Признаки «идеологической ловушки» белорусской государственности на примерах культурной жизни Минска

2014 год в Республике Беларусь проходил под знаком «Гостеприимства», что было связано с важным для страны событием - Чемпионатом мира по хоккею. Надо отметить, что республика достойно справилась с организацией столь масштабного международного мероприятия, гости увидели современный и гостеприимный город. Однако, спортивных туристов из России, которых было большинство, часто смущали появившиеся внешние признаки уже чужого, и не столь близкого как ранее города. Было отмечено появление указателей на «белорусской латинице», удивляли объявления в транспорте на белорусском и английском языках при отсутствии таковых на русском, хотя подавляющее большинство, и гостей, и жителей Минска - русскоязычные. Но, указатели на «латинице», как и прочие «европейские мелочи», не столь существенны. Гораздо важнее то, чего не замечает поверхностный взгляд приезжего, но заметно коренным минчанам, хорошо знающим историю своего города.

.

Например, если посмотреть на фотографии центра Минска в районе площади Свободы советского периода, а тем более конца XIX и начала XX веков, то сразу бросается в глаза то, что на месте общественных и культовых зданий в стиле, характерном для Российской империи, за последние полтора десятка лет появились реконструированные строения, в так называемом «сарматском», и в стиле Виленского барокко, модных в конце XVII - XVIII в.в. на территории восточной части Речи Посполитой, то есть нынешней Республике Беларусь.  Этот архитектурный облик городов бывшей Речи Посполитой с ее костелами, униатскими церквями, ратушами и памятниками польско-литовским князьям и магнатам как раз и пытаются сейчас представить, как истинно белорусский. Однако, все это является ничем иным, как визуализацией в камне фальсификации белорусской истории.

.

Что же было на самом деле в конце XVII и в XVIII веках? После казацко-крестьянских войн под предводительством Богдана Хмельницкого и русско-польской войны 1654—1667 годов, все белорусские города радикально изменились по своему этническому и конфессиональному составу. Во время тех событий православные горожане и крестьяне массово вливались в казацкие полки и сражались против польской шляхты. Шляхетское ополчение и немецкие наемники под общим командованием гетмана ВКЛ Януша Радзивилла, подавляя народные выступления, уничтожили почти все крупные города в центральной и южной части Белой Руси.

.

Особенно пострадали Брест, Пинск и Бобруйск, в которых было вырезано все православное население от грудных младенцев до стариков. Западнорусское православное дворянство и горожане, не пожелавшие изменить вере и ополячиваться, массово уходили в Русское царство. В итоге, с конца XVII столетия белорусские города окончательно изменили свой этнический состав и стали опорными пунктами польско-католической колонизации Западной Руси. Тогда же в 1693 году был запрещен западнорусский письменный язык, и всё делопроизводство было переведено на польский. Древнерусская культура, веками развивавшаяся на белорусских землях, выдвинувшая целую плеяду общерусских просветителей, таких как Георгий Скорина, Симеон Полоцкий и многие другие, была уничтожена, а ее остатки только теплились в сельских церквях и крестьянских избах. Минск в XVII-XVIII веках был уже в основном польско-католическим и униатским городом с соответствующей архитектурой.

.

Однако, исторический центр Минска сегодня почему-то реконструирован как польский город XVIII века, а не более ранний древнерусский, или таким каким он был во второй половине XIX и начале XX веков, когда стал крупным губернским центром Российской империи.

.

В 2003 г. на площади Свободы по «вольному проекту» был отстроен новодел городской ратуши, в которой, якобы, в XVIII веке заседали предки современных белорусов. Вдобавок рядом с ней в 2014 году установили еще и бронзовую скульптуру польского войта. Но ведь известно, что белорусы были допущены к управлению городом только со второй половины XIX века, когда уже стояла Минская городская думу, а ратуша из-за ветхости давно была снесена.

.

В 2011 году на месте православного кафедрального Петропавловского собора, взорванного большевиками в 1936 году, было построено здание, полностью повторяющее вид бывшей униатской церкви Святого духа, в том виде в каком она была в XVIII веке, до пожара, после которого на этом месте и был построен Петропавловский собор. При этом надо отметить, что изначально с древних времен на этой, господствующей над всем городом точке, стояла православная церковь. И было бы символично и справедливо если бы там воссоздали православный кафедральный собор, как это сделали в Москве с Храмом Христа Спасителя, тоже взорванном в 1936 году.

.

