Кто разыгрывает карту религиозных конфликтов в Грузии

На территории современного грузинского государства сосуществуют несколько религиозных конфессий. В принципе, они относительно мирно уживались на протяжении веков, однако в последние годы число конфликтов на религиозной почве здесь резко возросло...

.

Крест на полумесяц?

.

Несколько лет назад ситуация, явно разжигающая религиозную вражду, создалась в двух сёлах: Нигвзиани и Цинцкаро — в обоих селениях часть населения составляют мусульмане-грузины, не так давно переселившиеся из высокогорной Аджарии. Местные, состоящие преимущественно из христиан, упорно отказываются принять мигрантов, опасаясь, что как только мусульманам разрешат построить мечеть, их сёла перестанут быть христианскими...

.

А в других районах конфликты всё чаще принимают кровопролитный характер. Так, большие столкновения регулярно происходят в регионе Кахетии, где христианам-грузинам противостоят мусульмане-кистинцы, исповедующие агрессивные течения ислама. Здесь борьба происходит уже на уровне власти. Однажды представители местного отделения правящей партии «Грузинская мечта», имеющие поддержку в правительстве Грузии (христиане), избили одного из руководителей администрации села Халацани Панкисского ущелья (мусульманина). Для урегулирования ситуации в регион был даже переброшен отряд спецназа. В результате, четыре человека были арестованы, семеро получили тяжелые травмы и были госпитализированы...

.

Серьёзные беспорядки произошли также в селе Чела Адигенского района на юге Грузии. По решению светских властей там был демонтирован сборный минарет — власти решили, что он был ввезён в Грузию из Турции без уплаты таможенных пошлин. Демонтаж минарета вызвал взрыв ярости мусульман всего региона. Начались беспорядки, в ходе которых были задержанные и раненые...

.

А в ходе другого конфликта в селе Мохе между мусульманами и христианами задержали более десятка человек, ещё стольких же отправили в больницу. Причиной конфликта стал протест на отклонение требования мусульман передать им здание старой мечети, которое власти собрались переделать под библиотеку. Основой для решения властей послужил тот факт, что в селе уже есть одна мечеть и одна церковь, и постройка второй мечети только создаст дополнительные противоречия между христианами и мусульманами региона. «Строительство библиотеки для меня приемлемо, потому что библиотека отвечает интересам всего населения Мохе», – заявил государственный министр по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили.

.

Однако местные мусульмане мнение властей не разделили и устроили акцию протеста вокруг полуразрушенной мечети. Но это не остановило строительные работы, и мусульмане попытались блокировать строительную технику и дорогу в село. В результате, полиция не только произвела аресты, но и возбудила уголовное дело по серьёзной уголовной статье, предусматривающей лишение свободы.

.

Муфтий региона Мамука Вашакмадзе потребовал личной встречи с премьером, чтобы объяснить ему значение этой мечети для мусульманского населения региона и всей Грузии. Переговоры состоялись, однако губернатор края, Акакий Мачутадзе, заявил, что требования грузинских мусульман для него неприемлемы: «Они настаивают на обустройстве в здании резиденции муфтия. Мы предлагаем использовать для резиденции вторую, действующую мечеть».

.

Таким образом, вопрос с мечетью до сих пор остаётся нерешённым, а власти края по прежнему не идут на взаимодействие с местной мусульманской общиной и её лидерами. Это, в свою очередь, создаёт чрезвычайно напряжённую атмосферу в регионе.

.

Кстати, сложная ситуация усугубляется и географическим расположением края. Отметим, что Адигенский – второй по величине из шести районов региона Самцхе-Джавахети. С юга он граничит с мусульманской Турцией, а с запада – с Аджарской Автономной Республикой, где значительная часть населения также исповедует ислам. Кроме того, в этих районах достаточно высок процент армянского населения, и именно сюда, согласно международным обязательствам Грузии, должны вернуться турки-месхетинцы, депортированные из Грузии в годы Великой Отечественной войны. Между тем, конфликты в селах Моха и Чела сделали протестные акции мусульман систематическими, и уже привлекли недоброе внимание исламских радикалов соседней Аджарии и Турции.

.

Отметим, что такого рода проблемы в Грузии случаются не только между мусульманами и христианами: например, грузинские католики и православные из села Ивлита в Южной Грузии давно уже спорят, кому по праву принадлежит их общий пока храм...

.

Гладко очень на бумаге

.

