Философы о будущем России
Философы о будущем России
02 июня 2015
2015-06-02
2017-04-20
195
В минувший четверг 28 мая, в Москве, в Президентском зале Международного мультимедийного пресс-центра состоялось очередное заседание «Зиновьевского клуба» Международного информационного агентства "Россия сегодня" по теме: "Советская цивилизация как продолжение и развитие европейской цивилизации" – на которое, в качестве гостя и содокладчика, был приглашён из Вильнюса историк, философ и публицист Валерий Васильевич Иванов. Ниже представлен текст его выступления на заседании «Зиновьевского клуба».
.
Руководитель "Зиновьевского клуба" Ольга Мироновна ЗИНОВЬЕВА предоставила запись своего выступления на телеканале "Россия 24" по теме: "Над будущим России ломали головы лучшие философы СССР" - ознакомится с котором можно по этой ссылке: http://www.vesti.ru/videos/show/vid/646346/ Полную запись заседания «Зиновьевского клуба» МИА "Россия сегодня" по теме: "Советская цивилизация как продолжение и развитие европейской цивилизации" можно посмотреть здесь: http://pressmia.ru/pressclub/20150528/950150246.html
«Пятиминутные тезисы» к теме "Советская цивилизация как продолжение и развитие европейской цивилизации"
.
Прежде всего, удивило в названии темы нынешнего заседания достопочтенного клуба философов смысловое противопоставление определений "советская цивилизация» и «европейская цивилизация", хотя и с оговоркой «продолжение». «Советская цивилизация» и есть «европейская цивилизация», которую заложили наука, техника и культура в полисах древней Греции, прямым потомком которой является нынешняя Россия, в том числе и по нравственному коду – через православную церковь. (Римская империя, унаследовав полностью древнегреческую цивилизацию, принесла Европе лишь «Lex Romanum» - защитившее законом частную собственность индивида) Продолжая традиции древней Греции, Россия дала миру величайшее научное открытие – периодическую таблицу химических элементов Д.И.Менделеева, вывела человечество в космос и подарила людям эталонные произведения искусства в области культуры, науки и техники. (Искусство - это способность и умение создавать что-то важное, новое и оригинальное. Прилагаю список научных открытий русских и советских учёных: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/31-russkaya-civilizaciya.html )
Однако, по существу, «цивилизация» не может быть ни «советской» ни «европейской», ни ещё какой-то, поскольку: ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это умное, научно-техническое бытие людей, которое, в отличие от различных культур, строится на универсальных, математически выверенных законах природы. Эквивалентом степени цивилизованности конкретного социума (нпр. государства) можно принять количество конструктивно гуманно используемой энергии на члена данного социума. Только через социум возможно становление, развитие и затухание цивилизации, равно как и становление человека. Социум это система. Все системы с математической точностью проходят названные фазы бытия, кроме смерти – натуральные системы бессмертны потому, что они математичны. Всё функционирующие натуральные системы подвержены одновременно конструктивным и деструктивным процессам, пропорция которых для натуральных систем высчитана и составляет: 53% конструктивных процессов и 47% - деструктивных.
В основе формирования социума, - культура, - материализованное и структурированное религиозное (нравственное) сознание людей. Как физическое поле систематизирует материю, так культуры систематизируют различные социумы. Цивилизованный социум - системно структурированное единство различных культур и науки, являет нам инструмент умного выживания его членов в агрессивной окружающей среде. (Последняя ссылка на социум обязательна)
.
Человечество, в его различных формациях, развивается (не обязательно прогрессивно) в трёх измерениях:
.
1. Материальном - природно-биологическом, которое обусловлено математически выверенными непоколебимыми законами природы;
.
2. Социальном - в различных структурированных социальных образованиях, где люди детерминированы относительными правилами поведения, узаконенными юридическим актами;
.
3. Нравственном - религиозном (не обязательно теическом), табуирующим воззрения людей на мир.
.
Все эти направления развития объединяет четвёртое измерение бытия человечества - УМНОЕ, опирающееся на эмпирику, мудрость и знание.
Почему УМНОЕ, а не ЦИВИЛИЗОВАННОЕ? Априори УМНОЕ - это гуманное бытие, возможно лишь через НРАВСТВЕННЫЙ КРЕСТ. Именно НРАВСТВЕННЫЙ КРЕСТ, его осознание, детерминирует душу - личность взрослого человека, поскольку каждый постоянно должен отвечать себе на четыре класса нравственных вопросов:
.
моральных (Добро? Зло?),
.
этических (Можно? Нельзя?),
.
эстетических (Красиво? Отвратительно?),
.
эсхатологических (Быть? Не быть?).
.
В центре НРАВСТВЕННОГО КРЕСТА та или иная религиозная доктрина, в которую человек верит. НРАВСТВЕННЫЙ КРЕСТ экспонируемый личностью в социум, являет людям СОВЕСТЬ этого человека.
