Что же делать Москве?

 

О вариантах реагирования России на госпереворот на Украине

 

 

Для того, чтобы говорить на такую сложную тему, для начала необходимо определиться с тем, что мы имеем на Украине, произвести, так сказать, предварительную оценку ситуации и только потом рассмотреть некоторые возможные варианты реагирования и действий Москвы в ответ на украинские события.

 

Оценка ситуации

 

Во-первых, произошедшие на минувшей неделе на Украине события являются путчем, т.е. незаконным захватом власти. Янукович пока заявление о сложении с себя полномочий президента страны не подписывал и может выступить в любой момент. Хотя, конечно, с каждым днем молчания его политические ставки стремительно снижаются. Тем не менее, на сегодня он является единственным законным президентом Украины. Вопрос только в том, готов ли он дальше поддерживать данный статус или будет и дальше прятаться. От чего – непонятно.

 

Следовательно, все эти пляски в Раде вокруг назначения Турчинова и.о. главы государства, как и все другие назначения, а также якобы переход к Конституции 2004 года, не стоят и выеденного яйца (что подтверждается и многими украинскими правоведами), т.к., с одной стороны, соглашение между Януковичем и оппозицией нарушено самой оппозицией, следовательно, оно нелегитимно, с другой - любые решения Рады должны утверждаться президентом.

 

Во-вторых, судя по основным лозунгам путча (бить евреев, русских и т.д., распространить власть до городов на территории России и т.д., запретить русский язык и т.д.) и происходящим событиям: захват, избиения и издевательства над депутатами (незаконное голосование их карточками), простыми гражданами Украины и жителями Киева, незаконная экспроприация имущества; кровавым методам его проведения – убийство законных представителей органов власти и силовиков, путч носит фашистский характер. Соответственно, все сформированные в результате такого путча органы власти не легитимны.

 

Очень важно понимать, что на Украине произошел не просто путч, а фашистский путч. Следовательно, в отношении его организаторов, инициаторов, участников и т.д. не могут действовать общепринятые нормы морали и права.

 

Это война и законы могут быть только военного времени – уничтожение врага любыми доступными способами. Это как в 1941-1945 – или они нас уничтожат, или мы их.

 

Соответственно, в-третьих, с учетом того, что:

 

законно избранный президент Украины Виктор Янукович находится не на захваченной неофашистами территории, а на подконтрольной народу Украины;

 

что на этой территории действуют законные органы власти, а не «народные сходы», на этой территории необходимо:

 

а) организовать и восстановить деятельность законно избранных органов власти с участием народа, как это сделано на днях в Крыму;

 

б) Януковичу необходимо не только

 

1) заявить (если он еще президент страны, а не тряпка) не только о полной нелегитимности принимаемых Радой решений, и о произошедшем государственном перевороте, что он уже сделал, но как-то весьма неубедительно, но и

 

2) отдать приказ силовым структурам обеспечить восстановление порядка и законности на всей территории Украины. О том, что такой приказ силовики ждут, чтобы закончить с фашистским путчем, сообщили в понедельник офицеры СБУ.

 

Естественно, это а) вызовет вал встречных заявлений со стороны Рады; б) смуту в рядах силовиков, т.к. раскол среди них уже произошел.

 

Однако этот приказ обеспечит легитимность любых действий силовиков Юга и Востока Украины по наведению порядка в своих областях независимо от позиции политических сил этих регионов.

 

Т.е. обеспечит легитимность действий народа, который сможет брать власть в этих регионах в свои руки, как в Крыму. В-четвертых, Запад допустил ошибку, раньше времени поверив, что игра сделана, и что Янукович додавлен до конца. Им надо было подождать еще буквально два дня. Однако они слишком рано праздновали победу, а в это время их подопечные мало того, что не выполнили подписанные совместно с Януковичем договоренности, в силу чего они сейчас недействительны (в том числе, и переход к Конституции 2004 года), но и натворили новых дел – в частности, захват в качестве заложников депутатов и членов их семей, включая детей. И за это придется отвечать.

 

Итак, с чем приходится иметь дело России.

 

Легитимных органов центральной власти, ни исполнительной, ни законодательной – нет. О чем и заявил в понедельник премьер-министр России Дмитрий Медведев. С кем разговаривать – не понятно. Да и особо не хочется, о чем свидетельствует отзыв посла России на Украине Михаила Зурабова. Соответственно, Москва показывает нынешнему официальному Киеву, что разговоров не будет. Соответственно, об остальных траншах кредита надо забыть. Дотянет ли в этих условиях, на фоне роста внутренних конфликтов, нынешняя власть в Киеве до президентских выборов 25 мая – большой вопрос. Но даже если дотянет, Россия вполне может не признать их итоги. Тем более что, скорее всего, выборы смогут пройти не на всей территории Украины. Соответственно, легитимным новый президент являться не будет.

 

Т.е. Россия может держать паузу еще очень долго, в отличие от Европы и США, которые должны начать делать миллиардные вливания в украинскую экономику, чтобы она не объявила дефолт, уже, по сути, завтра.

 

Однако перед ними, также как и перед Россией, стоит один сакраментальный вопрос – кому давать деньги. Тимошенко уже сбежала от ответственности на лечение, почуяв, что дело пахнет керосином и любезно воспользовавшись предложением Меркель, которая таким образом решила спасти Тимошенко от участи - таскать каштаны из огня для американцев.

 

Яценюку и Кличко? Это большой вопрос, т.к. они гораздо меньше контролируют происходящее на Украине, чем кровавые лидеры Майдана. Т.е. Запад может дать деньги, только в случае смены власти никто не будет гарантировать им их возврат. Причина очень проста – деньги не поступили в бюджет государства, а были разворованы, поэтому разбирайтесь сами с Кличко, Яценюком и другими.

 

Тем не менее. Несмотря на то, что потенциально Россия еще долгое время (два-три месяца в такой ситуации, как на Украине – это достаточно большое время) может не реагировать на происходящее, рано или поздно это делать придется. В этом случае, у Москвы есть два направления, по которым она может реагировать. Первое – политическое и второе – экономическое. Рассмотрим их.

 

Варианты реагирования

 

Политически первых два шага Москва уже сделала – а) заявление Медведева о том, что она в упор не видит в Киеве тех, с кем можно было бы вести официальные переговоры; б)отзыв российского посла из Киева.

 

Эту игру в отсутствие на Украине легитимной власти можно играть еще достаточно долго, при этом начав устанавливать контакты с местными органами власти и налаживая взаимодействие с ними, минуя центральные органы, основываясь на пресловутой европейской концепции трансграничного сотрудничества. Типа, российский регион с украинским регионом работают, а мы, Москва, тут ни при делах.

 

Конечно, серьезным подспорьем был бы выход Януковича из подполья. Тогда у Москвы появились бы серьезные дополнительные рычаги влияния на ситуацию: Запад признает путчистов - Раду и Турчинова, Россия признает законного президента и другие органы украинской власти, которые признают легитимного президента. В этом случае, вообще получалось бы все красиво, и западная комбинация по смене власти в результате неонацистского путча терпела бы полный провал.

 

Однако если Янукович не выйдет из подполья, какие политические механизмы влияния на ситуацию есть у России? Один из них осетино-абхазский или приднестровский – предоставление в упрощенном порядке российского гражданства с выдачей российских паспортов тем жителям Украины, которые захотят получить российское гражданство. Мы эту идею высказывали еще неделю назад, ближе к выходным ее поддержало руководство ЛДПР.

 

Еще один вариант – договоренность с Западом о разделе Украины. Но Запад пойдет на этот сценарий только в том случае, если ситуация в Киеве начнет выходить из-под контроля в результате роста конфликтов и их выход за рамки разумного между различными группировками путчистов.

 

О том, что такой вариант имеется в наличии, говорит срочный отъезд Тимошенко в Германию якобы на лечение. Зная характер Тимошенко и ее наркотическое пристрастие к власти, трудно предположить, чтобы она взяла и так легко отказалась от борьбы.

 

Следовательно, обстоятельства, побудившие ее выбыть из борьбы за любые должности в путчистской Украине в ближайшие месяцы, были достаточно серьезны. Может быть, и подсказаны самой Меркель.

 

Экономически Москва также может подождать. Легитимного правительства, с кем можно было бы обсуждать любые отношения – нет. Даже когда оно появится, у Москвы есть серьезные основания его не признавать. Параллельно с этим Москва может спокойно продолжать работать с теми регионами, которые входят в объявленную ранее промышленную кооперацию между российскими и украинскими предприятиями.

 

Если Запад признал путч, и нынешнюю бандитскую власть на Украине законной, то пусть он ее и финансирует. Скорее всего, слова о 35 млрд долларов или евро так и останутся словами. Соответственно, без финансирования путчисты окажутся в очень сложном положении и не смогут долго удерживать власть, несмотря на все политические телодвижения.

 

Т.е. и экономическая пауза будет играть на руку Москве. Что касается положения дел в Юго-восточных регионах, то это зависит, прежде всего, от них самих. Если они не признают госпереворот и новые нелегитимные органы власти, выберут свои новые органы власти, которые возьмут на себя всю полноту власти на подконтрольных территориях, в том числе, и силовую компоненту, тогда можно будет с ними говорить в рамках трансграничного сотрудничества, используя, прежде всего, российскую валюту для расчетов, чтобы обойти украинский центробанк.

 

Я уж не говорю о таком мощнейшем факторе российского воздействия на финансово-экономическую ситуацию на Украине и местных олигархов, как таможенные барьеры, пример введения которых мы видели во второй половине прошлого года.

 

В любом случае, петь мантры, что все пропало, и что мы проиграли Украину, еще слишком рано. Основная игра только начинается. И аргументы у России, чтобы отрегулировать ситуацию в свою пользу есть, и очень серьезные.

 

Поэтому не стоит призывать Владимира Путина немедленно вступить в игру. Его время еще совсем не пришло. Торопиться не надо.

5
1
Средняя оценка: 2.80224
Проголосовало: 268