«Мы всегда были импортозамещающими»

Томский производитель радиоэлектроники конкурирует с ведущими мировыми брендами

.

В томском «Микране» сегодня работают полторы тысячи человек. История фирмы началась в 1991 году с университетской лаборатории и восьми сотрудников. Как подавляющее большинство российских ученых того времени, они умели исследовать и разрабатывать, но не привыкли продвигать и продавать. Главная идея молодого предприятия стала почти революционной для 90-х — все научные разработки должны быть «заточены» под рынок и востребованы. «Мы ничего не разрабатываем, чтобы положить в стол», — говорил основатель «Микрана» Виктор Гюнтер. Так в Томске появилась первая компания полного научно-производственного цикла: исследования — разработка — выход на рынок — сопровождение продукции.

.

Томский конкурент Alcatel

.

– «Микран» возник не на пустом месте, — говорит доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой радиоэлектроники, проректор по научной работе Томского государственного университета Григорий Дунаевский. — Здесь очень важны исторические предпосылки, как это ни скучно звучит. Такая фирма не могла появиться ни в Казани, ни в Нижнем Новгороде, где есть сильные университеты и, казалось бы, сильные электроники. В Томске в 60-х годах появилась мощная научная школа по исследованию полупроводников. Сочетание университетов, которые изучают явление с точки зрения фундаментальной физики и прикладного применения, позволило создать в сфере радиоэлектроники готовую технологию.

.

Через год после создания «Микран» занялся масштабным проектом — разработкой низкоорбитальной спутниковой системы «Сигнал». Фирма вложила в «Сигнал» 90% своих ресурсов, но проект лопнул, в 1994 году заказчик «перекрыл» финансирование. Так на собственных ошибках руководители «Микрана» поняли, что сотрудничать с одним заказчиком и развивать одно направление невыгодно.

.

Объяснить «на пальцах», что производит компания «Микран», непросто по двум причинам: радиоэлектроника — специфическое для бизнеса направление, а кроме того, «Микран» — это b2b и b2g компания, то есть конкретного продукта конечный потребитель не видит. Если кратко, то электроника СВЧ-диапазона, на которой специализируется «Микран», — это почти все виды связи: мобильная, спутниковая, радиорелейная, а также мобильный и стационарный интернет.

.

– «Микран» сумел быстро войти в интересы тех заказчиков, кто мог в те годы что-то купить, за что-то реальное заплатить и быстро внедрить, — объясняет Дунаевский. — У других радиоэлектронных предприятий тоже вроде бы были свои производственные линии, специалисты подготовлены, производили какие-то элементы. Но беда в том, что как только эта продукция стала не востребована или импорт оказался дешевле, многие компании не смогли быстро перестроиться на новый продукт, на важный для потребителя сегмент».

.

Так «Микран» стал инновационным предприятием почти на 15 лет раньше, чем в России вошло в обиход слово «инновации». Сейчас фирма занимает второе место в числе инновационных компаний страны по оценке технологического уровня выпускаемой продукции, ее новизны, интеллектуальной собственности компании, расходов на НИОКР и технологические инновации. «Микран» делает оборудование для «Газпрома», «Транснефти», МТС, «Ростелекома» и конкурирует с мировыми лидерами в области радиоэлектроники: Alcatel, Anritsu, Agilent, Ericsson, ZTE, Huawei.

.

– «Микран» позиционировал себя сразу как соперника известных брендов, и я могу подтвердить, что его продукция конкурентоспособна, — говорит Григорий Дунаевский. — Мы поддерживаем контакт с зарубежными фирмами в вопросах поставки оборудования и в подготовке кадров, потому что нам важно, чтобы наши выпускники умели работать на самых современных системах. Так вот, мировые лидеры радиоэлектроники уже не первый год очень ревниво относятся к нашим взаимоотношениям с «Микраном», когда мы им говорим: «А мы не ваше оборудование хотим купить, у нас свой есть хороший поставщик».

.

«Термин “импортозамещение” я не приемлю»

.

Открытие инновационного завода началось, вопреки традициям, не с перерезанной красной ленточки, а с нажатия символической кнопки старта. Завод строился пять лет с большим размахом: здание в центре города нужно было «поднять» на два этажа, построить собственный «энергоцентр», который дает заводу площадью в 15 тыс. м2 электричество, свет и тепло. Вложения в строительство — около миллиарда рублей. Открытие несколько раз откладывалось.

.

– Само строительство завода стало огромным риском. Нужно было набраться смелости, взять кредит, — говорит Григорий Дунаевский. — Стоимость этого решения в десятки раз превышала реальные сиюминутные возможности.

.

На открытии предприятия губернатор Томской области Сергей Жвачкин привел в пример работу «Микрана» как грамотное импортозамещение. Однако руководители предприятия к этому модному тренду относятся критически.

