Умер Валентин Распутин

Владимир Крупин: Как бы ни была печальна и трагична эта утрата, это прощание с великим человеком, писателем, есть ощущение радости в том, что он так много сделал для русской литературы и России. И то ощущение радости перекрывает горечь прощания. Какое огромное количество книг, прозы, статей им написано! Он был не только писателем, но и общественным деятелем. Я уверен, что Валентин Распутин – ведущий русский писатель конца XX – начала XXI века. Он сохранял наследие русской классической литературы, реализма – в его прозе всегда чувствуется присутствие Бога на Земле. Это у него было и в «Прощании с Матерой», и в других произведениях. Распутин был человеком трагических предчувствий, человеком большого предупреждающего накала – он говорил о том, как погибает Россия, что с ней творится, как она горит, как ее затапливает. Но вместе в с тем в его работах всегда сквозила уверенность в том, что такая страна и такой народ всегда будут бессмертны. Его главный завет – любовь к России, забота о ней и работа во имя России...

.

То, что Господь любит Россию, сказалось явным образом в том, что Он послал в её пределы великого писателя. Конечно, мы печальны, нам тяжело потерять такого брата во Христе, такого спутника жизни, такого воина в борьбе за Отечество, ещё бы! Как-то всегда было спокойнее жить, понимая, что в одно время с тобой присутствует в мире Валентин Распутин, страдалец за русский народ и защитник его.

Но надо жить дальше. Мы – православные, мы знаем, что у Бога нет смерти. И уверены, что Божией милостью и по нашим молитвам Господь упокоит новопреставленного Валентина в селениях праведных, где нет печали, скорбей, воздыханий, но жизнь безконечная.

Человек высочайшей деликатности, он был непримирим к врагам России, к тем, кто сеет на телевидении и в средствах массовой информации зёрна насилия, равнодушия, разврата, пошлости.

Вышедший из самых глубин русской жизни, прошедший через испытания голодом, холодом, нищетой, бедностью, он сохранил православную душу. Очень любил людей. Очень их жалел, страдал за них. И они это чувствовали. Всегда оставлял писательское перо, когда требовалась его помощь униженным и оскорблённым. А сколько он испытал  тяжёлого в своей жизни. Его дважды (в Красноярске и Иркутске) убивали, маленький сыночек умер, любимая дочка Маруся погибла в авиакатастрофе, умерла от тяжелейшей онкологической болезни жена Светлана Ивановна, как всё это испытать, как вынести? Как сохранить в чистоте и незамутнённости чистейший русский язык своих повестей и рассказов?

Он сохранил и упрочил его. Как писатель, он соединяет два крыла русской литературы – классическую и будущую. Его труды – это итог русской классики и одновременно прорыв в какие-то новые состояния возможностей русского языка. А то, что они ещё далеко не исчерпаны, доказывают его повести и рассказы.

Мы отпеваем человека, но его труды никогда не будут отпеты. И строки духовных стихов середины 19-го века: «Всем «вечну память» пропоют, но многих ли потом вспомянут», к нему не относятся. Своими трудами, добрыми делами наш писатель заслужил «Вечную память в самом прямом смысле. Труды его – лекарство для ума и души, они – наше богатство, доступное каждому. Бери его, пользуйся, от него не убудет, даже ещё и приумножится. Ведь писатель только тогда счастлив, когда чувствует необходимость в своих работах. Да, под ударами перестройки пали тиражи, книги вздорожали, читателей стало меньше. Но они есть! И это то самое малое стадо, в котором истина.

Человек, награжденный от Бога огромным талантом, он оставил ещё и множество точных и метких замечаний. Например, он заметил: «Если бы Пушкин слушал Пугачёву, а не Арину Родионовну, из него бы вышел Дантес».  Или: «У нас великие Поля: Поле Куликово,  Прохоровское поле, Бородино, а у них  (у демократов-либералов) поле Чудес. На большее они неспособны». Это его высказывание было, когда ведущий шоу, обозвал участницу игры – сельскую учительницу совершенно оскорбительно. «А, - радостно закричал он, и не подавился: - так вы училка?».

Главное в нашей памяти о Валентине Распутине: освоение его наследия. Оно просвещает разум, укрепляет душу,  закаляет наши силы в борьбе за ту Россию, ради которой жил и за которую умер великий её сын.

.

Светлана Замлелова: Проза Валентина Распутина – не просто плач по селу, понятный исключительно советскому крестьянину, не просто исследование деревни. Это размышления о месте русской цивилизации в эпоху крушения одной системы ценностей и становления другой. Узкое определение «писатель-деревенщик», ограничивающее масштаб писателя околицей, так же неприменимо к Распутину, исследующему взаимоотношения Человека со Злом, как, например, «бытописатель» неприменимо к Салтыкову-Щедрину. Опасность, о которой предупреждал Валентин Распутин, заключается в нацеленности на окончательное освобождение человека. Освобождение от угнетающей личность традиции. Но освободившись, признав, что нет единой истины, человек, возможно, и сам того не желая, окажется в условиях естественного отбора, когда перед ним откроются лишь два пути – для одних к озверению, для других – к оскотиниванию. «Человек» больше не будет звучать гордо.

Творчество Валентина Распутина – это пророчество, сбывшееся при жизни писателя. Это воззвание к человечеству, ставшее сегодня как никогда актуальным. Это призыв вернуться не к дедовской старине и патриархальности, но к самим себе, призыв сохранить в себе человеческое и оставаться людьми...
.

Олег Слепынин: Узнал, и слёзы полились. Сами по себе. Как о родном и близком человеке – о Валентине Григорьевиче Распутине… Я принимаю и понимаю Распутина как чудо, дарованное Руси Богом. Действительно, родился он в Тридцать седьмом, когда традиционный уклад русской жизни был разрушен, убиты или сгорели в топке социальных потрясений целые сословия, образованные классы, которые и должны бы в иных условиях описать эпоху. Родился он в сокровенной сибирской глуши. Но и ту глушь враг словно бы стремился смыть с лица земли, совесть утопить, вытравить, выжечь…

Он – говорящая совесть. Дар его широк. Он был учителем, наверняка, для многих. Передо мной письмо 1989 года – лист, исписанный с двух сторон его бисерным почерком. Валентин Григорьевич откликнулся на рукопись, которую я ему послал «за советом» – словно бы лекцию мне, человеку незнакомому, прочитал. Бесценную для меня лекцию…

15 марта – очень особый день в нашей истории, это день Державной иконы Божией Матери, 2 марта по верному календарю. Он в этот день пришёл и ушёл, и небо свернулось для него как свиток. Всё запечатлено в том свитке для Страшного суда. В нём, в том свитке и нам оправдание – в пробуждении им в нас святой Руси...

5
1
Средняя оценка: 2.84046
Проголосовало: 351