Неужели грузинские власти не понимают остроты данного вопроса, который в любой момент может просто изнутри взорвать само грузинское государство? С одной стороны, государство вроде бы обращает внимание на проблему. Например, при премьер-министре страны недавно было создано государственное агентство по вопросам религий — в ведение новой структуры попали денежные средства из госбюджета, выделяемые религиозным конфессиям.

.

В прошлом году правительство Грузии решило выделить государственные дотации четырём конфессиям: Армянской апостольской церкви в Грузии, Католической церкви, Объединению мусульман Грузии и Объединению иудеев. Они получили финансирование в качестве компенсации за «ущерб, нанесённый им в советский период» — сумма пропорционально распределяется между данными религиозными направлениями (ранее только Грузинская Православная Церковь финансировалась государством — в бюджете 2014 года ей было предназначено более $14 млн.).

.

Премьер Иванишвили также неоднократно заверял, что гарантирует представителям всех конфессий, живущих в стране, мирное сосуществование, свободу вероисповедания, как это закреплено конституцией республики:

.

«Как премьер-министр этой страны, я беру на себя ответственность и обещаю гражданам нашей страны, к какой бы конфессии они ни принадлежали, — у них будут гарантии мирного сосуществования в стране»...

.

Однако данные шаги не смогли остановить недавние религиозные столкновения в стране. По мнению грузинских политиков, в этом виноваты главным образом происки неких врагов.

.

«На протяжении веков вместе с православными в Грузии мирно жили представители разных религий, и история не помнит ни одного подобного случая противостояния по религиозному вопросу. Поэтому считаю, что участившиеся случаи противостояния на религиозной почве носят признаки провокации и ставят целью дискредитацию грузинского государства», — подчёркивается в заявлении главы правительства Грузии.

.

Эту официальную позицию премьер-министра о вражеских происках поддерживает и министр по делам реинтеграции Паата Закареишвили...

.

О ком же идёт речь?

.

Враги внутренние

.

Во-первых, это радикальные исламисты. И надо сказать, что проблема здесь действительно есть — мусульманские ролики, способствующие межконфессиональным распрям в стране, в последнее время буквально наводнили интернет. Например, видеообращение боевика, воюющего за «Исламское государство», Омара Аль-Шишани (Батирашвили). Уроженец Панкисского ущелья, он обещал вернуться домой и «навести порядок вначале у себя на родине, где ущемляют мусульман, а потом и в России».

.

Впрочем, как полагают специалисты, боевиков с подобными настроениями в стране не так много, и вряд ли они смогут когда-либо стать реальной силой в регионе...

.

Во-вторых, во вредители, сеющих религиозную рознь, сегодня попал и бывший президент Михаил Саакашвили. Правящая сегодня «Грузинская мечта» обычно всегда крикливо встаёт на «защиту Православия» от прозападного «Национального движения» Саакашвили, которые якобы борются со всем грузинским, а прежде всего – с Церковью. Именно акцент на этой «борьбе» и был сделан в ходе предвыборной гонки партии «Грузинская мечта». Для некоторых политиков религиозный национализм вообще стал даже основной темой — например, для вице-спикера парламента Мурмана Думбадзе, выигравшего выборы в столице Аджарии Батуми...

.

Безусловно, в небольших городах и сёлах антизападные проповеди местного православного священника, обвиняющего во всех грузинских бедах лояльность Саакашвили к другим конфессиям, вполне могли оказаться решающими при выборе населения — и в глазах народа партия «Грузинская мечта» в данном случае действительно выглядела героем, «спасающим Православие».

.

Кстати, интересное наблюдение во времена Саакашвили сделал эксперт Гулбаат Рцхиладзе. По его словам:

.

«Нынешняя власть нашла простой и самый эффективный способ борьбы с Православием. Она поощряет Церковь материально: перечисляет ей бюджетные средства, предоставляет налоговые послабления, выделяет земли для строительства храмов, иногда одаривает высоких церковных чинов дорогими джипами и так далее. Этим власть создаёт видимость приоритетности православия в государстве и тем самым притупляет бдительность как общества, так и самой Церкви. А в основном вопросе — утверждении приоритета православного вероучения — со стороны государства не то что практически ничего не делается, напротив — поощряются провокационные вылазки „Института свободы“ и подобных ему организаций, финансируемых с Запада. Православие в Грузии хотят замкнуть в ритуализме, внешних эффектах, лишить его реального содержания и места в жизни народа».

.

По мнению эксперта, к этой предательской группе относится как сам Саакашвили, так и все его ближайшие сподвижники, вроде бывшего мэра Тбилиси Гиви Угулава, который неоднократно критиковал Православие как конфессию, якобы «затормаживающую развитие современного общества»...

.

Враги внешние

.

