет!
За мой с бедой и счастьем день —
За всё Тебе спасибо!
И что от стужи бытия
В густынских храмах греюсь…
За то, что верую в Тебя,
Живу, люблю, надеюсь!..»

.
Вся жизнь и творчество Лилии Черненко в её стихах, наполненных неизбывной любовью к людям. И такая весьма прозаическая работа в колонии для несовершеннолетних служит тому примером, потому что её поэтическая душа всегда верит в лучшее, что есть в человеке, а от «стужи бытия», которой полно в нашей жизни, ей помогает отогреться вера. И разве это не удивительно, что её духовная наставница тоже Вера — игуменья, матушка Вера.
.
Уезжая из Прилук, всё переживалась в душе наша встреча, где вот так неожиданно для себя открыл большой яркий мир: познакомился с интересными, неординарными людьми и побывал в Густынском монастыре. И захотелось непременно в эти края вернуться.

5
1
Средняя оценка: 2.77143
Проголосовало: 210