Понять замысел противника – значит одержать победу в войне с терроризмом
Понять замысел противника – значит одержать победу в войне с терроризмом
События на Северном Кавказе развиваются явно не так, как должно. Желанный и обещанный «мир – народам» там так и не наступил, хотя бандитов в лесах и горах прессуют по полной программе. Регион буквально наводнен внутренними войсками и полицией: операции следуют одна за другой, однако прогремевшая серия взрывов в Волгограде и Махачкале, непрекращающиеся обстрелы и убийства представителей власти, снова и снова убеждают нас, что терроризм давно вышел из лесов и горных пещер - шагнул на улицы городов и всё чаще приходит в наши дома…
.
Адская смесь
.
Не вдаваясь в проблему терроризма как явления, попытаюсь осмыслить его духовно-идеологическую составляющую.
За любым терактом стоит конкретная идея. Отметим, что «в террористы» никогда не шли за деньгами, ибо террорист – это фактически смертник, а умереть «за деньги» нельзя, ведь мёртвому они ни к чему. Другое дело – за идею! Руководители террористических организаций одержимы идеей, связанной, как правило, с захватом власти. Нынешний северо-кавказский терроризм (назову его в кавычках «джихадом») - не исключение и тоже имеет конкретную и конечную цель – образование всемирного халифата – теократического государства, основанного на шариатском правлении. Об этом было известно ещё в период ваххабитской агрессии в Дагестан в августе 1999 года. Тогда её организаторами и вдохновителями: Хаттабом, Ш. Басаевым и лидером дагестанских ваххабитов Багаутдином вполне чётко было заявлена цель «освободительного похода»: создание единого исламского государства от моря и до моря с дальнейшим выходом на нынешние российские просторы.
При этом заявлялось, что все павшие на этом пути «воины Аллаха» прямым ходом попадают в рай. Гениальная идея! До такого не додумались даже бомбисты-эсеры (ещё те террористы), по причине отрицания ими Бога! Сращивание вполне земной идеи власти с посмертной наградой борцам за неё – та адская смесь, которая и является пусковым механизмом сомопровозглашенного «джихада».
Поэтому, нравиться нам это или нет, но чтобы эффективно решить проблему «нашего» терроризма, надо понять «замысел» авторов. А их программа максимум – повторю ещё раз – не просто борьба с кяфирами – безбожной властью и уничтожение России, но создание в её пределах нового государства, базирующегося на шариате – нормах исламского права.
.
Безработные террористы - миллионеры
.
К сожалению, большинство специалистов в погонах и без, занятых борьбой с терроризмом, склонны или упрощать проблему, или её не замечать (С чем это связано? Об этом - чуть ниже). Так, например, уважаемый во всех отношениях нынешний командующий ОГВ(С) в Северо-Кавказском регионе, генерал – лейтенант Сергей Меликов считает, что проблема терроризма на оперативно подчинённой ему территории не имеет религиозного подтекста.
В одном из своих интервью он заявил: «Многие ссылаются на идеологию ваххабизма. Но я думаю, что определяющим фактором является обогащение. Вымогательство, шантаж, похищение людей с целью выкупа – это традиционные бандитские методы наживы. Религиозные идеи – всего лишь удобное прикрытие истинных мотивов и эффективный способ для вербовки молодёжи. В большинстве случаев простые горцы пополняют ряды бандформирований тоже из корыстных побуждений: работать в сёлах негде, а семьи кормить надо - вот и соглашаются за вознаграждение выполнять вначале несложные поручения так называемых «борцов за веру», а потом просто попадают в западню».
Итак, со слов генерала получается, что в большинстве своём бандиты – это по сути дела безработные бедолаги (даже не абреки), которые, не осознавая опасности и противоправности своих деяний, пошли «в лес» на заработки, где им платят баснословные суммы. И стоит им только разъяснить, что они не правы, как они сложат оружие и выйдут из леса!
