Днесь вод освящается естество
Днесь вод освящается естество
«Значимость Иордана невозможно переоценить, ибо историческая роль реки превышает все мыслимые рациональные выкладки», — писал знаменитый археолог Нельсон Глюк об этой мутноватой, невеселой, а кое-где и опасной речке, как бы ничего о себе самой не помнящей...
Но пришедшие к иорданскому берегу «вся страна Иудейская и Иерусалимляне» (Мк. 1, 5), чтобы услышать проповедь «дикого человека», — таково было прозвище Иоанна Предтечи Христова, данное Пророку недоброжелателями из числа фарисеев и книжников, — пришедшие к нему помнили все.
Из книги Иисуса Навина следовало, что в воду Иордана были ввергнуты камни — в память чудесного перехода израильтян по дну реки словно по суху; блаженный Иероним, живший на Святой Земле в IX ст., свидетельствует, что эти камни, поставленные на месте прохождения, были видны еще в его время. Именно там, возле Вифавары (Бет-Авара, то есть переправа) крестил народ последний Пророк Ветхого, уходящего, Завета. И, указуя на белесые скользкие глыбы, он произнес грозно:
«И не думайте говорить о себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9).
.
Кстати, арамейском и древнееврейском языках слова «сыновья» и «камни» — созвучны, а во множественном числе и рифмуются, так что слова Иоанна являли собою удобоусвояемый афоризм. Впрочем, по иным толкования, Креститель под камнями разумел язычников, — хотя трудно понять, откуда в толпе, окружавшей пророка, взялось сколько-нибудь заметное число таких, кто бы не исповедовал закон Моисеев. Так или иначе, а паломники несли — и по сей день несут — от святой реки сточенные в овоид каменные обломки; и не все ли мы из них возведены в сыновей Аврааму?
«Начало миру — вода, начало Евангелию — Иордан», — сказано у св. Кирилла Иерусалимского. Как во втором стихе книги Бытия, в день Крещения дух Божий вновь парил над водою, - над мокрыми русыми («кои вились на оконечности» - церковный историк Никифор Каллист) волосами Христа, и Сам Бог-Отец, Господь Воинств, — по выражению одного современного церковного автора, — не стерпел и воскликнул: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем-же благоволих!»
.
...Немало лет тому назад пишущий эти строки обнаружил на книжном развале весьма любопытный противохристианский сборник, озаглавленный «Сей Завет: критические замечания на Новый Завет, извлеченные из древней и новой словесности Израилевой». Составитель книги утверждает, в частности, будто бы прилагаемое к Иоанну Крестителю пророчество Исаии: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40, 3) — трактуется-де христианством произвольно, поскольку пунктуация (в оригинале пунктуации, в нашем понимании, нет) этих стихов искажена в угоду экзегезе. По мнению критика, следует сместить двоеточие, поставив его у слова «вопиющего». Надобно сразу же сказать, что крупнейший специалист-новозаветник, профессор Давид Флюссер (заметим, сам верующий иудей), к которому автор счел тогда же возможным обратиться по телефону за консультацией, недвусмысленно заявил, что пресловутое двоеточие в евангельском тексте пребывает на своем месте.
.
В тексте же пророка Исаии, как он известен нам, стоит: «...прямыми сделайте в степи стези Богу нашему», — соответствующее слово, переведенное как «степь» значит, опять-таки, «пустошь, пустыня», где, однако, можно обнаружить кое-какую растительность. Но автор-составитель сборника «Сей Завет» не одинок. В сравнительно недавнем переводе Священного Писания на арбский язык, сделанном в Ливане, двоеточие поставлено именно после «вопиющего»: путь Господу предлагается приготовить (скорее, — освободить) в пустыне.
