Слово Руси сберёгший
Слово Руси сберёгший
Этому просветителю мы обязаны сохранением Православия на западнорусских землях Речи Посполитой, грамматикой, которой пользуемся по сей день, и Словом Божьим – первой канонической Библией на Руси.
Князь Константин-Василий Константинович происходил из знаменитого рода князей Острожских, прославившегося на полях битв и духовной стезе. Сын гетмана Константина Ивановича Острожского, прямой потомок святого равноапостольного князя Владимира-Крестителя и святого рыцаря Федора Острожского, ревнителя и защитника Православия, участника Грюнвальдской битвы и гуситских войн, родился в Турове, где провел детство и юность.
Рано потерявший отца и выращенный матерью из знаменитого на Белой Руси рода князей Слуцких, князь с юных лет был убежденным сторонником Православия. Будучи владельцем огромных имений на землях Белой Руси, Украины и Польши, достигавших Кракова, юный Константин в 1559 году стал киевским воеводой, получив под свое начало почти все Правобережье и Волынь и превратившись в фактически равного королю Польши самого влиятельного правителя украинных земель Западной Руси, которые защищал от многочисленных татарских набегов.
Несмотря на то, что официально высшим ктитором Киевской метрополии числился польский король, именно князь Острожский стал наиболее значимой фигурой среди мирян в деле защиты и опеки православной церкви, патронат над которой и ее паствой перешел ему от отца. Константинопольский патриарх Иеремия II высоко ценивший усилия князя именовал его в своих грамотах поборником и хранителем всей православной веры на западнорусских землях.
В своих обширнейших имениях князь основал более 600 церквей и 20 монастырей, при которых открывались школы и больницы для народа русского. Сам Константин Константинович, не взирая на высокое положение, вел набожный образ жизни, много времени отдавая духовной жизни. В Великий пост он удалялся в монастырь, где проводил долгие ночи в думах и молитвах.
Князь был одной из самых авторитетных фигур в деле защиты Православия от унии с Римом. Он многократно обращался с посланиями к польскому королю, духовенству и народу русскому, выступал на Сеймах, стремясь оградить православное население Речи Посполитой от экспансии католицизма и иезуитов. Благодаря деятельности последних, православные священнослужители на землях Белой Руси и Украины были лишены возможности получения духовного образования. К концу XVI века у них оставались лишь школы начальной письменности и то лишь при отдельных монастырях и храмах. Сами же иезуиты, наоборот, развили и активно распространяли свою систему пропаганды и образования. Под угрозу было поставлено само существование Православия.
Именно поэтому князь Острожский стал оказывать постоянную поддержку школам при православных братствах, готовившим духовных наставников и подготовленных к православному служению пастырей. Он основал множество школ, в том числе во Львове, Турове, Слуцке, Владимире-Волынском… Больше всех из них прославилась знаменитая Острожская школа-академия, основанная в родовом поместье на территории нынешней Украины. Она имела трехступенчатую структуру и соединяла элементарную (начальную), среднюю и высшую системы образования. В основу была положена европейская система «7 наук» - грамматики, арифметики, диалектики, музыки, астрономии, риторики, геометрии. Одно из ключевых направлений – изучение церковнославянского языка. Здесь же, в Остроге, была создана одна из мощнейших типографий Центральной и Восточной Европы, где печатались учебники и духовно-просветительская литература.
При типографии князь Константин создал кружок, в который вошли образованнейшие люди и просветители Западной Руси – писатели, полемисты, переводчики, издатели. В их числе: русский первопечатник Иван Федоров, епископ Мелентий Смотрицкий, Тимофей и Василий Суражские, Герасим Смотрицкий, братья знаменитого борца против унии казачьего атамана Северина Наливайко, священники и просветители Демьян и Игнатий, Захария Копыстенский, киевский митрополит Иов Борецкий, основатель панегерического жанра поэт Андрей Римша, педагог и проповедник Стефан Зизаний (Тустановский)... В Остроге часто бывали и преподавали ученейшие люди православного и славянского мира того времени – патриарший экзарх священномученик Никифор Контакузин, будущий Александрийский и Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис, Дионисий Палеолог, автор «Апокризиса», считающегося одним из лучших образцов полемической литературы чех Мартын Броневский…
В Острожской типографии, просуществовавшей лишь 34 года,  были изданы десятки книг – от Азбуки до учебных и просветительских трактатов, оказавших огромное влиянии на развитие просвещения русского народа и развитие духовной мысли Православной церкви. Здесь была предпринята первая на Руси с XI века попытка привлечь на служение русской Православной церкви греческую и латинскую ученость. Именно здесь Стефан Зизаний издал первый учебник славянской грамматики, позже использованный М.В.Ломоносовым для создания первой полной научной нормативной грамматикой русского литературного языка, той грамматики, которой мы пользуемся и по сей день. А Иван Федоров напечатал свою знаменитую Библию Славянскую.
