Нетрадиционные уроки родного языка и литературы в Вильнюсской русской гимназии «Ювента»

«Онемение» двух, трёх поколений могло бы привести Россию к исторической смерти. Отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории».

.

Из статьи О. Мандельштама «О природе слова».
.
Читая эти строки, начинаешь ясно понимать, почему для русских людей, волею судьбы оказавшихся вне своей Родины, именно язык – это первейшее средство, позволяющее не терять Россию в себе и самим не отрываться от её великой истории.
.
Как известно, предыдущий год был отмечен 75-ой годовщиной смерти одного из крупнейших русских поэтов двадцатого века Осипа Мандельштама. Отрадно, что за последнее десятилетие в России появилось уже четыре памятника «опальному поэту», в том числе и в Москве. Словно удалось достучаться до небес его жене Надежде, с горечью написавшей в своей книге «Воспоминания»: «Нет дома, на котором можно было бы прибить доску, что «здесь жил Мандельштам», нет могилы, чтобы на ней поставить крест…»  Правда, открытие первого памятника, установленного на месте его гибели в пересыльном лагере во Владивостоке, не обошлось без эксцессов - он был изуродован, а впоследствии облит краской неизвестными хулиганами. «Жизнь» памятника знаменитого поэта оказалась так же непроста, как и жизнь его самого.
.
Этот акт чудовищного вандализма не мог бы произойти, если бы поднявшие на него руку знали горькую правду о его трагической судьбе или хоть однажды читали своей любимой его «неизречённой красоты» строки:
.
Нежнее нежного
Лицо твоё,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И всё твоё -
От неизбежного.

.
От неизбежного
Твоя печаль,
И пальцы рук
Неостывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.


.
Не подобным ли варварством грозит нам то самое, в данном случае добровольное, «отлучение от истории», от родного языка и духовного богатства литературы?
.
Когда-то известный советский писатель Корней Чуковский написал: «Ребёнок есть только черновик человека. Многое в этом черновике будет зачёркнуто, многое пририсовано заново, покуда из большеглазого Юрика выйдет Павлов, Циолковский или – самый низкопробный деляга». Он страстно верил в то, что всё зависит от духовной пищи, какую ребёнку в разные эпохи его развития предложат взрослые. И сам он не уставал готовить эту духовную пищу и «кормить» ею миллионы ребят с целью – вырастить образованных, высокодуховных, достойных граждан своего отечества.
.
Вот поэтому уже несколько лет подряд литературное объединение поэтов и прозаиков, пишущих на русском языке в Литве, «Логос» с большим  удовольствием посещает вильнюсскую русскую гимназию «Ювента», стремясь помочь преподавателям пробудить в подрастающем поколении живой интерес к изучению великой русской литературы. Встречи всегда получаются интересными, очень тёплыми и взаимообогащающими. На таких нетрадиционных уроках наши писатели ведут с детьми познавательные беседы о жизни и творчестве всемирно известных русских писателей, сопровождая их фотографиями, видеофрагментами прошлых лет, а также прослушиванием уникальных аудиозаписей, где звучат живые голоса классиков.
.
Замечательно, что и сами гимназисты никогда не остаются в стороне от  увлекательного общения. Приятное удивление вызвало заявление ребят о любви к таким столпам русской поэзии, как Борис Пастернак, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, произведения которых в советское время не входили в школьную программу, если не сказать большего. И не раз актёр и драматург Русского драмтеатра Литвы Юрий Щуцкий, которого за это время дети уже успели полюбить, в своей речи обрушивал на них яркий, эмоциональный поток поэтических строк, зажигая в пытливых глазах неподдельный интерес и восхищение. А на январской встрече, посвященной лауреату Нобелевской премии по литературе Борису Пастернаку, он прочёл им отрывки из своей пьесы «Свеча горела» (по мотивам романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и книги Ольги Ивинской «В плену времени»). И, чтобы перекинуть живой мостик от классиков прошлого к сегодняшним детям, после прочтения были показаны клипы популярных песен на слова Пастернака «Снег идёт», «Никого не будет в доме», и, конечно, широко известного романса «Свеча горела» в исполнении многими любимого певца и композитора Николая Носкова.
.
Особенно радует, что после подобных  встреч отмечается всплеск посещений библиотеки, ведь чтение, как известно, питает душу, образует, развивает способности человека. А мы знаем, как мало в последние годы читает молодое поколение.
.
Но, что ещё приятней, у многих учащихся «Ювенты»  развит хороший поэтический вкус, они обладают прекрасными навыками декламирования и часто радуют нас своими живыми выступлениями. Несомненно, огромная заслуга в этом учителя литературы Нины Перовой, которая вот уже не один десяток лет кропотливо, с большим тактом, любовью и уважением к позиции автора, вместе со своими учениками разбирает тексты, работает над программными  произведениями.
.
На одной из таких встреч наравне с членами Союза писателей России Валерием Срибным и Еленой Шеремет приняли участие ученики старших классов: Сантино Власов и Даниэль Загорскис. Эта встреча была посвящена поэтическому образу Вильнюса в стихах поэтов разных «стран, времён и народов», где была представлена литературная слайд-композиция Евы Ахтаевой «Этот город храним благодатью святынь» по одноимённой статье краеведа Владимира Кольцова-Навроцкого. Мальчики так  выразительно и уверенно прочли свой материал, что в процессе этого сотрудничества родилась идея пригласить их на городское мероприятие, но  уже в качестве главных участников.
.
Чтобы порадовать гостей, ребята с нескрываемой гордостью приглашают всех в свою   импровизированную литературную гостиную. Её гостеприимная хозяйка Даша Лабунскайте и напомнит об истории этого явления культурной жизни пушкинской России, и пригласит  желающих почитать  стихи и прозу, написанные самими школьниками, а также выпускниками гимназии, в числе которых - победители международных литературных конкурсов Аня Ломаченкова и Маргарита Девитьярова. Надо заметить, что, несмотря на растущую временную пропасть, молодые авторы смело обращаются в своих строках к «солнцу русской поэзии» и  разговаривают с ним запросто, как со своим современником. Ну, чем не замашки разухабистого Маяковского, который когда-то написал, обращаясь к Пушкину: «Я люблю Вас, но живого, а не мумию».
.
И ради того, чтобы наше подрастающее поколение хорошо знало русскую классическую  литературу и могло обращаться к Пушкину, как к живому, мы всегда будем откликаться на приглашения директора гимназии «Ювента» Ирины Игнатавичене, сумевшей собрать под своим крылом высокопрофессиональный педагогический коллектив.
.
В заключение хочется вспомнить слова В.Кольцова-Навроцкого: «Язык Пушкина, исключённый из государственной жизни страны, успешно продолжает жить в её культурной среде. И даже небольшие выдержки из написанного на русском языке только об одном нашем городе могут дать представление о том, какое духовное богатство досталось по наследству вильнюсцам…» А наша задача – помочь новому поколению сохранить и приумножить это бесценное наследие.
.
Тексты детей:
.
Пишу Вам Из 21 века…
.
Александр Сергеевич,
пишу Вам из 21 века,
разбивая пространство и разрушая понятие времени,
зная, что моё письмо так и останется лежать в темном ящике письменного стола.
Пишу, жадно глотая воздух Вашей Болдинской осени
и моей, горькой, Вильнюсской,
нервно перелистывая одну книгу за другой -
вами недописанные, мною - непрочитанные,
суетливо провожу холодными пальцами
по пожелтевшим от времени страницам
в поисках ответа: что реальность, а что иллюзия?
Видя отблеск тех холодных осенних вечеров в полумраке гостиной,
ощущая глубокой дыхание тайны,
чувствуя присутствие родной души,
вчитываясь в каждое слово, слушая музыку поэзии,
шепчу: "Я вас любил..."
и сладким чаем смываю горький привкус печали.
.
До встречи в моих снах...
.
Иоланта Новицка,
выпускница вильнюсской гимназии «Ювента»