Возникает вопрос, - почему в историческом центре города на площади Свободы (бывшая Соборная) не воссоздан архитектурный облик второй половины XIX века, когда после подавления польского мятежа 1863 года и Великих реформ императора Александра II Минск вновь стал наполняться белорусами, и над всем городом господствовал православный Петропавловский кафедральный собор? Почему в сквере, где стоял памятник Александру II Освободителю, находится огромная яма, накрытая стеклянной пирамидой как в Лувре во дворе Наполеона? Это ряд совпадений или что-то иное?

.

Архитектор Сергей Багласов, разрабатывавший проект реконструкции площади, в своих интервью неоднократно заявлял, что он еще с начала восьмидесятых годов, работая над этим проектом, тесно сотрудничал с Олегом Трусовым, который известен как последовательный белорусский националист, весь национализм которого сводится к русофобии и ненависти к Русской Православной Церкви.

.

21 апреля 2013 г. в Минске во Дворце искусств, в рамках 11-й православной духовно-просветительской выставки «Вербны кірмаш», состоялась публичная конференция «Династия Романовых в исторической судьбе Западной Руси», посвященная 400-летию Дома Романовых. На конференции было принято обращение к властям города Минска с просьбой рассмотреть вопрос о восстановлении памятника Александру II на площади Свободы. После длительной переписки от городских властей был получен отказ в восстановлении памятника, со ссылкой на экспертное заключение Института истории НАН Беларуси, в котором в частности говорится: «Роль Аляксандра II у гісторыі Беларусі супярэчлівая, неадназначна ацэньваецца ў сучаснай гістарычнай навуцы і ў грамадстве. Аднаўленне помніка Аляксандру II можа з'явіцца дэманстрацыяй сімвалізма расійскага самаўладдзя на беларускіх землях і будзе неадназначна ўспрымацца ў грамадстве».

.

Однако, на площади Свободы рядом с тем местом, где ранее стоял памятник Александру II городскими властями уже принято решение установить памятник польскому композитору Монюшко, предположительно бывшего автором популярного у польских повстанцев 1863 года «Марша зуавов», и потом, уже с новым текстом, ставшего революционной «Варшавянкой». Следует сказать, что решение об установке памятника Монюшко последовало после обращения группы общественников, стоящих на националистических «литвинских» позициях, отвергающих родство белорусов и русских, во главе с одним из идеологов «литвинства» Алесем Белым. Не мешает также заметить, что Институт истории НАН, волнуясь о возможной неоднозначной оценке общественностью «символизма российского самодержавия на белорусских землях» в случае восстановления памятника российскому императору, поставленному самими же белорусами, совершенно спокоен по поводу символизма французской оккупации Минска во время отечественной войны 1812 года, когда французы на этом месте в день рождения Наполеона 15 августа 1812 года установили его бюст. Вот в этом и смысл стеклянной пирамиды в историческом центре Минска как в Лувре на площади Наполеона.  В этой стеклянной пирамиде мы имеем визуализацию еще одного сюжета фальсификации истории, в результате которой термин «Отечественная вона 1812 года» был изъят из белорусских учебников и заменен чужой для белорусов «франко-русской войной». За последние годы в подобном польско-европейском колониальном стиле реконструированы исторические центры практически всех белорусских городов (подготовка некоторых кругов вновь стать «Восточными Кресами»?).

.