Князь Острожский, в отличие от предшественников, предпринял титанические усилия дабы сделать ее текст  каноническим, полным и общедоступным. Во время подготовки он отправил надежных людей в сербские, греческие, болгарские монастыри для сбора списков Слова Божьего. Неоднократно обращался к константинопольскому патриарху Иеремии с просьбой прислать «добре исправленныя и безпорочныя греческия и словенския рукописи». Из Москвы из библиотеки своего родственника царя Ивана Грозного он получил главный список, копию Геннадьевской Библии…
Острожская Библия и Грамматика славянского языка (1596) стали великими духовным сокровищем всего христианского и русского мiра. Недаром знаменитый чешский проповедник и полемист XVII века(из закарпатских русин)  Михаил Андрелла (Оросвиговский) утверждал, что истинную веру ему открыла лишь эта книга: «Един листок этой книги не отдал бы за всю Прагу, Англию и немецкую веру». Библия, изданная князем Острожский, была официально признана и востребована Патриархатом Русской православной церкви (первое московское издание 1663 г. было перепечаткой острожского издания И.Федорова 12 августа 1581 года и позже положено в основу Елизаветинского издания 1751 года) и обеспечивала литургические потребности православного славянства на протяжении четырех столетий!
Словно предчувствуя это, писатель Герасим Смотрицкий в стихе, завершавшем предисловие к первому изданию Библии, подчеркивал не только кровную, но и духовную преемственность князя Острожского с его предком св. князем Владимиром, крестившим Русь:
Владимир бо свой народ Крещением просветил,
Константин же благоразумия
Писанием осветил…
Константин Константинович Острожский, пользовавшийся огромной народной любовью и поддержкой, имел все шансы стать в 1586 году новым, избранным королем Речи Посполитой, а в 1598 году занять престол Московской Руси, поскольку приходился троюродным братом царю Ивану Грозному (через Елену Глинскую). Однако стал в обоих случаях жертвой иезуитской подлости и коварства иезуита Петра Скарги - серого кардинала унии с Римом, втершегося и в княжескую семью. Иезуиты убили преемника Острожского в деле защиты Православия на Западной Руси юного князя Дмитрия Сангушко, обеспечили исчезновение завещания князя, искалечили жизнь любимой племянницы Елизаветы, убив ее возлюбленного (и доведя юную княжну до безумия) и сыновей - Александр и Иван ушли из жизни при странных и таинственных обстоятельствах в польском Люблине в разное время в доме одного и того же человека (младший сын был отравлен слугой), оборвав тем самым знаменитый род по мужской линии.
Невзирая на все испытания, беды и невзгоды, князь дожил до глубокой старости, до последнего дня оставаясь верным Православию и избранной стезе просветителя Руси. Именно благодаря ему в октябре 1596 года Брестский православный собор выстоял под нажимом католиков и иезуитов, вследствие чего от римо-униатского «душехватства» было сохранено Православие на украинских и белорусских землях и усилились их контакты с единоверной Московской Русью.
Родившийся на Белой Руси князь упокоился на Украине 13 (26) февраля 1608 года. Здесь же, в Богоявленской замковой церкви родового Острога, он и похоронен. Перед самой смертью он успел основать третью типографию в Киево-Печерской Лавре, ставшую впоследствии основой знаменитой киево-печерской типографии, ставшей в XVII веке главной поддержкой Православия в юго-западной Руси.
Этому просветителю мы обязаны сохранением Православия на западнорусских землях Речи Посполитой, грамматикой, которой пользуемся по сей день, и Словом Божьим – первой канонической Библией на Руси.
Князь Константин-Василий Константинович происходил из знаменитого рода князей Острожских, прославившегося на полях битв и духовной стезе. Сын гетмана Константина Ивановича Острожского, прямой потомок святого равноапостольного князя Владимира-Крестителя и святого рыцаря Федора Острожского, ревнителя и защитника Православия, участника Грюнвальдской битвы и гуситских войн, родился в Турове, где провел детство и юность.
Рано потерявший отца и выращенный матерью из знаменитого на Белой Руси рода князей Слуцких, князь с юных лет был убежденным сторонником Православия. Будучи владельцем огромных имений на землях Белой Руси, Украины и Польши, достигавших Кракова, юный Константин в 1559 году стал киевским воеводой, получив под свое начало почти все Правобережье и Волынь и превратившись в фактически равного королю Польши самого влиятельного правителя украинных земель Западной Руси, которые защищал от многочисленных татарских набегов.
Несмотря на то, что официально высшим ктитором Киевской метрополии числился польский король, именно князь Острожский стал наиболее значимой фигурой среди мирян в деле защиты и опеки православной церкви, патронат над которой и ее паствой перешел ему от отца. Константинопольский патриарх Иеремия II высоко ценивший усилия князя именовал его в своих грамотах поборником и хранителем всей православной веры на западнорусских землях.
.
В своих обширнейших имениях князь основал более 600 церквей и 20 монастырей, при которых открывались школы и больницы для народа русского. Сам Константин Константинович, не взирая на высокое положение, вел набожный образ жизни, много времени отдавая духовной жизни. В Великий пост он удалялся в монастырь, где проводил долгие ночи в думах и молитвах.
Князь был одной из самых авторитетных фигур в деле защиты Православия от унии с Римом. Он многократно обращался с посланиями к польскому королю, духовенству и народу русскому, выступал на Сеймах, стремясь оградить православное население Речи Посполитой от экспансии католицизма и иезуитов. Благодаря деятельности последних, православные священнослужители на землях Белой Руси и Украины были лишены возможности получения духовного образования. К концу XVI века у них оставались лишь школы начальной письменности и то лишь при отдельных монастырях и храмах. Сами же иезуиты, наоборот, развили и активно распространяли свою систему пропаганды и образования. Под угрозу было поставлено само существование Православия.
Именно поэтому князь Острожский стал оказывать постоянную поддержку школам при православных братствах, готовившим духовных наставников и подготовленных к православному служению пастырей. Он основал множество школ, в том числе во Львове, Турове, Слуцке, Владимире-Волынском… Больше всех из них прославилась знаменитая Острожская школа-академия, основанная в родовом поместье на территории нынешней Украины. Она имела трехступенчатую структуру и соединяла элементарную (начальную), среднюю и высшую системы образования. В основу была положена европейская система «7 наук» - грамматики, арифметики, диалектики, музыки, астрономии, риторики, геометрии. Одно из ключевых направлений – изучение церковнославянского языка. Здесь же, в Остроге, была создана одна из мощнейших типографий Центральной и Восточной Европы, где печатались учебники и духовно-просветительская литература.
При типографии князь Константин создал кружок, в который вошли образованнейшие люди и просветители Западной Руси – писатели, полемисты, переводчики, издатели. В их числе: русский первопечатник Иван Федоров, епископ Мелентий Смотрицкий, Тимофей и Василий Суражские, Герасим Смотрицкий, братья знаменитого борца против унии казачьего атамана Северина Наливайко, священники и просветители Демьян и Игнатий, Захария Копыстенский, киевский митрополит Иов Борецкий, основатель панегерического жанра поэт Андрей Римша, педагог и проповедник Стефан Зизаний (Тустановский)... В Остроге часто бывали и преподавали ученейшие люди православного и славянского мира того времени – патриарший экзарх священномученик Никифор Контакузин, будущий Александрийский и Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис, Дионисий Палеолог, автор «Апокризиса», считающегося одним из лучших образцов полемической литературы чех Мартын Броневский…
В Острожской типографии, просуществовавшей лишь 34 года,  были изданы десятки книг – от Азбуки до учебных и просветительских трактатов, оказавших огромное влиянии на развитие просвещения русского народа и развитие духовной мысли Православной церкви. Здесь была предпринята первая на Руси с XI века попытка привлечь на служение русской Православной церкви греческую и латинскую ученость. Именно здесь Стефан Зизаний издал первый учебник славянской грамматики, позже использованный М.В.Ломоносовым для создания первой полной научной нормативной грамматикой русского литературного языка, той грамматики, которой мы пользуемся и по сей день. А Иван Федоров напечатал свою знаменитую Библию Славянскую.