.
Цивилизованное мышление оперирует аргументами - фактами эмпирики, конкретными знаниями (систематизированной информацией) и научной методологией при рассмотрении объективных процессов физического бытия человечества.
.
Подчеркнём, бытие человечества отнюдь не двумерно, ни антитетично (диалектично), - не между материей и душой. Основатель диалектики Гераклит знал это: (http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/750-ot-razrushitelnoy-dialektiki-k-sistemnosti.html)
Между космосом и логосом есть связывающая сущность – социальное бытие человека.
.
Социальное мышление оперирует:
.
историческими знаниями о развитии, или деградации межсоциумных процессов;
.
о социальных структурах и их имманентных социальных иерархиях;
.
этнокультурными воззрениями;
.
фактами имущественных отношений.
.
Свободы поведения там, где действуют законы природы, нет! - попробуйте свободно выйти, скажем, через окно на 10-ом этаже… Но цивилизованный социум, как объективная инструментальная сущность, допускает свободу умного целеполагания, выбора научной методики и инструментария для материализации идей в той или иной форме. Залогом тому НРАВСТВЕННЫЙ КРЕСТ, ибо изначально каждый свободен выбирать себе веру - искомые идеалы. Так формируются новые культуры. КУЛЬТУРА – это материализованное религиозное сознание социумов.
Такова теория, необходимая для понимания нового.
Теперь давайте конкретно о современных социальных системах. В Европу, вместе с бурным развитием индустриального капитализма, 19 век принёс совершенно новые философские концепции развития общества, в основе которых были с одной стороны национальные (идеалистические - культурогенные) принципы, с другой наднациональные – классовые (материалистические - натурогенные). Национальные доктрины, с их имманентным основополагающим принципом социал-дарвинизма: «выживает сильнейший», - опирались на «романтических гениев», - вождей народа. В первой половине 20 века эти идеи воплотились повсеместно в Европе в государственные диктатуры нацистов. Наднациональные социальные доктрины, реализовывались через советы, посредствам которых вожди правящего рабочего класса навязывали свою политическую волю всем остальным социальным классам и подклассам в государствах. В России победили философские доктрины материальной социальной справедливости Оуэна-Маркса-Плеханова-Ленина. Но в 1936г., в то время когда в государствах континентальной Европы вожди фашионацистов закрывали парламенты в своих государствах, Сталин пошёл на принятие Конституция СССР, опирающейся на представительную власть Советов трудящихся и националов: Верховный Совет СССР и Совет национальностей СССР. Бесспорно, это был оригинальный синтез двух названных социальных доктрин справедливого построения социума и прогрессивного цивилизованного развития государств на их основе. В 1945г. СССР победил нацистскую Германию и её сателитов. Но в 1991 г. не стало и СССР – остался миллиардный Китай и несколько других стран, опирающихся на весьма модифицированную социальную классовую доктрину. В результате «перестройки» Советский народ, был ввергнут выродившимися политическими вождями СССР в социально несправедливую пучину резкого классового и национального расслоения гражданского общества.
Мне, как человеку, имеющему серьёзный опыт политической борьбы, с 1988 г. мы в Литве боролось легальными методами с националистами, хотелось бы высказать несколько суждений относительно принципов государственного строительства, континентальной многонациональной евроазиатской державы России.
Социальную философскую концепцию русских людей имманентно детерминируют три принципа:
.
справедливость,
.
коллективизм,
.
свободолюбие.
.
Они должны быть в основе организации государственной власти в стране. Эти принципы целостно изложены мною в моей работе «Современная Утопия». В продолжение традиций Вече, России нужен трёхпалатный парламент. Деятельность каждой из палат решает коллективным умом актуальные задачи бытия и развития страны, а именно:
.
Палата представителей – решение общегражданских вопросов социального строительства и социальной справедливости, представлены пропорционально все социальные слои населения государства;
.
Совет национальностей – функционирование культур, просвещения, искусства, представлены основные коренные народы страны, пропорционально численному их составу;
.
Палата общин – вопросы научного, хозяйственного и экономического развития страны, здесь представлены крупные государственные и частные производственные и научные коллективы, влиятельные партии.
.
Все три палаты вырабатывают соответственные их задачам законы, при тесном взаимодействии с Российской академией наук, с министерствами и ведомствами страны.
Президент - прерогатива политической деятельности во внешней политике и обороне, а также – представительская функция, осуществляет координацию действий трёх палатного парламента, обеспечивает реализацию принятых ими решений… (Подробнее здесь: http://www.proza.ru/2010/01/08/697)
В заключение, подчеркну – не надо стремиться кого-то осчастливливать, ибо, как говориться в русской пословице – «…не накличешь и зла». Люди сами должны иметь возможность умно, свободно и правильно выбирать то, что они хотят делать как высоко гуманные члены общества, и тогда у нас всё будет получаться верно!