И тут со всей очевидностью перед нами проявляется следующая парадоксальная ситуация: белорусы в подавляющем большинстве православные (82.5%), с Православной Церковью у государства установлены партнерские отношения, существует Союзное государство Беларуси и Российской Федерации, в официальных заявлениях постоянно подчёркивается о нерушимости братских уз белорусского и русских народов, и в то же время в культурной жизни не только белорусской столицы, но и других городов, преобладают и официально поддерживаются работы представителей творческой интеллигенции, исповедующих католичество или униатство, стоящих на националистических и русофобских позициях, и в добавок, находящихся в оппозиции к нынешнему политическому режиму.  Все это выливается в массовые исторические фальсификации, воспроизводимые в культурной жизни в виде театральных постановок (пьеса «Пане Коханку», балет «Князь Витовт» ...), поп-музыки (группы «Стары Вольса», «Ліцвіны» …) популярной псевдоисторической литературы (Владимира Орлова, Анатолия Тараса, Михаила Голденкова …). И если отдельными белорусскими историками вольно интерпретируется история с более-менее осторожной фальсификацией, то творческая интеллигенция, опираясь на работы этих историков, уже не стесняясь массово тиражирует русофобские и, следовательно, белорусофобские мифы. Здесь показателен ажиотаж вокруг белорусских «вышиванок», выставка-продажа которых прошла в декабре 2014 года во Дворце искусств города Минска, и организованная общественной инициативой «Арт Усадьба» («Арт Сядзіба») и общественной организацией «Белорусский союз художников». С одной стороны, следовало бы только приветствовать такой интерес к народному творчеству, если бы суть популяризации элементов орнамента в этой компании не заключалась в том, чтобы показать изначальное культурное отличие белорусов от русских. На выставке преобладали мотивы белорусского национализма и литвинства вплоть до изображения герба «Погони» и бело-красно-белых флагов коллаборационистов времен Великой Отечественной, а также шевроны с изображением «белорусского» аналога Романа Шухевича – Михаила Витушки. Параллели с киевским Евромайданом  и «украинской вышиваночной истерией» прослеживались и в том, что танцевальный коллектив, выступавший там, был в цветах украинского флага.  Однако, местные «креативщики» всю эту компанию выстроили на очередной фальсификации. Дело в том, что, ставя в центр многочисленных узорчатых перепевов стилизованный крест, или как его с 70-х годов прошлого века стали еще называть «белорусский василек», был упущен тот факт, что этот знак является центральным элементов и в украинском, и у великорусском и даже в мордовском и чувашском орнаментах (у последних этот крест даже на национальных флагах).   И если следовать истине, то этот крест-белорусский василек должен быть символом единства всех народов, относящихся к русской православной цивилизации. Именно этот смысл вложен в этот знак креста, который стал логотипом проекта "Западная Русь" еще в 2010 году.

.

В чем причина вышеуказанного парадокса, когда карт-бланш получают националистические круги, которые в общем не популярны в народе, да еще и враждебно настроены к теперешнему белорусскому режиму? По нашему мнению, это результат «идеологической ловушки», в которой оказалось современное белорусское государство. Официальная белорусская идеология, обозначает начало современной белорусской государственности с образования БССР после Октябрьской революции 1917 года в результате краха Российской империи. Вторая ключевая дата - это 19 сентября 1991 г., когда в процессе распада СССР Верховным Советом БССР была провозглашена независимость и образована Республика Беларусь. Таким образом получается, что две эти ключевые даты связаны с распадом государств, в которых, в основной своей массе белорусы были верноподданными и равноправными гражданами, и воспринимали эти события как трагические. Нет реальных фактов массового участия белорусов в борьбе против Российской империи и СССР. В то же время, о монархических настроениях, преобладающих среди белорусов во времена Империи, имеется множество документов. Также показательны результаты Всесоюзного референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года, когда 82,7% белорусов высказались за сохранение единой страны. Соответственно, отсутствует необходимый для государственной мифологии пантеон героев-борцов за независимость, поскольку те, кто выступал против собственной страны в народе воспринимаются как предатели. Большинство белорусов согласны с тем, что кризисные явления, возникшие во время переломных исторических событий, и в Российской империи, и в СССР можно было решить путем реформ, но не через уничтожение этих государств.  Праздник 7 ноября, до сих пор отмечаемый в Республике Беларусь, приобретает все более блеклый и невнятный характер, в то время как последний император Николай II для подавляющего числа православных белорусов является святым царем-мучеником. Беловежский сговор Ельцина, Кравчука и Шушкевича по ликвидации СССР однозначно оценивается как предательский. Таким образом основные вехи образования белорусской государственности ассоциируются с трагическими событиями и антигероями.

.

Далее, официальные белорусские идеологи, всячески подчеркивая преемственность Советской Белоруссии, как и во времена Советского Союза, отвергают все, что связано с Российской империей, на руинах которой и возникла БССР. Здесь важно отметить, что самые яркие примеры фальсификации истории дал именно большевистский режим. Чего стоит один только сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)», в котором вымарывалось множество политически неугодных имен, искажались дореволюционные события, и который стал основой всей советской историографии. И вот, все исторические фальсификации советской эпохи, включая героизацию польского повстанца Калиновского в роли борца за лучшую долю белорусов, перекочевали в белорусские учебные программы.

.