Князь Острожский, в отличие от предшественников, предпринял титанические усилия дабы сделать ее текст  каноническим, полным и общедоступным. Во время подготовки он отправил надежных людей в сербские, греческие, болгарские монастыри для сбора списков Слова Божьего. Неоднократно обращался к константинопольскому патриарху Иеремии с просьбой прислать «добре исправленныя и безпорочныя греческия и словенския рукописи». Из Москвы из библиотеки своего родственника царя Ивана Грозного он получил главный список, копию Геннадьевской Библии…
Острожская Библия и Грамматика славянского языка (1596) стали великими духовным сокровищем всего христианского и русского мiра. Недаром знаменитый чешский проповедник и полемист XVII века(из закарпатских русин)  Михаил Андрелла (Оросвиговский) утверждал, что истинную веру ему открыла лишь эта книга: «Един листок этой книги не отдал бы за всю Прагу, Англию и немецкую веру». Библия, изданная князем Острожский, была официально признана и востребована Патриархатом Русской православной церкви (первое московское издание 1663 г. было перепечаткой острожского издания И.Федорова 12 августа 1581 года и позже положено в основу Елизаветинского издания 1751 года) и обеспечивала литургические потребности православного славянства на протяжении четырех столетий!
Словно предчувствуя это, писатель Герасим Смотрицкий в стихе, завершавшем предисловие к первому изданию Библии, подчеркивал не только кровную, но и духовную преемственность князя Острожского с его предком св. князем Владимиром, крестившим Русь:
.
Владимир бо свой народ Крещением просветил,
Константин же благоразумия
Писанием осветил…
Константин Константинович Острожский, пользовавшийся огромной народной любовью и поддержкой, имел все шансы стать в 1586 году новым, избранным королем Речи Посполитой, а в 1598 году занять престол Московской Руси, поскольку приходился троюродным братом царю Ивану Грозному (через Елену Глинскую). Однако стал в обоих случаях жертвой иезуитской подлости и коварства иезуита Петра Скарги - серого кардинала унии с Римом, втершегося и в княжескую семью. Иезуиты убили преемника Острожского в деле защиты Православия на Западной Руси юного князя Дмитрия Сангушко, обеспечили исчезновение завещания князя, искалечили жизнь любимой племянницы Елизаветы, убив ее возлюбленного (и доведя юную княжну до безумия) и сыновей - Александр и Иван ушли из жизни при странных и таинственных обстоятельствах в польском Люблине в разное время в доме одного и того же человека (младший сын был отравлен слугой), оборвав тем самым знаменитый род по мужской линии.
Невзирая на все испытания, беды и невзгоды, князь дожил до глубокой старости, до последнего дня оставаясь верным Православию и избранной стезе просветителя Руси. Именно благодаря ему в октябре 1596 года Брестский православный собор выстоял под нажимом католиков и иезуитов, вследствие чего от римо-униатского «душехватства» было сохранено Православие на украинских и белорусских землях и усилились их контакты с единоверной Московской Русью.
Родившийся на Белой Руси князь упокоился на Украине 13 (26) февраля 1608 года. Здесь же, в Богоявленской замковой церкви родового Острога, он и похоронен. Перед самой смертью он успел основать третью типографию в Киево-Печерской Лавре, ставшую впоследствии основой знаменитой киево-печерской типографии, ставшей в XVII веке главной поддержкой Православия в юго-западной Руси.