Отчасти командующий группировкой, прав: среди скрывающихся в лесах членов бандформирований есть и заблудшие, и обманутые, но не они составляют костяк банд и создают проблемы властям и подчинённым генерала; не они оказывают упорное сопротивление, предпочитая взорвать себя с кличем «Аллаху акбар!», сдаче в плен; не против них стянуты столь большие силы. Да и получают «лесные братья» далеко не миллионы долларов, как это пытаются нам внушить некоторые «специалисты по антитеррору».
.
Понимание есть. Но не у всех
.
Более трезво, на мой взгляд, оценивают ситуацию люди, стоящие к проблеме несколько ближе, как, например, министр внутренних дел Дагестана генерал-майор полиции Абдурашид Магомедов. Он прямо признаёт, что: «Одной из главных причин оттока в леса молодёжи, является религиозная безграмотность населения», особо отмечая, что «на людей, особенно молодёжь, большое влияние оказывают те, кто получил духовное образование за рубежом. Заграница вообще оказывает странное воздействие на многих. Мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда вполне законопослушные, лояльные государству граждане, уехавшие за границу для учебы в исламских вузах, возвращаются домой совершенно другими, с чуждой Дагестану системой ценностей и взглядов. Среди тех, кто берёт в руки оружие, значительное число выпускников духовных учебных заведений Египта, Сирии, Пакистана».
Согласен с ним, что проблема терроризма, прежде всего, лежит в сфере нереализованных мусульманами религиозных запросов или искажённого понимания ими сути ислама и один из влиятельных духовных лидеров Дагестана, имам махачкалинской мечети Магомедрасул Саадуев. По его мнению, именно «религиозная безграмотность населения стала питательной средой для распространения всяких псевдорелигий и псевдоидеологий», куда можно отнести бредовую, на взгляд современного и цивилизованного воспитанного атеистом человека, идею - построения всемирного халифата. Подсказывает имам и выход: «Победить псевдоидеологию, основанную на псевдорелигии, можно только истинной идеологией, основанной на истинной религии. Для чего необходимо «расширять сети базовых исламских учебных заведений: институтов, университетов, в которые надо привлекать… компетентных учёных из арабских стран, платить им достойную зарплату». Таким образом, задача государства по выходу из кризиса ему видится в следующем: «Поддерживать и распространять истину о религии».
Судя по последним высказываниям нынешнего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, он вполне созрел до этой мысли, которая почему то не посещала головы его предшественников. Им принято решение о строительстве в республике исламского образовательного центра и запрещении выезда молодых дагестанцев для получения религиозного образования за рубежом. Полным ходом, несмотря на противодействие представителей власти и силовиков, идёт строительство исламского образовательного центра и в Кабардино-Балкарии, где в течение нескольких лет отмечена активизация террористического бандподполья. «Удивляюсь, когда наша интеллигенция, некоторые жители республики все время говорят, зачем и кому нужен этот центр, возмущаются строительством. Убежден, зло, которое сейчас творится, мы победим только знаниями», - комментирует ректор строящегося центра Шарафутдин Чочаев попытки определённых сил заморозить стройку.
Лёд тронулся. Но, к сожалению, эти явно запоздалые шаги прозревших властей, вызывают панику у многих граждан, в том числе занимающих весьма ответственные места в силовых структурах? Главная причина боязни любого проявления духовности, веры – насаждаемый десятилетиями атеизм. Сегодня его плоды мы наблюдаем повсеместно. В частности – т.н. русский ваххабизм, который уже пора признать как явление и изучать. На мой же взгляд, его суть можно объяснить кратко: свято место пусто не бывает и если в душе у человека в результате изгнания оттуда Бога образовалась пустота, она обязательно будет заполнена псевдо религией, будь то ваххабизм, сатанизм или иной деструктивный культ - точь в точь, как говорил махачкалинский имам.
.