.

– Я термин «импортозамещение» не приемлю. Мы всегда были импортозамещающими. Когда нам говорят: «Покажите нам ваши планы по импортозамещению», я отвечаю, что нужно показывать бумаги за все годы существования компании, — говорит заместитель гендиректора «Микрана» по микроэлектронике Валерий Кагадей. — Полное импортозамещение в области микроэлектроники России не нужно. Это противоречит трендам развития мировой экономики как глобальной системы. Россия производит порядка 20–25% всех электронных компонентов, в которых нуждается. Власть, насколько я понимаю, пытается эту цифру изменить, но изменить положение быстро невозможно. Также нужно понимать, что ни одна страна мира не может обеспечить полное импортозамещение в нашей отрасли. Даже американцы, передовики в области электроники, все производство вывезли в Китай.

.

Сейчас «Микран» работает по четырем направлениям: СВЧ-модули, телекоммуникации, радиоизмерительное и радиолокационное оборудование. В некоторых сферах «Микран» монополист. Например, в области производства речных радаров. Около 10% всей радиоэлектронной продукции на российском рынке делает «Микран».

.

– Когда корабль плывет по реке, ему надо видеть буи, топляки — затопленные бревна, отмели. Стандартные радары не позволяют это увидеть и человеческий взгляд тоже, — объясняет Валерий Кагадей.

.

Обычный способ решения проблемы наблюдения за местностью — установить камеры. Но чтобы обеспечить такой же обзор, который дает радиолокационное оборудование «Микрана», нужно около 30 камер. Оператору приходится смотреть в 30 экранов и пытаться уследить за всеми объектами в поле зрения.

.

– Мы делаем по-другому — у нас на экране появляется полная карта местности, каждая точечка — это цель: машина, куст и так далее. Если точка начнет двигаться, то оператор получит информацию о том, что она движется, и одна камера наведет на нее и даст картинку оператору, — объясняет Кагадей. — Еще одно простейшее применение этой технологии — взлетные полосы на аэродроме. Сейчас есть системы наблюдения, но они не «засекают» птиц, а в Индии, например, нужно за обезьянами наблюдать.

.

В другом направлении — контрольно-измерительном — «Микран» находится наравне с мировыми брендами. Причем изначально томский производитель электроники открыл этот отдел как сугубо инфраструктурное подразделение, обслуживающее нужды компании. Но контрольно-измерительные приборы «Микрана» стали пользоваться спросом у всех производителей радиоэлектроники страны.

.

– С точки зрения технических характеристик мы абсолютно сравнимы с Antitsu и Аgilent. Например, вольтметры от разных компаний ничем не будут отличаться — это всегда будут приборы, которые позволяют померить напряжение в розетке. Но конечная цена наших приборов существенно ниже, и клиенты, выбирая нашу продукцию, исходят из того, что заплатят меньше денег за тот же самый результат. В данном случае наша конкурентоспособность определяется ценовой политикой, — рассказывает Валерий Кагадей.

.

Хотя мировой рынок радиоэлектроники достаточно узкий, «Микран» поставляет свою продукцию в 50 стран мира. В прошлом году томская фирма открыла производство в Италии, в Милане, и запустила совместный с миланскими айтишниками проект по созданию линии высокоскоростного интернета (до 840 мбит/с).

.

– Можно, конечно, производить все в России и вывозить в Европу, но выгоднее сокращать издержки, производя в Европе и реализуя там же. Однако мы отталкивались не только от того, где выгоднее продавать и производить. Мы создавали предприятие в Италии с целью сформировать команду с новыми компетенциями, которые дополнят те, которые уже есть у нас. Сейчас у нас есть совместная группа, мы организовали контакт Италия — Томск и на этом бульоне разрабатываем новые продукты, — говорит генеральный директор компании Владимир Доценко.

.

Другой выгодный партнер для «Микрана» — страны Азии, в Индонезии «Микран» работает на государственную программу «Интернет в села».

.

– «Микран» выбрал правильную стратегию в условиях конкуренции — вкладываться в долгосрочные перспективные проекты, — считает Григорий Дунаевский. — Если они не пойдут по этому пути, а будут работать только на удовлетворение сегодняшних заказчиков, все время будут где-то в догоняющих. Потому что те же оборонные отрасли очень сильно вкладываются в перспективные исследования. Здесь, конечно, «Микрану» тяжело, потому что мы частное предприятие и фактически должны долю своей прибыли сейчас отдавать на НИОКР. Мудрое решение — не откладывать на потом освоение новых направлений, а пытаться их подтянуть к себе уже сегодня, но легкая жизнь «Микран» не ждет

5
1
Средняя оценка: 2.67708
Проголосовало: 192