Но, далее у общества возникает вопрос, - а что было до этого, неужели у нас нет истории более чем на сотню лет? Поскольку период Царской России — это история «тюрьмы народов», включая белорусов, то, соответственно, обращаются к предыдущим государственным образованиям, в состав которого входила территория нынешней Белоруссии, то есть к Речи Посполитой и Великому княжеству Литовскому. В результате, этот период идеализируют, называя его чуть ли не «золотым веком», сопровождая массовыми подтасовками и искажением понятий, когда, например, польско-литовскую католическую шляхту, угнетавшую белорусов, называют «белорусской».  В противовес весь период XIX века маркируется как подневольная жизнь белорусов под гнетом царизма в чужом для них государстве. Опираясь на все выше указанное, конструируется целый ряд антиисторических построений, когда, например, Отечественная война 1812 года становится франко-русской, в которой «белорусская» шляхта воевала на стороне Франции, что обосновывает ностальгические настроения по наполеоновским временам у стеклянной пирамидки. Мятежи польской шляхты, вызванные в том числе и реформами по освобождению белорусского крестьянства, объявляются белорусскими освободительными восстаниями и соответственно памятник императору Александру II, подавившему это восстание и действительно давшему свободу крестьянам от польских панов уже неуместен. Заглядывая далее вглубь веков, и следуя логике официальной идеологии, все польско-русские и литовско-русские войны превращаются в бесконечные русско-белорусские войны, включая раздутый миф об Оршанской битве, а древнерусский период поверхностно обозначается только повествованием о «независимом» от Киевской Руси Полоцком княжестве.  При этом, как и в советской историографии, за рамками остается богатая история Белоруссии XIX века, когда произошел разрыв унии и воссоединение с Русской православной церковью. Вскользь отмечаются, как реакционные, целый ряд прогрессивных реформ Александра II по освобождению крестьян, в гражданском праве с преобразованием судебной системы, в области образования, в результате которых появился феномен «западнорусского возрождения», когда из детей простых крестьян стала формироваться белорусская интеллигенция, начавшая занимать административные посты, ранее полностью бывшие в распоряжении польской шляхты. Умалчивается, что именно в период вхождения белорусских земель в Российскую империю, представителями новой белорусской интеллигенции западнорусской ориентации была создана богатая историческая литература и заложены основы современной белорусской филологии и этнологии.

.

Таким образом, в современной Белоруссии, мы на каждом шагу наблюдаем проявление целой цепочки исторических фальсификаций, собранной, как из звеньев, доставшихся по наследству от советской историографии, так и новых, нанизанных современными «литвинствующими» историками, и транслируемыми в массы националистически ориентированной интеллигенцией.

.

Логично ожидать, что на этой зыбкой историографической основе, рано или поздно в Белоруссии, начнется отрицание общего с Россией советского периода с переосмыслением Великой Отечественной войны. То, что это неминуемо произойдет подтверждают события на Украине, где подобные процессы прошли со значительным опережением. Да и в Белоруссии уже появляется публицистика с оправданием белорусских коллаборационистов, в которой ставится под сомнение «отечественный характер» войны 1941-1945 годов, и она трактуется как «гражданская», по тем же критериям, как это уже сделано с Отечественной войной 1812 года.

.

Описанная «идеологическая ловушка», как раз и объясняет то парадоксальное явление, когда у белорусских властей оказываются востребованными недружественные им же прозападные националистически ориентированные историки и представители творческой интеллигенции, результаты чьей деятельности мы сейчас наблюдаем на каждом шагу. При этом надо отметить все возрастающий разрыв между большинством православных белорусов, ментально не отделяющих себя от русских, и набирающей силу «литвинизации» и «крипто-полонизации» под названием «мягкая белорусизация», которая к подлинной белорусской истории и культуре не имеет отношения. Эти проявления вышеописанной «идеологической ловушки», как раз являются одними из самых серьезных угроз стабильности белорусской государственности.

.

Выход же из этого тупика довольно простой – рассматривать весь исторический процесс объективно и непрерывно без мифотворчества и всяких изъятий от Древнерусского государства и Крещения в Киевской купели до сегодняшнего дня с позиции традиционных для белорусов ценностей Русской православной цивилизации, частью которой является Республика Беларусь. И конечно, у Республики Беларусь, как и у всякого государства, есть свой герой, и этот герой - весь белорусский народ, который в сложной ситуации последнего столетия, когда дважды пали общие с остальными частями русского суперэтноса державы, проявил силу воли, смог самоорганизоваться, не допустил хаоса, разрухи и всплеска взаимной ненависти, основанной на национализме и человеконенавистнических идеях. Но, если не будет найден выход из «идеологической ловушки», то опасность негативного сценария не только сохраняется, но и с каждым днем нарастает. Уроком в этом должен быть трагический опыт Украины.

5
1
Средняя оценка: 2.68557
Проголосовало: 194