«Я научу вас свободе»
.
Как же решались эти вопросы в исторической ретроспективе, в период освоения – завоевания русскими Кавказа? Ведь и тогда здесь существовал имамат (не путать с нынешним умаровским имаратом) во главе с религиозным лидером – Шамилём!
Генерал А.П. Ермолов – наместник Царя на Кавказе, оставивший наиболее яркий след в его истории, очень высоко ценил роль религии, в возложенном на него деле - приведении населявших Кавказ диких племён и народов под монаршую руку. Он был убеждён в силе религиозного мессианства, и прекрасно зная историю края, полагал, что просвещение горцев светом Истины смогло бы смягчить их жестокие нравы и сердца. Перед его глазами был пример Александра Казем-бека – высланного им за связь с мятежниками в Россию горца, принявшего там православие. В последствие тот, изучив многие европейские языки, сделал блестящую научную карьеру, став завкафедрой персидской словесности Петербургского университета. До конца дней Александр не уставал благодарить Ермолова за то, что тот помог ему в своё время определиться с выбором пути.
С учётом того, что Ислам пришёл на Кавказ не так давно, а прапредки многих горских народов были когда-то христианами, этот проект имел право на успех. Сколько бы тогда сохранилось жизней! К сожалению, эти мирные инициативы боевого генерала не нашли понимания в Петербурге и Священном Синоде.
Оставаясь верным сыном Православной церкви, Ермолов никогда не боролся с Исламом, как таковым, относился к нему с должным уважением. Он чётко отличал мирный Ислам, который в переводе, кстати, означает «покорность», от ислама деструктивного, еретического, порочащего мусульманскую религию. Как пишет исследователь вопроса Ю. Ильяшенко-Магай: «Ермолов приветствовал то, что истинные мусульмане, противодействуя экспансии западной идеологии наживы, осуждают ростовщичество, проповедуя справедливость и нестяжание в своих общинах. Именно этим объясняется забота наместника Кавказа об открытии новых мечетей и поддержание в приличном состоянии старых». Это не могло не вызывать уважения даже у таких его яростных противников, какими являлись родоначальник газавата Кази-Магомед и его продолжатель имам Шамиль.
Будучи человеком весьма образованным, Ермолов хорошо разбирался в богословских вопросах и не раз демонстрировал готовность вести полемику, спор, как с адептами Ислама, так и со сторонниками его многочисленных ответвлений. Тому есть немало примеров. Ю. Ильяшенко-Магай свидетельствует: «Обращаясь к лукавым предводителям мятежников, якобы выступавших за свободу своих народов, а на самом деле преследовавших свои личные корыстные интересы, Алексей Петрович обычно цитировал им Евангелие: «Познайте истину, и истина вас освободит». Когда те в ответ кичливо спрашивали: «От чего освободит?! Мы – горцы испокон веков были свободны» - Ермолов обычно отвечал им на это с горькой усмешкой: «Нет, вы – в плену! В плену собственной лжи, жадности, лицемерия и жестокости! Вы никак не можете понять, что чем больше у вас свободы, тем более должно быть личное ваше служение собственному народу и государю, взявшему вас под своё высокое покровительство! У вас пока нет ответственности перед Богом и людьми, но я добьюсь, что она у вас будет!».
Другой пример. Однажды, во время осады дагестанского аула Акуша – столицы даргинцев, русским, под его непосредственной командой, силами всего трёх пехотных батальонов и 500 казаков удалось сломить сопротивление 15 тысяч храбрых защитников аула, принудив их к сдаче. В числе вышедших навстречу ему с изъявлением покорности старейшин, оказался один кадий, который при виде Ермолова начал исступлённо кричать, оскорбляя достоинство Русских воинов и призывая своих односельчан к продолжению сопротивления.
Обладающий прекрасной выдержкой генерал, опершись на эфес шпаги, молча читал про себя молитву, глядя прямо в глаза беснующемуся старику. Не выдержав такого взгляда, тот вскоре осёкся и замолк. Лишь после этого, наместник Русского Царя распрямился и возвысил свой громовой голос, обратив внимание старейшин на недопустимую дерзость кадия. Он потребовал от них дать оценку его поступку. Те признали, что старика никто не уполномочивал оскорблять победителей, угрожать ему, призывать правоверных к неповиновению законной власти. После чего они молча связали кадия и забили на смерть палками, как того требовал шариат.
.
Неизвлечённые уроки
.
Несостоявшуюся ермоловскую попытку христианизации горцев власти, после долгого раздумья, решили компенсировать «правильной» исламизацией. С этой целью была предприняты меры по созданию в Ставрополе и Нальчике прообраза объединённого Духовного управления мусульман Северного Кавказа. Ставка делалась на лояльного России кабардинского имама Умара Шеретлокова. В основу проекта легли предложения, разработанные адыгским князем, полковником русской армии Хан-Гиреем.
Не раз на Кавказ снаряжались и особые миссии, во главе которых стояли имамы и муфтии – уроженцы Поволжья. Об этом в частности прямо просил власти секретарь Кабардинского временного суда Якуб Шарданов в 1840 году: «дабы на месте и открыто в мечетях могли они уличить Шамиля и его последователей в лживом толковании Алкорана». Наиболее успешной можно назвать длившуюся более пяти лет миссонерскую поездку по горным аулам Чечни и Дагестана известного татарского богослова шейх-уль-ислама Таджетдина Мустафина, который ставил своей конечной целью встречу с Шамилём и открытый диспут с ним. Однако имам уклонился от этого свидания, пригрозив учёному алиму смертью, что лучше всего демонстрирует, кто бы оказался заочным победителем богословского спора.
Властями распространялась среди горцев так же и духовная литература в виде изданий Корана, прокламаций и трудов лояльных России алимов и муфтиев, типа переведённого на арабский язык трактата «Нанизанные перлы увещевания народного», а так же газеты «Кавказ», где публиковались статьи бывших сподвижников Шамиля, развенчивающие его образ «борца за ислам».
Как видим, властями фактически решались те же задачи, что стоят перед ними и сегодня. В результате, именно тонкое сочетание духовной и идеологической работы с военными, административными и экономическими мерами принесло победу России по замирению Кавказа.
К числу откровенных неудач Имперского правительства того периода, стоит отнести арест и высылку в Россию Кунта Кишиева - авторитетного чеченского шейха, основателя братства «зикристов», существующего до сих пор. Он в противовес учению фанатика Шамиля призывал чеченцев смириться с Русской экспансией, признать власть Царя, сохранив, как главную ценность лишь веру. Кстати, нынешний лидер Чечни Рамзан Кадыров является приверженцем и последователем Кишиева, признавая его эвлием – т.е. святым. Вот где открывается непочатый край работы для специалистов: идеологов и пропагандистов, обладающих необходимыми знаниями!
Важность этого направления признаёт в конечном итоге и упомянутый нами командующий ОГВ(С), отмечая, что «только проводить силовые акции по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований, недостаточно. Необходимо сочетать силовые методы с мерами невоенного характера. В частности необходимо совершенствовать работу по информационно-идеологическому противодействию. Это направление очень перспективное, хотя малоизученное и, к сожалению, недостаточно используемое при проведении контртеррористических мероприятий. Противник силён, но побеждать его можно, умело сочетая войсковые операции и меры невоенного характера».
Добавлю от себя, что только физическое уничтожение лидеров бандформирований не решит проблему терроризма. На смену им немедленно придут другие. Чтобы одержать убедительную победу в этой войне, надо правильно понять замысел противника. А до этого многим нашим руководителям, как показывает практика, пока ещё далеко.
.
Роман Илющенко – подполковник запаса,бакалавр религиоведения.