.
Осенний синдром

"И с каждой осенью я расцветаю вновь..."

.

А.С. Пушкин
.
На календаре - "весна наоборот",
и у меня осенний синдром.
Ровно девяносто один день для познания себя.
Беспощадно вторгаясь в глубь души,
я живу с собой наедине,
на расстоянии от людей под непробиваемым панцирем.
Скрыв все мысли, чувства за сотней дверей, под тысячью замков.
Две тысячи сто восемьдесят четыре часа - на перезарядку мозга и очистку мыслей.
Ни много, ни мало для того, чтобы распрощаться с прошлым, перевернуть следующую страницу, быть на один шаг ближе к истине.
Расцвести, чтобы вскоре вновь увянуть.
Всего-навсего четыре Луны в пленительной власти осени. Утратить и обрести всё заново.
.
Не пишите писем: ушла в семнадцатую осень…

.

Иоланта Новицка,
выпускница вильнюсской гимназии «Ювента» 2011 г.
Теперь продолжает обучение в Англии

.
Сонет 1
.
В толпе средь тех, кто славил лживо свет,
И доброту, и милость без корысти,
Стоял один - властитель ста побед,
Игрок и гений самых чёрных истин.
.
Им в ранг искусства ложь возведена,
И маски для него - вторая кожа.
Он видит души все насквозь, до дна,
Он знает их. Он знает нас - до дрожи.
.
Он держит нити душ в своих руках.
" Весь мир - театр",- но он один на сцене.
И никогда он не потерпит крах.
Ведь там, где славят свет, всегда есть тени.

Когда наступит время всё отдать,
Я - не смогу его не оправдать.

.
Анна Ломаченкова, ученица  2 класса гимназии
.

Сонет 2
.
Реальность мягко сдавит горло в срок,
Наручниками обожжёт запястья,
Дела-работа-дети-дом-налог -
Сегодняшний набор людского счастья.
.
Дорогу тем, в чьих жилах птичья кровь
Зовёт сорваться ввысь, искать и верить
В свою непримиримую любовь,
В единственную жизненную меру!
.
Дорогу тем, кому б чуть-чуть огня -
И хватит, чтоб расплавить тьму в горниле...
Дорогу тем, кто смог не променять
Свой путь и цель на общую могилу.
.
Дорогу - тем, кто вечно предпочтут
Стандартам и долгам свою мечту.
.
Анна Ломаченкова, ученица  2 класса гимназии

.
Ева Ахтаева — Председатель литературного объединения «Логос», Вильнюс.

5
1
Средняя оценка: 2.90909
Проголосовало: 11