Все это не стоило бы столь подробного разбора, если бы «проблема двоеточия» не содержала в себе частичного ответа на действительно существенный вопрос: чем — важнейшим! — разнятся между собою позиции Иоанна Крестителя и ессейских сект, кумранитов, к которым, как иногда полагают, первоначально принадлежал Креститель. О сходстве их учения и образа жизни с Иоанновыми существует обширная литература. Кумраниты применяли к себе и пророчество Исаии, — но они-то как раз сами и удалялись от «нечистых» людей в пустыню, чтобы приготовить пути Господу, а Иоанн Предтеча звал приготовить пути Господу в пустыне, среди людской пустоши. «Это пророчество евангелисты и сам Иоанн Креститель понимают в преобразовательном смысле... Пустынею же в этом духовном смысле будет самый народ израильский, а ее неровности, которые следует устранить, как препятствие к пришествию Мессии, суть грехи человеческие; отсюда и сущность проповеди Иоанновой: покайтесь» (Боголепов. Руководство к толковому чтению Четвероевангелия).
.
Кумраниты удалялись в пустыню, отвращаясь от «сынов погибели», которым не дано очиститься: оттого к обряду омовения «во оставление грехов» допускались только те, кто вступал в их содружество. Иоанн же, подготавливая пустыню людскую к явлению Христа, принимал всех: мытарей, воинов, посадских, — кто бы не пришел к нему.
Придя в 28 г. к селению Вифавара, что находилось в нескольких верстах от Мертвого моря. Господь знал «что Он делает и для чего Он делает» (прот. А.В. Горский). «Иисус Христос требует для Себя крещения, как символа покаяния в грехах человечества», — читаем мы в одной из праздничных проповедей. Но верно ли здесь, применимо ли – само понятие символа?
«Он приходит на иорданские воды с тем, чтобы омыть грехи мытарей и грешников, — говорит святой Иоанн Златоуст. — О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с диаволом, а я оказываюсь победителем; Он крестится, а с меня снимается скверна...»
И Предтеча, исполненный пророческого духа, знает, что вот сейчас, на его глазах, Агнец Божий берет на Себя грехи мiра, и, по-человечески, пытается удержать Его, потому что Богоявление — это Огонь Поядающий, — а не об огне ли он сам недавно говорил народу?
- «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?!» (Мф. 3, 14).
Через три года - о том же спросит Спасителя Апостол Петр:
- «Господи! Тебе ли умывать мне ноги?» (Ин. 13, 6-7).
И ответ схож: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнять всякую правду. Это Иоанну. А вот Петру: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин.13, б-7).
.
Иоанн соглашается сразу, ученик — сперва спорит, но и в том, и в другом случае — евангельское служение Христово длится до конца.
«Преподобный Паисий Великий молился за своего ученика, который отрекся от Христа, и когда он молился, явился ему Господь и говорит: Поисие, за кого ты молишься; ведь он же отрекся от Меня? — но преподобный продолжал жалеть своего ученика, и тогда Господь сказал ему:
— Поисие, ты Мне уподобился любовью.
Так стяжевается мир, и кроме сего другого пути нет» (Привожу в изложении Св. Силуана Афонского. О мире).
Христос, по словам того же св. Силуана, был до того «печален о народе», что пошел за них на крестную смерть.
И здесь, на Иордане – положено было начало крестного пути - ведущего к Голгофе и Воскресению.
.
К месту Крещения Господня и в наши дни добираться бывало трудно: в начале восьмидесятых годов XX века тогдашний Патриарх Иерусалимский получил от иудейских властей дозволение посещать эту часть иорданского берега на праздник Богоявления, но участие в паломничестве требует всякого рода проверок, предварительных уведомлений и проч., и проч.,— так что побывать там удавалось не всем и не всегда.
«...Мы решились погрузиться в струи иорданские, хотя быстрота течения и пугала нас; однако сила воли взяла свое, и мы вошли в воду. Почти невозможно было стоять от сильного течения и скользкого грунта, так что мы должны были держаться друг за друга и таким образом могли войти в воду немного выше колена, но далее рискованно было углубляться» (А. Коптев. Воспоминания о поездке в Константинополь, Каир и Иерусалим в 1887 году. СПб, 1888).
Безхитростный наш соотечественник, возможно, сам того не подозревая, «символически» являет в своем описании образ Крещения во Христа, блаженная тяжесть которого казалась христианам первых веков до того труднопереносимой, что крестились они перед смертью, чтобы не «рисковать».
........................................................................................................................................................
«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшегося Христа. Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема».