Внимание! Говорит Донецк!

Внимание! Говорит Донецк!
Сегодня, говоря о поэзии Донбасса, невозможно отделить ее от самоидентификации и гражданской позиции исконно русского региона. Потому что почти четверть века его жителей ломали о колено строители «нэзалэжной» моноэтнической державы,  фундаментом которой должны были стать русские. Именно поэтому памятник А.С. Пушкину в Донецке, где, впрочем, никогда не бывал поэт, стал одним из главных символов борьбы. Именно к нему много лет подряд  в день рождения великого поэта и в День лицея несут свои цветы и стихи активисты Русской общины Украины. Здесь с 2005 года отмечают День русского языка – региональный праздник, решение о котором приняли депутаты Донецкого областного совета, уступая требованиям своих избирателей. Именно здесь не раз пытались малочисленные местные украинские националисты при поддержке залетных футбольных фанов и откомандированных вражеских инструкторов провести празднование очередной годовщины рождения ОУН-УПА - укрофашисткого движения, ходившего в подручных у Адольфа Гитлера в годы Великой Отечественной войны. Но им ни разу не удалось нацарапать свой знак сатаны на постаменте  великого поэта, символа Русского мира.
.
...Лакеи вечные Европы,
Её духовные рабы,
Вы извратили отчий опыт
И предков предали гробы.
По прихоти дурной холопы,
Прислужники чужих затей,
Вы быдлом сделались Европы,
Вы полюбили свист плетей.
Вы предавали Русь стократно,
Чужому  вверившись  уму.
Вас Русь прощала, но обратно
Тянули шеи вы к ярму.
Вам Родины милей - чужбина.
И суждено вам потому
Знать волю... только господина
И вечно кланяться ему.
.
Наверное, есть какой-то высший смысл в том, что  это  стихотворение, много лет гуляющее по просторам интернета, народная молва приписывает А.С.Пушкину. Хотя принадлежит оно дончанке, автору двух десятков поэтических сборников Елене Лаврентьевой. Вместе с другими произведениями цикла «Лирический дневник оранжевой поры» оно родилось более 10 лет назад, в пору «розжига» «оранжевой революции». Практически на митингах, бушевавших тогда на русском востоке Украины, который пытался отстоять свою идентичность.
.
Донбасс – это Россия. В силу географических и исторических особенностей он миллионами сообщающихся сосудов связан с великим материком – языком, культурой, предпочтениями его жителей, родственными связями, наконец. И стихами.
Несколько лет назад, еще в мирное время, в  Донецке были изданы стихи  «обрусевших», вернее, «омосковившихся» земляков Евгения Нефедова, Петра Акаемова и Олега Беликова.  А вот стихи  дончан в России долгое время жили самостоятельной жизнью. Еще с советские времена они  достойно соперничали  с мэтрами, звучали песнями на радио, сверкали россыпью в выходящих многомиллионными тиражами «Юности»,  толстых журналах, газетах. Со временем, когда в России олигарх «стал больше, чем поэт», и многие СМИ перестали «размениваться» на поэзию, основным жизненным пространством для них стал интернет.
.
Так бы, казалось, и дальше будет, да вот случилась в Донбассе война. Подлая, грязная. За год разрушившая тысячи домов, уничтожившая и продолжающая уничтожать жизненно важные объекты – больницы, школы, водоводы, электрические сети. Снарядами и блокадой калечащая и убивающая детей, стариков и женщин. В тысячи ртов закричал Донбасс от страданий, боли и гнева. Горе матерей вознеслось к небесам и рассыпалось осколками в поэтических строках.
.
Бьёт война тебя в центр и околицы
Моя Горловка, моя горлица.
По домам, по деревьям - веточкам
Да по женам и малым деточкам.
Бьет война по надеждам и чаяньям,
Бьёт по душам тупым отчаяньем.
Чтобы стала руиной, уродиной
Моя Горловка, моя Родина.
.
Эти пронзительные по своей искренности строки принадлежат Ирине Вязовой-Быковской.  Братоубийственная война, страдания людей, тупое и бессмысленное уничтожение всего живого высвободило в ней огромный поэтический дар, который в один момент сделал ее настоящим народным поэтом. Ее стихи, сначала безымянные, читают укрывшиеся в подвалах от бомбежки горожане, переписывают от руки. Они бесчисленное множество раз скопированы в интернете. Они как слезы очищения – с  любовью и состраданием к ближним, жертвенностью, раскаяньем и прощением. Глубоко православный человек она помогает своим землякам молитвой, словом и делом – возит в Донбасс гуманитарную помощь.
.
Ирина Вязовая-Быковская – одна из тех 33 поэтов, чьи стихи вошли в поэтический сборник «Час мужества», изданный в России при содействии фонда «Русский мир».  Эту первую книгу, авторы стихов которой объединены по «географическому признаку», в Донбассе долго ждали.  Парадокс состоит в том, что не будь войны, она бы вряд ли появилась. Но, как дончанка, уверена в том, что каждый из авторов готов отказаться и от книги и от части своего творчества, лишь бы не было войны. Лишь бы не хоронить друзей, не видеть как «Незваным гостем в дом родной Уже грядёт иной порядок, Где человечины вкус сладок» (Владимир Скобцов). Не прятать младенцев под кровати, оберегая их от осколков, когда «прилетело». Не засыпать и не просыпаться    от «бахов» и канонад. Не наблюдать зловещие картины текущего по ночному небу запрещенного во всем мире фосфора и не ощущать как «Горячий от солнца и горя, Мой город горит, как свечка У Господа на престоле» (Алина Федорова).
.
«Час мужества» - это еще одна перекличка с великой русской поэзией, общая точка боли. От названия, родившегося из строк «Час мужества пробил на наших часах», написанных Анной Ахматовой в блокадном Ленинграде, - до самой сути событий в Донбассе, восставшем за сохранение своего языка, «великого русского слова».
.
Рожденные в Донбассе считают, что есть особый донецкий патриотизм. Впрочем, это отмечают не только его жители. Я не имею в виду, конечно, модные нынче в среде «свидомитов» утверждения о том, что здесь живут бездуховные недочеловеки, «ватники» и «колорады», которые подлежат уничтожению. Привязанность к родной земле, бескрайним степям, терриконам и  даже промышленным пейзажам сквозит в творчестве практически всех уроженцев этого края. Патриотизм - и в том, что ни один из поэтов, чьи стихи вошли в сборник, не уехал из Донбасса. «Как, Если корни вырвешь из земли, Живым остаться?» (Светлана Сеничкина).  Они – с народом, они – сам народ. Народ, который, несмотря на обстрелы, каждый день латает водоводы и газопроводы, дает в дома свет, закрывает разбитые и целые  окна не только щитами, но и иконами. Который, как Игорь Шпарбер, спасается юмором и самоиронией:
.
А душа болит и стонет,
Потому-то есть резон:
Выпить водку на балконе.
Только где он, тот балкон?
.
Который под непрекращающимися обстрелами организовал на бульваре имени Пушкина летнюю читальню свободного доступа, проводит выставки картин и литературные вечера, а также  флеш-мобы  "Донбасс говорит по-русски". Который  холит и лелеет цветы «города миллиона роз».
.
На линию фронта ходили трамваи,
За линию фронта маршрутки ходили.
Дончане тем летом так много узнали
О людях, о жизни, о Боге, о мире...
.
(Марина Бережнева)
.
Расстреливаемый город, в котором не замирает жизнь, где работают театры и вузы, где школьники учат (наконец-то!) историю не об оккупации Россией Украины, где на родном русском языке пишут сочинения на заданные темы.
.
Как ты провёл это странное лето в городе,
где мост через реку вставал на дыбы от ужаса,
где всякое слово тонуло в железном грохоте,
где мальчики носят теперь на плече оружие?
.
(Анна Ревякина)
.
И даже в «Вальсе обреченных» звучит надежда:
.
Мальчики с улиц и девочки книжные…
Осень кружится в кварталах расстрелянных.
Знают лишь ангелы срок, нам отмеренный,
Только молчат, а мы всё-таки выживем.
.
(Владислав Русанов)
.
Этот сборник можно цитировать до бесконечности, потому что каждое слово в нем написано душой, слезами, а иногда и кровью, как в стихах русского «француза», поэта, артиста, литературоведа Юрия Юрченко. Прожив 20 лет во Франции, он бросил все и приехал в Донбасс, объяснив свой поступок очень просто:
.
Зачем иду я воевать? –
Чтоб самому себе не врать…
…За это «неуменье жить»
Не грех и голову сложить.
.
Плененный, он перенес нечеловеческие издевательства и пытки, был выменян ополченцами на трех украинских солдат, но до сих пор не восстановил здоровье.
.
«Час мужества» - это только один год войны – с начала военных действий в Донбассе и до нынешнего лета. А ведь война продолжается. И, вроде, действуют минские соглашения, ополченцы отводят тяжелые орудия, а снаряды летят, люди гибнут…
.
Перемирие – мир на периферии,
мир на краю мира,
здесь граница ойкумены –
дальше – люди со звериными головами,
дальше – нелюди с птичьими голосами,
птичьими голосами – птичьими правами,
а лучше вообще без прав…
.
… Небывалая история из газет
о тех,
кого для вас нет.
.
(Александра Хайрулина)
.
Сегодня в Донбассе пишут стихи даже те, кто раньше этого не делал. Кто лучше, кто хуже, кто для самого узкого круга. За рамками сборника также осталась многие поэты, не вошедшие в новорожденный Союз писателей ДНР. Такие, как Евгений Крюков-Донской - член Союза писателей Украины. (Теперь для донецких литераторов, надо полагать, и этот союз и членство в нем канули в Лету?) Крюков уже издал несколько своих сборников. А за истекший год, деля с Донбассом все его невзгоды, подготовил к выпуску еще один, где напомнил читателям о том, что растаптывая Донбасс,  враг ставит перед собой бОльшую цель – покорение России. И Донбассу в этой схватке отведена жертвенная и героическая роль Сталинграда.
.
Вновь актуален Сталинград…
Быть иль не быть опять России,
Когда со всех сторон грозят?
Опять чего-то не простили...
.
Трещит по швам Украина, искусственно сшитая в свое время большевиками. Уже «отъехал» Крым, Донбасс – в огне, партизанят Одесса и Харьков, холуйствует Киев, надеясь с помощью чужих штыков заставить «скакать» все регионы в едином националистическом и русофобском раже. Или уже не надеется?..
.
Разорвётся, как ни штопай,
наливай себе да пей.
Спит российский Севастополь
и Луганск – пока ничей.
.
(Иван Волосюк)
.
А Донецк стоит. И выстоит. И не говорите, что слишком пафосно. Как на душу легло:
.
На голый пол падёт,
на плечи ли
Отрезок крепа,
словно тряпица.
В гранит его
увековечили,
Отгородив корявой
рабицей.
.
А он стоит, возглавив
ход людской,
С непокорённою
осанкою.
Не позабыт своими,
не изгой,
Не ворон чёрный
над останками.
.
Он словно сокол,
в облаках парит,
В его величии -
любовь сердец.
Кто говорит сейчас?
Кто говорит?
Вещает миру о себе
Донецк.
.
(Ирина Горбань)
Людмила ГОРДЕЕВА
Сегодня, говоря о поэзии Донбасса, невозможно отделить ее от самоидентификации и гражданской позиции исконно русского региона. Потому что почти четверть века его жителей ломали о колено строители «нэзалэжной» моноэтнической державы,  фундаментом которой должны были стать русские. Именно поэтому памятник А.С. Пушкину в Донецке, где, впрочем, никогда не бывал поэт, стал одним из главных символов борьбы. Именно к нему много лет подряд  в день рождения великого поэта и в День лицея несут свои цветы и стихи активисты Русской общины Украины. Здесь с 2005 года отмечают День русского языка – региональный праздник, решение о котором приняли депутаты Донецкого областного совета, уступая требованиям своих избирателей. Именно здесь не раз пытались малочисленные местные украинские националисты при поддержке залетных футбольных фанов и откомандированных вражеских инструкторов провести празднование очередной годовщины рождения ОУН-УПА - укрофашисткого движения, ходившего в подручных у Адольфа Гитлера в годы Великой Отечественной войны. Но им ни разу не удалось нацарапать свой знак сатаны на постаменте  великого поэта, символа Русского мира.
.
...Лакеи вечные Европы,
Её духовные рабы,
Вы извратили отчий опыт
И предков предали гробы.
По прихоти дурной холопы,
Прислужники чужих затей,
Вы быдлом сделались Европы,
Вы полюбили свист плетей.
Вы предавали Русь стократно,
Чужому  вверившись  уму.
Вас Русь прощала, но обратно
Тянули шеи вы к ярму.
Вам Родины милей - чужбина.
И суждено вам потому
Знать волю... только господина
И вечно кланяться ему.
.
Наверное, есть какой-то высший смысл в том, что  это  стихотворение, много лет гуляющее по просторам интернета, народная молва приписывает А.С.Пушкину. Хотя принадлежит оно дончанке, автору двух десятков поэтических сборников Елене Лаврентьевой. Вместе с другими произведениями цикла «Лирический дневник оранжевой поры» оно родилось более 10 лет назад, в пору «розжига» «оранжевой революции». Практически на митингах, бушевавших тогда на русском востоке Украины, который пытался отстоять свою идентичность.
.
