Казахстан с нами
Казахстан с нами
Минувшие выходные предоставили яркий пример той информационной войны, которая ведется против России противниками собирания русского мира и реинтеграции постсоветского пространства. Целый ряд СМИ вышли с сообщениями о резком ответе, который президент Казахстана Назарабаев дал на слова Путина о Казахстане, сказанные в пятницу на «Селигере». Что же произошло на самом деле?
.
В минувшую пятницу во время посещения лагеря на Селигере Владимир Путин среди прочих ответил и на вопрос, который ему задала московская студентка. И сам вопрос, и ответ Путина стоит привести полностью.
– Сегодня не смолкают разговоры по поводу национализма на Украине. Но нас беспокоит и другая ситуация, связанная с ростом националистических настроений в Казахстане, в частности на юге страны. На наш взгляд, сдерживающим фактором данного явления является действующий президент господин Назарбаев. Также существуют трудности с адекватным восприятием российской политической риторики казахами. В частности, можем это видеть в интернете, в деятельности общественных организаций и при личном общении. Вопрос: стоит ли нам ожидать развития украинского сценария в случае, если господин Назарбаев покинет пост президента? Есть ли стратегия по работе в данном направлении? У нас есть предложения, хотели бы присоединиться, если, конечно, это возможно. И каковы перспективы евразийской интеграции?
– Я хочу сказать по поводу Казахстана. Казахстан – это наиболее близкий нам стратегический союзник и партнер. Во-первых, президент Назарбаев жив, здоров, слава богу, и никуда пока не собирается, но, естественно, как человек очень опытный, мудрый руководитель, он всегда думает о будущем своей страны.
Что касается отдельных высказываний в интернете, каких-то дискуссий с гражданами Казахстана, то это вполне естественно, что там могут быть высказаны самые разные точки зрения, люди разные. Эта, конечно, страна по населению в 10 раз меньше, чем Россия, там, сколько, 15 миллионов, но все-таки это большая страна по европейским меркам. Но я убежден в том, что подавляющее большинство граждан Казахстана выступают за развитие отношений с Россией, мы это видим и знаем.
Вот вы знаете, что Назарбаев очень грамотный руководитель, я думаю, что на постсоветском пространстве он, может быть, самый грамотный, он бы никогда не пошел против воли своего народа. Он это тонко чувствует, он тонко чувствует, чего народ ждет. И все, что сделано за последнее время, благодаря, конечно, в значительной степени его организаторскому таланту, его политическому опыту, это все находится в струе интересов Казахстана как государства.
Я уже говорил, что он совершил совершенно уникальную вещь: он же создал государство на территории, на которой государства не было никогда. У казахов не было государственности никогда – он ее создал. В этом смысле он для постсоветского пространства уникальный человек, и для Казахстана тоже. Но, повторяю, дело не только в нем – дело в настроениях общества, большинства, подавляющего большинства общества.
И вот то, что мы сейчас делаем по строительству Таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийского союза, а это, кстати, его идея – Евразийский союз, я должен это признать, это не я придумал, это он придумал, и мы помогаем, то есть мы включились все в эту работу и ее доводим до логического завершения, – это основано и на значительном... Философы знают, вот эта евразийская идея, как она развивалась, кем она поддерживалась в России самой. И казахи ее подхватили, они исходят из того, что это выгодно для них, выгодно для развития экономики, выгодно для того, чтобы оставаться на пространствах так называемого большого русского мира, который является частью мировой цивилизации, выгодно с точки зрения развития промышленности, передовых технологий и так далее. Я убежден, что так оно и будет на среднесрочную и на долгосрочную историческую перспективу.
Казалось бы, ничего неожиданного или сенсационного Путин не сказал. Но уже на следующий день сначала в украинских, а потом и российских и зарубежных СМИ появляются сообщения под заголовками вроде «Президент Казахстана заявил о возможном выходе страны из Евразийского союза», «Назарбаев пригрозил выходом Казахстана из Евразийского союза», «Назарбаев намекнул Путину: мы никогда не сдадим нашу независимость, сделаем все возможное, чтобы защитить ее». В них приводились слова, сказанные Назарбаевым в интервью телеканалу «Хабар»:
«Если правила, изложенные в соглашении, не будут соблюдаться, Казахстан имеет право выйти из Евразийского экономического союза. Я говорил это раньше, и я говорю это снова. Казахстан не будет частью организации, которая представляет угрозу для нашей независимости. Наша независимость является высшей ценностью, за которую сражались наши предки. Прежде всего, мы никогда никому не сдадимся и сделаем все, чтобы защитить себя».
Многие СМИ и блогеры (например, «Дождь» и «Эхо Москвы») тут же стали раскручивать тему «развала Евразийского союза», подавая заявление Назарбаева как отклик на слова Путина, и сотни тысяч, если не миллионы читателей поверили в «ответ Назарбаева Путину». Между тем одним кликом в любой поисковой системе можно было установить, что интервью казахстанского лидера появилось за четыре дня до выступления Путина – 25 августа. И, естественно, сказанные им слова (а в полном варианте видно, что он говорит о том, что нет аргументов для пессимизма в отношении союза) не имели к селигерскому выступлению никакого отношения – пока его не использовали как инструмент информационной войны.
