Борьба двух парадигм, или Почему в России рельсовый путь шире

15 апреля 1836 г. был опубликован указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги — исключительно в виде опыта, целью которого было испробовать, насколько наш климат допускает возможность сооружать в стране рельсовые пути.

.

Официальное открытие железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 г. В то утро многочисленные жители столицы толпились на Семёновском плацу в ожидании отправления первого поезда. В помещении только что построенного здания станции у Загородного проспекта собрались высокопоставленные гости. Все они с любопытством рассматривали состав из восьми вагонов с паровозом впереди, стоявший у перрона. По приглашению членов правления дороги пассажиры заняли свои места, и в 12 часов 30 минут, по звонку колокола, поезд, управляемый Ф. А. Герстнером, плавно отошёл от платформы. Через 35 минут под громкие аплодисменты и крики «ура!» встречавших он прибыл в Царское Село, преодолев 23 км. Там в одном из залов станции был дан банкет. На обратном пути Герстнер, желая показать все возможности железной дороги и паровоза, развил фантастическую по тем временам скорость, покрыв весь путь от Царского Села до Петербурга за 27 минут. Средняя скорость составила 51 км/ч, временами она превышала 60 км/ч. Люди были буквально потрясены.

.

На этом мероприятии присутствовал практически главный виновник этого торжества – его императорское величество Николай Александрович Романов. В своей речи он отметил значение открытия первой русской железной дороги для развития России в целом и её международного авторитета. И, дав отмашку белым платком, самодержец всея Руси, отправил в свой первый путь не только первый отечественный паровой локомотив, но и в целом всю историю развития российского железнодорожного транспорта.

.

1 февраля 1842 г. император подписал указ, в соответствии с которым предполагалось начать строительство Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. Инициатором строительства этой первостепенной магистрали на сей раз выступило правительство, возложившее на казну финансирование этого предприятия.

.

При этом Николай I не препятствовал подробному изучению и рассмотрению правительственным органами предложений частных предпринимателей о строительстве тех или иных рельсовых путей.

.

11 августа 1842 г. был образован Департамент железных дорог, в котором сосредоточились все распоряжения о постройке новой линии, а впоследствии и других рельсовых путей.

Именно тогда и был сделан выбор ширины Российского стандарта – 1524 мм. Ранее построенная Царскосельская железная дорога имела ширину колеи 1829 мм. Американские инженеры выбрали другое значение – ровно 5 английских футов, в отличие от более узкой - 4,85 фута (1435 мм), действовавшей в западноевропейских странах.

.

6 августа 1851 года император Николай I подписывает указ, согласно которому в России появились так называемые «железнодорожные войска» в обязанности, которых входило обеспечение функционирования всего комплекса железных дорог в России. На первоначальном этапе в состав железнодорожных войск вошло 14 отдельных по подчинённости военно-рабочих рот, две роты кондукторского и телеграфного персонала. На тот момент общая численность этой структуры составила 4340 человек, включая начальствующий состав, а дата 6 августа 1851 года и по настоящее время считается днем создания «Железнодорожных войск России». Именно с этого момента русская железная дорога получила свой официальный статус. А результаты этого начинания не заставили себя так долго и мучительно ждать. Так на основе опыта полученного при эксплуатации Царскосельской железной дороги к 1851 году была построена двухколейная железная дорога Санкт-Петербург – Москва, а затем Санкт-Петербург – Варшава, сданная в эксплуатацию в 1862 году.

.

Именно в России даже раньше, чем во многих других странах Европы утвердили единый стандарт колеи. И если уж быть абсолютно точным, то ширина колеи Царскосельской дороги, которую построил Герстнер, составляла не пять футов (1524 мм), а шесть, то есть 1829 мм! Стандарт 1524 был принят в России уже позднее – в ходе постройки Николаевской железной дороги в 1855 году.

.

Принято считать, что строительство более широкой колеи, нежели в Европе, было обусловлено военными целями. В случае вторжения вероятного противника в Российскую Империю, враг по железной дороге смог бы за несколько суток перебросить к столице достаточное количество войск, чтобы создать серьёзную угрозу её захвата. Необъятные расстояния и отсутствие проезжих дорог не раз выручали страну в лихие годины. А тут получалось, что железная дорога лишает Россию этих традиционных стратегических преимуществ!

.

Как видим, в Европе к этому времени уже есть железные дороги, в этих странах не существовало единства мнений относительно выбора ширины колеи. Стефенсоновская колея в Англии была принята по ширине обыкновенной повозки — 1435 мм, другие же дороги имели колею 2135 мм. Только в 1846 г. в Англии установилась единая колея — 1435 мм. И принятие другого решения наверняка было выбрано отнюдь не случайно.