Донбасс – это Россия. В силу географических и исторических особенностей он миллионами сообщающихся сосудов связан с великим материком – языком, культурой, предпочтениями его жителей, родственными связями, наконец. И стихами.
Несколько лет назад, еще в мирное время, в  Донецке были изданы стихи  «обрусевших», вернее, «омосковившихся» земляков Евгения Нефедова, Петра Акаемова и Олега Беликова.  А вот стихи  дончан в России долгое время жили самостоятельной жизнью. Еще с советские времена они  достойно соперничали  с мэтрами, звучали песнями на радио, сверкали россыпью в выходящих многомиллионными тиражами «Юности»,  толстых журналах, газетах. Со временем, когда в России олигарх «стал больше, чем поэт», и многие СМИ перестали «размениваться» на поэзию, основным жизненным пространством для них стал интернет.
.
Так бы, казалось, и дальше будет, да вот случилась в Донбассе война. Подлая, грязная. За год разрушившая тысячи домов, уничтожившая и продолжающая уничтожать жизненно важные объекты – больницы, школы, водоводы, электрические сети. Снарядами и блокадой калечащая и убивающая детей, стариков и женщин. В тысячи ртов закричал Донбасс от страданий, боли и гнева. Горе матерей вознеслось к небесам и рассыпалось осколками в поэтических строках.
.
Бьёт война тебя в центр и околицы
Моя Горловка, моя горлица.
По домам, по деревьям - веточкам
Да по женам и малым деточкам.
Бьет война по надеждам и чаяньям,
Бьёт по душам тупым отчаяньем.
Чтобы стала руиной, уродиной
Моя Горловка, моя Родина.
.
Эти пронзительные по своей искренности строки принадлежат Ирине Вязовой-Быковской.  Братоубийственная война, страдания людей, тупое и бессмысленное уничтожение всего живого высвободило в ней огромный поэтический дар, который в один момент сделал ее настоящим народным поэтом. Ее стихи, сначала безымянные, читают укрывшиеся в подвалах от бомбежки горожане, переписывают от руки. Они бесчисленное множество раз скопированы в интернете. Они как слезы очищения – с  любовью и состраданием к ближним, жертвенностью, раскаяньем и прощением. Глубоко православный человек она помогает своим землякам молитвой, словом и делом – возит в Донбасс гуманитарную помощь.
.
Ирина Вязовая-Быковская – одна из тех 33 поэтов, чьи стихи вошли в поэтический сборник «Час мужества», изданный в России при содействии фонда «Русский мир». Эту первую книгу, авторы стихов которой объединены по «географическому признаку», в Донбассе долго ждали.  Парадокс состоит в том, что не будь войны, она бы вряд ли появилась. Но, как дончанка, уверена в том, что каждый из авторов готов отказаться и от книги и от части своего творчества, лишь бы не было войны. Лишь бы не хоронить друзей, не видеть как «Незваным гостем в дом родной Уже грядёт иной порядок, Где человечины вкус сладок» (Владимир Скобцов). Не прятать младенцев под кровати, оберегая их от осколков, когда «прилетело». Не засыпать и не просыпаться    от «бахов» и канонад. Не наблюдать зловещие картины текущего по ночному небу запрещенного во всем мире фосфора и не ощущать как «Горячий от солнца и горя, Мой город горит, как свечка У Господа на престоле» (Алина Федорова).
«Час мужества» - это еще одна перекличка с великой русской поэзией, общая точка боли. От названия, родившегося из строк «Час мужества пробил на наших часах», написанных Анной Ахматовой в блокадном Ленинграде, - до самой сути событий в Донбассе, восставшем за сохранение своего языка, «великого русского слова».
.
Рожденные в Донбассе считают, что есть особый донецкий патриотизм. Впрочем, это отмечают не только его жители. Я не имею в виду, конечно, модные нынче в среде «свидомитов» утверждения о том, что здесь живут бездуховные недочеловеки, «ватники» и «колорады», которые подлежат уничтожению. Привязанность к родной земле, бескрайним степям, терриконам и  даже промышленным пейзажам сквозит в творчестве практически всех уроженцев этого края. Патриотизм - и в том, что ни один из поэтов, чьи стихи вошли в сборник, не уехал из Донбасса. «Как, Если корни вырвешь из земли, Живым остаться?» (Светлана Сеничкина).  Они – с народом, они – сам народ. Народ, который, несмотря на обстрелы, каждый день латает водоводы и газопроводы, дает в дома свет, закрывает разбитые и целые  окна не только щитами, но и иконами. Который, как Игорь Шпарбер, спасается юмором и самоиронией:
.