Также в пособничестве межконфессиональным розням грузинские политики не раз обвиняли российское правительство. В качестве рычага «российских происков» они обычно называют абхазский конфликт, который идёт вокруг проблемы отколовшихся частей Грузии — Абхазии и Южной Осетии, объявивших о независимости.

.

Впрочем, здесь удивительного ничего нет — Россия уже давно объявлена противником, и на неё привычно валят все промахи и неудачи Грузии. А совсем недавно президент Грузии Маргвелашвили даже призвал международное сообщество «объединиться для разработки антианнексионной политики России, которая распространяется на всё постсоветское пространство». Он предлагает масштабно рассмотреть данную проблему на международных форумах и предпринять совместные шаги против этой политики. Правда, прямые связи с религиозными столкновениями в Грузии президент не отмечает, но обращает внимание на то, что «действия России несут в себе угрозу стабильности на Южном Кавказе»...

.

Ещё одним «нарушителем религиозного спокойствия» объявлена Турция. Лидер партии «Грузинское собрание» Джонди Багатурия даже заявил, что за обострением обстановки стоят именно спецслужбы южного соседа.

.

«Они очень активно и очень нагло действуют на территории Грузии, — заявил Багатурия. — Особенно в Аджарии, Ахалцихе и Ахалкалаки». Причину вмешательства во внутренние дела Грузии политик видит в стремлении Турции возродить Османскую империю.

.

«В среде турецких властей очень популярна идея «великого Турана, — говорит он. — Например, министр иностранных дел Турции явно и нагло заявил, что Батуми так же принадлежит Турции, как и Бенгази. Неужели любая страна – Франция, Германия, США или сама Турция – после такого заявления со стороны главы МИД соседнего государства, не будет опасаться и рассматривать подобные инциденты в призме подготовки условий для масштабных провокаций в своих регионах?! В Ахалцихе и Аджарии именно это и происходит».

.

Если абстрагироваться от фантастической идеи «великого Турана», то интерес Анкары в Грузии действительно прослеживаться достаточно чётко. Прежде всего Турция — это главный инвестор в экономику Аджарии, Ахалцихе и Ахалкалаки. По данным консульства Турции в Батуми на 2012 год, только в Аджарии турецкие компании создали для местных жителей шесть тысяч рабочих мест. Оценивая ситуацию, армянская газета «Новое время» привела слова грузинского дипломата и политолога Гамлета Чипашвили: «Экономически Турция полностью оккупировала Грузию при полной неспособности властей защитить внутренний рынок и местных производителей. Турция уже отобрала у нас Аджарию — и в религиозном, и в экономическом планах»...

.

Да, Аджария населена преимущественно мусульманами. Считается, что этот регион был в Советском Союзе единственной автономией, сформированной не по этническому, а по религиозному признаку. Долгие годы эта автономия провела в составе Османской империи, лишь в 1921 году по Карскому договору Турция передала свои права на эту территорию Советскому Союзу, и турки об этом никогда не забывали.

.

Однако очевидно, что в проблемах региона более всего виноваты вовсе не они, а именно власти Грузии! Ибо все здешние религиозные столкновения и конфликты, как по мгновению волшебной палочки, начинаются именно в ходе разного рода выборов, когда грузинские политики любыми способами стремятся заполучить голоса избирателей. Не забывают при этом грузинские лидеры и высказывать соответствующие обвинения в адрес друг друга. Так, во время своей избирательной компании премьер-министр страны Иванишвили прямо обвинял президента Михаила Саакашвили в том, что тот якобы потворствует «турецкому экспансионизму, представляющему угрозу для грузинской культуры, возможностей трудоустройства и даже самого суверенитета страны».

.

А вот что заметил французский журналист Ян Амель, недавно вернувшийся из поездки по Аджарии. По его словам, сегодня в автономии происходят «настоящие чудеса»: «В 1991 году 75% аджарцев были мусульманами, сегодня они стали 75% православными. Как объяснить эти преобразования, по-видимому, единственные в мире?». Понятно, что такого рода произвольное «перекрещивание» населения со стороны властей Грузии ни к чему хорошему не может привести в принципе! И касается это не только Аджарии...

.

...Таким образом, межконфессиональные конфликты в Грузии — это не столько происки «врагов государства» из вне, сколько неизбежная составляющая политической борьбы внутри самой страны. Тем самым грузинские политики играют с очень опасным оружием, которое в любой момент может выстрелить — и прежде всего в того, кто сегодня его так неосторожно держит в своих руках...

5
1
Средняя оценка: 2.85204
Проголосовало: 196