С учётом международной обстановки того времени, эта версия имеет вполне логическое обоснование. И Указ царя от 6 августа 1851 о введении в строй «железнодорожных войск», яркое тому подтверждение. Именно войска, а не просто транспортная система. Акцент однозначен.

.

Николая специально не готовили к управлению такой огромной империей, как Россия. Его интересовало, прежде всего, военное дело. Однако нужно отметить, что его природный ум, железная воля, любовь к дисциплине давали ему возможность достаточно эффективно управлять государством.

.

Николая I традиционно считают жандармом Европы. В конце 40-х годов поднялась  грозная волна революций в Западной Европе. В феврале 1848 года вспыхнула революция во Франции, весной - в Германии, Австрии, Италии, Валахии и Молдавии. Все эти события Николай I рассматривал как непосредственную угрозу российскому самодержавию. Именно поэтому он принял активное участие в подавлении революционного движения. Консерватизм внешней политики Николая выразился в том, что он неустанно боролся с революционными движениями в странах Европы дипломатическими, политическими и даже военными методами. В 1849 году Николай помог Австрии подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, которая тогда входила в состав Австрийской империи. Когда венгерское восстание грозило разрушением Австро-Венгерской монархии, австрийский монарх Франц-Иосиф попросил Николая I о помощи. Русский император послал 150-тысячную армию, которая подавила восстания и восстановила в Венгрии власть австрийского императора. Также русские войска задушили революционные выступления в Молдове и Валахии.

.

Николай, конечно, переживал тревогу во время революций 1848-1849 гг. в Европе. Он лично написал Манифест, в котором говорил о «новых смутах», взволновавших Западную Европу после «долголетнего мира», о «мятеже и безналичии», которые возникли во Франции, но охватывают и Германию, угрожают России.

Вмешательства России в европейские дела, ее защита старого порядка вызвали возмущение в либеральных кругах европейских стран. Николай I заслужил себе звание «жандарм Европы». Таким образом, и правительства и народы Европы боялись и не любили Россию и её, по их мнению, реакционного и высокомерного царя и рады были воспользоваться первым случаем, чтобы уничтожить силу и влияние России в Европейских делах.

.

Таким образом, не учитывать опасность, исходящую со стороны Европы для России было бы проявлением недальновидной политики, чего нельзя сказать о российском самодержце.

Впоследствии, ещё один Романов – Александр Третий, прозванный Миротворцем, в ответ на угрозу Англии задействовать весь свой флот против России, мобилизовал Балтийский флот. Учитывая то, что британский военный флот превышал российский, по крайней мере, в пять раз, этот акт можно считать актом чрезвычайной смелости, непреклонной воли и непоколебимости позиций на международной арене. Прошло две недели. Лондон замолчал.

У России есть только два союзника: ее армия и флот, это и есть квинтэссенция внешней политики России при Александре Третьем Миротворце.

Но вернёмся к нашей «рельсовой войне».

.

Действительно, уже почти через девяносто лет, широкая колея сыграла очень важную роль в жизни страны в роковом 1941 году. Гитлеровские стратеги, планируя нападение на СССР, допустили весьма серьёзную ошибку. Самонадеянно рассчитывая разбить Красную Армию ещё в приграничных сражениях и стремительным блицкригом захватить Москву, они никак не планировали вести долгосрочную военную кампанию. Поэтому зимой 1940–1941 года железнодорожные войска Вермахта вместо того, чтобы готовиться к масштабной перешивке российской колеи на европейскую, занимались расширением железнодорожной сети Польши. Гитлера больше беспокоил вопрос концентрации сил на границе, нежели снабжение своих войск в ходе длительной кампании. И это при том, что в соответствии с планом «Барбаросса» российские железные дороги должны были стать основными коммуникациями, обеспечивающими германскую армию на территории СССР.

.

Даже после начала оккупации, перешивке российской колеи немцы не уделяли должного внимания. Оснащение германских железнодорожных войск оставляло желать лучшего. Более того, им даже урезали поставки горючего в пользу фронтовых частей. И даже когда гитлеровское командование опомнилось и бросило все имеющиеся силы на перешивку колеи, в сутки удавалось перешивать в среднем лишь по 20 км. Так, к 10 июля 1941 года удалось подготовить 480 км пути. Но эта магистраль обеспечивала лишь десятую долю объёма необходимых Вермахту поставок.