А душа болит и стонет,
Потому-то есть резон:
Выпить водку на балконе.
Только где он, тот балкон?
.
Который под непрекращающимися обстрелами организовал на бульваре имени Пушкина летнюю читальню свободного доступа, проводит выставки картин и литературные вечера, а также  флеш-мобы  "Донбасс говорит по-русски". Который  холит и лелеет цветы «города миллиона роз».
.
На линию фронта ходили трамваи,
За линию фронта маршрутки ходили.
Дончане тем летом так много узнали
О людях, о жизни, о Боге, о мире...
.
(Марина Бережнева)
.
Расстреливаемый город, в котором не замирает жизнь, где работают театры и вузы, где школьники учат (наконец-то!) историю не об оккупации Россией Украины, где на родном русском языке пишут сочинения на заданные темы.
.
Как ты провёл это странное лето в городе,
где мост через реку вставал на дыбы от ужаса,
где всякое слово тонуло в железном грохоте,
где мальчики носят теперь на плече оружие?
.
(Анна Ревякина)
.
И даже в «Вальсе обреченных» звучит надежда:
.
Мальчики с улиц и девочки книжные…
Осень кружится в кварталах расстрелянных.
Знают лишь ангелы срок, нам отмеренный,
Только молчат, а мы всё-таки выживем.
.
(Владислав Русанов)
.
Этот сборник можно цитировать до бесконечности, потому что каждое слово в нем написано душой, слезами, а иногда и кровью, как в стихах русского «француза», поэта, артиста, литературоведа Юрия Юрченко. Прожив 20 лет во Франции, он бросил все и приехал в Донбасс, объяснив свой поступок очень просто:
.
Зачем иду я воевать? –
Чтоб самому себе не врать…
…За это «неуменье жить»
Не грех и голову сложить.
.
Плененный, он перенес нечеловеческие издевательства и пытки, был выменян ополченцами на трех украинских солдат, но до сих пор не восстановил здоровье.
.
«Час мужества» - это только один год войны – с начала военных действий в Донбассе и до нынешнего лета. А ведь война продолжается. И, вроде, действуют минские соглашения, ополченцы отводят тяжелые орудия, а снаряды летят, люди гибнут…
.
Перемирие – мир на периферии,
мир на краю мира,
здесь граница ойкумены –
дальше – люди со звериными головами,
дальше – нелюди с птичьими голосами,
птичьими голосами – птичьими правами,
а лучше вообще без прав…
.
… Небывалая история из газет
о тех,
кого для вас нет.
.
(Александра Хайрулина)
.
Сегодня в Донбассе пишут стихи даже те, кто раньше этого не делал. Кто лучше, кто хуже, кто для самого узкого круга. За рамками сборника также осталась многие поэты, не вошедшие в новорожденный Союз писателей ДНР. Такие, как Евгений Крюков-Донской - член Союза писателей Украины. (Теперь для донецких литераторов, надо полагать, и этот союз и членство в нем канули в Лету?) Крюков уже издал несколько своих сборников. А за истекший год, деля с Донбассом все его невзгоды, подготовил к выпуску еще один, где напомнил читателям о том, что растаптывая Донбасс,  враг ставит перед собой бОльшую цель – покорение России. И Донбассу в этой схватке отведена жертвенная и героическая роль Сталинграда.
.
Вновь актуален Сталинград…
Быть иль не быть опять России,
Когда со всех сторон грозят?
Опять чего-то не простили...
.
Трещит по швам Украина, искусственно сшитая в свое время большевиками. Уже «отъехал» Крым, Донбасс – в огне, партизанят Одесса и Харьков, холуйствует Киев, надеясь с помощью чужих штыков заставить «скакать» все регионы в едином националистическом и русофобском раже. Или уже не надеется?..
.
Разорвётся, как ни штопай,
наливай себе да пей.
Спит российский Севастополь
и Луганск – пока ничей.
.
(Иван Волосюк)
.
А Донецк стоит. И выстоит. И не говорите, что слишком пафосно. Как на душу легло:
.
На голый пол падёт,
на плечи ли
Отрезок крепа,
словно тряпица.
В гранит его
увековечили,
Отгородив корявой
рабицей.
.
А он стоит, возглавив
ход людской,
С непокорённою
осанкою.
Не позабыт своими,
не изгой,
Не ворон чёрный
над останками.
.
Он словно сокол,
в облаках парит,
В его величии -
любовь сердец.
Кто говорит сейчас?
Кто говорит?
Вещает миру о себе
Донецк.
.
(Ирина Горбань)
5
1
Средняя оценка: 2.87733
Проголосовало: 375