Если украинским СМИ просто необходимо создавать ежедневную картину «окруженной России», то нашим космополитам очень хочется сделать так, чтобы Россия поссорилась с ближайшими союзниками, Белоруссией и Казахстаном – и подобные новости как раз и призваны посеять недоверие в России к Назарбаеву. «Вот и он от Путина отворачивается», – подумают со злорадством одни. «Надо же, и Казахстан не хочет быть с нами», – с горечью запричитают другие. Мелкая, но достаточно эффективная информационная диверсия – никто потом не будет читать опровержение (да его и не будет).
Отношения России с Казахстаном – важнейшая для нас тема. Ничто из того, что говорил Путин на «Селигере», не может быть воспринято в Казахстане как оскорбление или намек на какие-то последствия, грозящие среднеазиатской республике в случае «неправильного поведения». Слова о том, что у казахов не было своей государственности (суверенной – потому что в составе СССР она у них появилась, но именно как у части большого союзного государства), а Назарбаеву удалось создать ее? Именно эту фразу пытались выдать за повод к несуществующему «ответу Назарбаева». Но мало того, что это исторический факт, так еще и сам Назарбаев не раз признавал его – казахские оппозиционные ультранационалисты даже подавали на него за это в суд, обвиняя в государственной измене.
То, что народ Казахстана выступает за тесные и дружеские отношения с Россией, а Назарбаев «никогда не пойдет против воли народа», – не выдумки Путина. Как и упоминание о том, что идея Евразийского союза принадлежит Назарбаеву – еще 20 лет назад, выступая в МГУ, президент Казахстана говорил о евразийской интеграции, о евразийстве. 74-летний Назарбаев, уже четверть века возглавляющий Казахстан (он стал во главе республики еще в те годы, когда никто в Средней Азии и не думал о независимости), является самым последовательным сторонником сохранения единства народов бывшего СССР, большой России – не случайно его не позвали в Беловежье в декабре 1991 года. При этом Назарбаев, естественно, укрепляет свою страну – в которой казахи как титульная нация получают все большее и большее влияние.
Население Казахстана за время правления Назарбаева и постсоветский период практически не увеличилось – как было, так и осталось 17 миллионов. При этом численность казахов выросла почти в два раза – с 6,5 миллионов до более чем 11. То есть из меньшинства казахи превратились в большинство – причем получившее независимое государство. Русско-украинское население, напротив, сократилось почти в два раза – с 7 с лишним миллионов до 4. Почти поголовно уехали и миллион немцев.
В 90-е годы русские массово уезжали из Казахстана – как потому, что оказались внезапно за границей России, так и по причине закрытия производств. Казахи оказывали протекцию соплеменникам и занимали все больше руководящих постов – и русские специалисты уезжали в Россию. Уезжали как те, кто приехал молодым выпускником в Алма-Ату, так и те, чьи предки-казаки много веков назад осваивали и заселяли край, лишь в советские годы ставший Северным Казахстаном. Это, безусловно, было трагедией русского народа – оставлять русские земли, на которых столетиями жил твой род. Да, уезжали не все, да, не в качестве беженцев – но миллионы людей покинули Казахстан не от хорошей жизни.
При этом сам Назарбаев не хотел отъезда русских. Он не поощрял резкий национализм, жестко пресекал попытки иностранных исламистов окормлять казахов-мусульман – но процесс оказахивания шел и набирал обороты. Русские стали меньшинством, причем не правящим – и, конечно, это не может нравиться ни русским в Казахстане, ни русским в России.
Но Назарбаев всегда подчеркивал необходимость реинтеграции – потому что понимал, что настоящей гарантией сохранения дружеских отношений между казахами и русскими в Казахстане станет максимальная реинтеграция двух государств. Не в ущерб казахам – как бы ни обвиняли его в этом националисты – а просто понимая, что два наших народа столетиями живут вместе, и никакой альтернативы этому нет. Одни тюркские народы теснее переплелись с русским (например, татары), другие меньше, но именно русские не только помогли тем же казахам сохраниться как этносу, но и приобщили кочевой народ к своей цивилизации и городской культуре, создали промышленность и все предпосылки для независимости. Теперь у казахов она есть – как и русский язык, которым они пользуются, как и четыре миллиона русских, которые живут в этой стране. Никто не собирается забирать у казахов независимость – но Назарбаев сам понимает, что в ней главное, а что второстепенное и формальное.
«Предположим, что мы законодательно запретим все языки, кроме казахского, – сказал Назарабаев в том же самом интервью телеканалу «Хабар». – Что нас тогда ждет? Судьба Украины. Нужно ли насильно всех привести к казахскому языку, но при этом в кровопролитии лишиться независимости, или благоразумно решать проблемы? Вопрос в этом. Что мы выбираем?» Геополитический, культурный, цивилизационный выбор Казахстана – быть вместе с Россией – сделал не один Назарбаев, а подавляющая часть народа Казахстана, русские и казахи. После Назарбаева казахская элита должна будет думать не о смене курса, а о том, как увеличить присутствие русских на руководящих постах в республике, как сделать так, чтобы они ни в чем не чувствовали себя ущемленными.
Казахстан без русских никогда бы не стал тем, что он есть сейчас – успешным евразийским государством. Казахстан без русских или с плохими отношениями с Россией не имеет будущего. Создание Евразийского союза, ликвидация барьеров между нашими государствами отвечает интересам как казахов, так и русских по обе стороны границы. Большой русский мир собирается разными путями – в том числе и через мирный вариант евразийской интеграции, последовательным сторонником которой выступает Назарбаев. И Владимир Путин – который предлагал такой же вариант Украине. В ответ на что Запад и местная русофобская элита попытались насильственным образом оторвать ее от большой России – спровоцировав войну и хаос.