Британский историк Роберт Кершоу в своей книге «1941 год глазами немцев: берёзовые кресты вместо Железных», рассказывает, что группа армий «Центр» ежедневно нуждалась в поставке 34 железнодорожных составов. Однако она получала максимум 18, да и то в лучшем случае. Недостаточное снабжение, нехватка живой силы и недопоставки техники сдерживали армии Вермахта, и не дали гитлеровцам как следует подготовиться к наступлению на Москву. Таким образом, широкая российская колея, наряду с суровыми морозами, а также отвагой и мужеством защитников, сыграла свою роль в поражении гитлеровских войск под Москвой.

.

Следует обратить внимание на тот факт, что Россия, тем самым, отгораживалась от Европы, защищалась от неё и не имела целью нападение. И угроза если и исходила, то совсем с российской стороны, тому подтверждение и Крымская война, начатая объединенными силами Европы, в составе которых были и английские и французские войска, наряду с турками, в 1854 году. Тяжёлое положение России в этой войне, ускорило смерть заболевшего императора.

Если проанализировать события Крымской кампании и героической обороны Севастополя, и то, что произошло в следующем веке в начале его в 1914 и в 1941-ом, можно прийти к однозначному выводу – Россия и Запад представляют собой два разных мировоззрения, две разные парадигмы. И если для Запада во все времена во главу угла ставился практицизм и выгода, свидетельством чему вся колониальная политика Европы в отношении других стран старого и нового света, то Россия с её вечными поисками истины, предстаёт перед нами, в совсем другом свете. Наше русское «сгорел сарай, гори и хата», стало притчей во языцех. Россия всегда несла другим народам освобождение от рабства тиранов, а не само рабство. Зачастую присоединение происходило по воле и желанию самих народов, они шли под защиту Русского знамени. И поводу разочароваться в этом у них никогда не было. Россия на европейском театре военных действий выступала в роли защитника интересов братских народов, балканских славян, или же по просьбе правителей государств, с которыми она была на тот момент в военном союзе.

.

Из 537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до Брест-Литовска, Россия провела в войнах 334 года. Дальше идёт советский период. Однако на историю войны следует смотреть не с советской точки зрения (она слишком узка), а с точки зрения интересов русского народа. Русская история насчитывает тысячелетия. Какова же история ХХ века, если ее оценивать именно с русской точки зрения? В сущности, Первая и Вторая мировые войны сливаются в один крупный вооруженный конфликт между немцами и русскими при услужливом содействии Запада обеим сторонам. Американский сенатор Трумэн (позднее занявший кресло президента) сказал, что если в войне будут побеждать русские, США следует помогать немцам; если немцы – русским. «И пусть они убивают как можно больше».

.

Эта фраза – ключ к пониманию политике Запада в отношении России.

.

Вторая мировая война, как и Первая, преследовала одну цель – как можно большее уничтожение русского народа. Надо сказать, организаторы войн добились своего. За счет гибели «миллионов русских солдат в серых шинелях» Запад и англосаксы сохранили господствующее положение в мире. Россия же оказалась на грани распада и превращения в заурядную страну третьего мира.

Именно тогда после краха и уничтожения трёх империй, началось строительство нового мирового порядка, и теперь спустя век мы можем наблюдать воочию результаты и плоды этого строительства.

Джеймс Ротшильд 6 сентября 1920 года в газете «Монинг Пост»  пишет: «Союз, который мы хотим учредить, не будет французским, английским, ирландским или германским, а только еврейским универсальным! Все другие народы и расы разделены по национальности, и только мы не имеем сограждан, а лишь исключительно религиозное объединение!». Через год, германский сионист Ратенау пишет: «Только триста человек, из которых каждый знал других, управляют судьбами Европы. Они выбирают своих наследников из своего окружения»  («Плейн Инглиш», 11 июля, 1921).

.

И как тут не вспомнить, как англичане, во Вторую мировую, стёрли с лица земли Дрезден, с его жителями, как немного позже, американцами, были уничтожены в атомном аду два японских города, Хиросима и Нагасаки, как сжигались напалмом деревни со стариками и детьми во Вьетнаме.

Планомерное уничтожение целых стран, начиная с Югославии, череда всех этих «цветных революций»,  бомбёжка мирных городов в Иране, Сирии – всё это звенья одной цепочки и конец похоже уже близок и имя ему – Апокалипсис.

.

Но и сегодня они ещё боятся нас, помня уроки Второй мировой, теперь эта война выглядит по-другому. Выживем мы в этой войне или нет, не знаю, но верю, что выживем. Добро должно победить зло и если мы не предадим нашу национальную идею, то обязательно победим. Тому примеров в истории России множество.

Мы приходим в этот мир, чтобы сделать выбор, каким путём пройти. Война за человеческие души не прекращается ни на секунду. И прав был Николай I, когда назначил для России отличный от европейского стандарт ширины рельсового пути.

5
1
Средняя оценка: 2.79048
Проголосовало: 105